Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения
Метод это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. Прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Средства обучения – то, через что проходит процесс обучения. В структуре методов обучения выделяют объективную часть метода, в которой отражаются общие для всех дидактические принципы, правила; субъективную часть метода (личность педагога, особенности учащегося, конкретные условия). С помощью метода осуществляется взаимодействие учителя и учащегося. Если рассматривать метод в виде кристалла, то он имеет следующие грани: запроектированные учителям цели учебно-воспитательной деятельности; пути, которые выбирает педагог для достижения этих целей; способы сотрудничества, соответствующие поставленным задачам; содержание обучения вместе с конкретным учебным материалом; логика учебно-познавательного процесса; источники информации. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система: традиционная, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний, по которому называется метод: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод: по назначению т.е. в качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке; метод приобретения знаний, формирования умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление и проверка; по типу познавательной деятельности: это уровень самостоятельности познавательной деятельности, который достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме. МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский; по дидактическим целям – методы, способствующие первичному усвоению учебного материала( информационно-развивающий, эвристический, исследовательский), и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний; бинарные – методы преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий); полинарные (методы обучения, которые сочетают источники знаний, уровни познавательной активности, логические пути учебного познания) – метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Выбирая метод нужно учитывать цель, задачи и пути осуществления познавательного процесса..
Выбор методов обуч зависит от: общих целей образования, воспитания и развития учащ и ведущих установок совр дидактики; цели, задач и содержания материала конкретного урока; времени, отведенного на изучение того или иного материала; возрастных особенностей учащихся; уровня их реальных познавательных возможностей; уровня подготовленности учащ; материальной оснащенности; возможностей и особенностей учителя.
Классификация методов обучения:
По источникам знаний - словесные, наглядные, практические.
Дидактические задачи – методы устного изложения, самостоятельной работы, применение знаний на практике, закрепление изучаемого материала, проверки и оценки знаний, у и н.
Дидактические цели – методы организации и осуществления учебно-познов деят-ти, контроля и самоконтроля в обучении, стимулирования и мотивации.
Характер деят-ти обучаемых – объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковой, исследовательский.
Методы по источникам: словесные (рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с печатн источниками)
Наглядные (метод иллюстраций, демонстраций)
Практические (упражнение, практическая работа, лабораторная работа, решение задачи)
Дидактическая игра – это активная учебная деят-ть по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Методы по характеру познавательной деят-ти: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.
Методы закрепления материала – беседа, самостоят работа с учебником.
Методы самост работы – самост работа с учебником, лабораторн работы.
Средства обучения по составу объектов – материальные и идеальные
ТСО – устройства, помогающие учит обеспечивать учащ учебной информац, управлять процессами запоминания, применение и понимания знаний, контролировать рез-ты обучения.