Требования к профессиональным компетенциям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная социокультурная ситуация коренным образом меняет требования к современному социальному педагогу, основной функцией которого становится формирование обучающегося как компетентного, многомерного субъекта жизнедеятельности и культуры. Наиболее актуальным в системе подготовки социальных педагогов становится компетентностный подход, с позиций которого выдвигаются новые требования к профессионально-педагогической подготовке и ее ориентации на развитие личности педагога, усвоение способов педагогической деятельности, овладение культурой и технологиями педагогической работы. Акцент на компетентностном подходе в обучении, предполагает значительное усиление роли и значимости самостоятельной работы студентов, использование эффективных педагогических технологий.
В связи с этим, модернизация социально-педагогического образования предполагает, что в основе концепции обновления содержания и научно-методического обеспечения профессиональной подготовки социальных педагогов к реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании должны лежать четко обозначенные цели (характеристики результата «на выходе»), то есть те профессиональные компетенции, которыми должен овладеть студент, чтобы быть профессионалом в реализации компетентностного подхода в социально-педагогической работе с учащимися.
Профессиональная подготовка социальных педагогов включает определенные компетенции в области социального воспитания в таких учебно-образовательных учреждениях как школа, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования для детей и молодежи.
Актуальность учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования» обусловлена необходимостью подготовки кадров, способных выполнять социальный заказ на воспитание в соответствии с современными изменениями в практике учреждений образования, возросшей потребностью педагогических коллективов учреждений образования владеть современными педагогическими технологиями воспитания, образования и организации досуга, которые призваны обеспечить формирование гармонично развитой личности, развитие индивидуальности детей и подростков, актуализацию их личностного потенциала, способности к духовному обновлению и культурному саморазвитию.
Цель преподавания раздела «Социальное воспитание в учреждениях образования» учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» заключается в формировании у будущих специалистов целостного представления о специфике и закономерностях социального воспитания как процесса в различных образовательных учреждениях и как основы формирования социально-личностных компетенций обучающихся.
Задачипреподавания раздела учебной дисциплины:
- сформировать у студентов знания о теоретических подходах к организации социального воспитания детей, подростков, молодежи в учреждениях образования разного типа как основы формирования социально-личностных компетенций обучающихся;
- раскрыть специфику понятия «социальное воспитание» и его особенностей в учреждениях образования различного типа;
- сформировать умения организации социального воспитания в учреждениях дошкольного образования, общего среднего образования, дополнительного образования с учётом реализации компетентностного подхода;
- сформировать умения организации социально-педагогических условий для формирования компетенций детей разного возраста с разными социально-нравственными потребностями и задатками;
- способствовать развитию профессионально-личностных компетенций студента по реализации компетентностного подхода в учреждениях образования.
Место учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования» в системе подготовки социального педагога, связи с другими учебными дисциплинами
Раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования» тесно связан с другими разделами данной дисциплины. Данный раздел базируется на содержании учебных дисциплин «Педагогика», «Психология». Продуктивное освоение содержания учебной дисциплины оптимизирует изучение учебного материала по учебным дисциплинам специального цикла «Теория и практика социальной педагогики», «Теория и практика социально-педагогической работы с семьей», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Основы социально-педагогической деятельности», «Основы профессионального мастерства социального педагога» и др.
Требования к освоению учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования» в соответствии с образовательным стандартом
Изучение учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» (раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования»)» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Требования к академическим компетенциям.
Студент должен:
– АК-1.Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
– АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
– АК-4. Уметь работать самостоятельно.
– АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).
– АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
– АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.
– АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
– АК-10. Уметь осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.
– АК-12. Уметь самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.
Требования к социально-личностным компетенциям.
Студент должен:
– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
– СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
– СЛК-6. Уметь работать в команде.
– СЛК-7. Владеть навыками рефлексии в профессиональной деятельности.
– СЛК-8. Уметь координировать собственную деятельность с деятельностью других специалистов.
– СЛК-9. Быть способным к осуществлению самообразования и самосовершенствования профессиональной деятельности.
Требования к профессиональным компетенциям.
Студент должен быть способен:
– ПК-1. Уметь организовывать социально-педагогическую деятельность по защите прав и интересов детей в соответствии с основными направлениями социальной политики Республики Беларусь.
– ПК-2. Быть способным создавать благоприятные условия для успешной социализации личности и формировать благоприятную социально-культурную среду жизнедеятельности.
– ПК-3. Уметь осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами и законодательством Республики Беларусь в области образования.
– ПК-17. Быть способным осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и изменением содержания социально-педагогической деятельности.
– ПК-18. Использовать оптимальные методы, формы и средства обучения.
– ПК-30. Быть способным внедрять в практику социально-педагогической деятельности новые научные результаты исследований.
– ПК-33. Использовать оптимальные методы, формы, средства воспитания.
– ПК-37. Эффективно реализовывать ценностно-ориентационную деятельность с воспитанниками и родителями.
В результате изучения раздела «Социальное воспитание в учреждениях образования» учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» студент должен знать:
- теоретические подходы к организации социального воспитания в учреждениях образования разного типа как основы формирования социально-личностных компетенций обучающихся;
- особенности, возрастные задачи и принципы социального воспитания;
- теоретические основы формирования социально-личностных компетенций обучающихся;
- психолого-педагогические и методические подходы по организации личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющих проблемы в общении, обучении, развитии, социализации.
В результате изучения раздела «Социальное воспитание в учреждениях образования» учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» студент долженуметь:
- реализовывать научные подходы к формированию социально-личностных компетенций у обучающихся в процессе социального воспитания в условиях учреждения образования;
- взаимодействовать с семьей и социальным окружением по формированию социально-личностных компетенций обучающихся в процессе социального воспитания;
- организовывать социальную среду для формирования социально-личностных компетенций обучающихся;
- организовывать и проводить воспитательные мероприятия, способствующие формированию социальных компетенций обучающихся;
- конструировать социальный опыт обучающихся в условиях учреждения образования разного типа.
В результате изучения раздела «Социальное воспитание в учреждениях образования» учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» студент долженвладеть:
- методами и технологиями формирования социально-личностных компетенций обучающихся в процессе социального воспитания в учреждении образования;
- методами изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- методами изучения особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников как условия формирования социально-личностных компетенций обучающихся;
- навыками создания воспитывающей среды в учреждении образования для формирования социально-личностных компетенций обучающихся.
Всего на раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования» учебной дисциплины «Теория и методология социально-педагогической помощи» отводится 148 академических часов, из них 64 аудиторных часов. Распределение аудиторных часов по видам занятий для студентов дневной формы получения образования: 30 часов лекций (из них 4 часа УСРС), 34 часа семинарских занятий (из них 2 часа УСРС). Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов – 48 часов.
Распределение 14 аудиторных часов по видам занятий для студентов заочной формы получения образования: 8 часов лекций, 6 часов семинарских занятий.
Текущая аттестация проводиться в соответствии с учебным планом специальности в форме экзамена в 1 семестре для студентов дневной формы получения образования, во 2 семестре – для студентов заочной формы получения образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел «Социальное воспитание в учреждениях образования»