Задания для самостоятельной работы обучающихся

Задания для СРО Кол-во часов
  1 семестр  
Составить конспект основных положений документов о языках в Республике Казахстан  
Подготовиться к дискуссии на тему «Умение выступать публично – это врожденный талант или умение, которое можно выработать?»    
Комплексный анализ текста (самостоятельный подбор текстов по специальности).  
Подготовить сообщение повествовательного характера о народных традициях.  
Написать сочинение-описание об одном из произведений искусства.  
Написать сочинение-рассуждение на тему «Молодежь Казахстана за здоровый образ жизни».  
Подготовить репортаж с мест празднования национального праздника в родном городе (селе).  
Написать автобиографию, заявление с просьбой принять вас на работу, о предоставлении академического отпуска, деловую характеристику вашего друга, сокурсника, отчёт о выполнении производственного задания или о работе
Составить законопроект о правах молодежи Казахстана.  
Написать эссе на тему «Человек и его место в природе»
Подобрать тексты научно-популярного и научно-учебного подстилей. Проанализировать их по плану: - композиционные части (микротемы); - направленность содержания статьи – научная, практическая, научно-практическая, полемическая, информативная; - языковые средства, отражающие эту направленность.  
Написать сочинение-рассуждение на тему «Режим дня студента».
Подготовить научный доклад о местах отдыха и здравницах Казахстана.  
Подготовить реферат на тему «Экологические проблемы Казахстана»  
Составить научный текст-описание своего мобильного телефона или компьютера
  2 семестр  
Сопоставительный анализ текстов разных подстилей.
Подобрать текст из учебной литературы по специальности. Определить коммуникативную задачу и представленные в нем смысло-речевые ситуации.  
Анализ способов развития информации в тексте по специальности
Структурно-смысловой анализ текста по специальности.
Составить план научно-учебного текста из литературы по специальности
1. Составить тезисы научного текста по специальности, написанного ученым нашего университета. 2. Составить тезисы биографических сведений об ученых нашего университета (на выбор)
Написать подробный интегральный конспект текста по специальности.
Подготовить письменное сообщение об одном из ученых Казахстана в соответствии с планом развернутого содержания с использованием цитат.  
1. Подготовить устное сообщение на тему “Аннотирование научной литературы” 2. Подобрать в каталоге библиотеки две-три аннотации книг по специальности, определить структуру, выделить в тексте языковые и речевые особенности аннотации и объяснить, чем обусловлено их употребление.
Составить реферат научного текста по специальности.
Написать рецензию на научную статью по специальности.
Подготовить текст резюме-выводов на казахском (и английском языках) для статьи на русском языке.
Подготовить дискуссию на тему «Что важнее – писать без ошибок или с ошибками, но при этом точно, понятно выражать свои мысли?».
Подготовить публичное выступление на тему, связанную с будущей профессией.
Подготовиться к проведению деловой игры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для выполнения СРО

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА

1. Прочитайте текст, выясните значения непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ.

1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущённый, критический и т.д.).

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании. Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания.

6. Составьте план.

7. Проговорите своё высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.

8. Попросите кого-нибудь послушать вас, учтите их замечания.

КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.

2. Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением?

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБЪЯВЛЕНИЯ

В объявлении: 1) называют адресата; 2) кратко излагают деловую информацию; 3) указывают, от чьего имени она даётся.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ (ДИСПУТА).

1. Вступительное слово (открытие дискуссии):

- объявляется тема дискуссии;

- дается ее обоснование и формулируется проблема (тезис и антитезис, т.е. противоположное положение, мнение);

- формулируется цель дискуссии;

- определяются ключевые понятия через дефиницию, ряды определений, контрастные понятия, через функциональные конкретизаторы, через синонимы, антонимы и т.д.

2. Реплики, организующие дискуссию:

- стимулирующие участников дискуссии к высказыванию;

- корректирующие, направляющие дискуссионный диалог на соответствие его теме и задаче;

- подчеркивающие то общее, что есть в высказываниях спорящих;

- снимающие напряжение, возможный конфликт, двусмысленность;

- корректирующие тональность, речевое поведение общающихся.

3. Заключительное слово (подведение итогов):

- отмечается результат проведенной дискуссии (достижение цели): дискуссия результативная, мало-, частично результативная; нерезультативная;

- формулируется вариант согласованной точки зрения или обозначаются выявленные противоположные точки зрения, их основная аргументация; характеризуется состояние вопроса;

- отмечаются наиболее аргументированные и конструктивные выступления; стремление к согласию; тактичное поведение некоторых коммуникантов.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТЕКСТА

Художественный стиль

Лексика, присущая этому стилю:светлая даль, призрачное счастье, розовый закат, ясная лазурь, огненный свет, блестящая зелень, тоска, печаль, вдохновение;

Цель:художественное изображение жизни.

Сфера употребления:сфера искусства слова.

Функция: выполнение эстетической функции, функции эмоционально-образного воздействия на читателя.

Стиль речи, характеризующийся образностью, эмоциональностью, единством коммуникативной и эстетической функций, использованием эпитетов, метафор, сравнений, аллегорий, стилистических фигур.

Официально-деловой стиль

Лексика, присущая этому стилю:оплату гарантируем, месячный срок, акт, протокол; объявить благодарность, ставим в известность, сообщаем, что, распоряжение; обращение к официальному лицу или в государственное учреждение;

Стиль речи, для которого характерны официальность, безличность, точность, стандартизированность.

Имеет следующие языковые особенности: устойчивость, канцеляризмы, отсутствие эмоциональности, обилие отглагольных существительных,обобщенность, отвлеченность, логичность, объективность, точность:

Сфера употребления:административно-правовая;

Жанры:заявление, расписка, акт, доверенность, международные договора, государственные акты, юридические законы, постановления, уставы и т.п.

Публицистический стиль

Лексика: приватизация, демократия, бизнес, идеология; демократия, прогрессивное человечество, силы реакции, священный долг; привлечение общественного мнения к какому-либо факту;

Цель:воздействие на слушателей с целью агитации, пропаганды, привлечения к злободневным проблемам.

Сфера:общественно-политическая; употребляется в общественно-политической литературе, периодической печати, ораторской речи

Жанры:речи, газетные жанры: очерки, статьи, фельетоны и др.

Разговорный стиль

Лексика:вешать лапшу на уши, физичка, бабки; башковитый, безмозглый, шарашкина контора.

Цель:обмен информацией; стиль, который служит, прежде всего, для непосредственного обмена мыслями, т.е. для общения с окружающими нас людьми, и характеризующийся непринужденностью в применении языковых средств

Сфера употребления:бытовая

Черты:отсутствие официальности, непосредственность, неподготовленность и непринужденность общения.

Жанры: беседа, разговор, спор, рассказ, записка

Научный стиль

Лексика:дифференциация, абсорбция, преломление лучей; реферат, каталог, низкая температура, поглощать, абстрактный ускорение;

Цель: сообщение научных сведений;

Сфера: научная

Имеет следующие языковые особенности: терминологичность, наличие отглагольных существительных, сложный синтаксис, доказательность, ссылки на источники и др.

Жанры: статья, монография, учебник, рецензия, обзор, лекция, тезисы

Наши рекомендации