Методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения. Различные подходы к классификации методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения.

Урок: типология и структура. Разнообразие форм организации обучения и педагогические возможности и условия применения. Планирование и проведение уроков различных типов.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является – урок.

Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Типы уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные) уроки;

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений и навыков;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки проверки (контроля) и коррекции знаний, умений;

6) уроки закрепления и повторения знаний.

Структура урока:

1) Организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке).

2) Постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

3) Проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала).

4) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

5) Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях).

6) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

7) Закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков).

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль и самоконтроль знаний.

10) Информация о Д/З (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения).

1. Подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.д.).

Требования к современному уроку:

1. Дидактические (образовательные):

1) Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков

2) Реализация принципов целостного педагогического процесса.

3) Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.

4) Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке.

5) Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.

6) Сочетание различных общих форм организации учебной работы.

7) Разнообразие типов и видов урока.

8) Осуществление межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие (психологические):

· Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.

· Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся.

· Развитие познавательных интересов.

· Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.

· Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.

· Обеспечение условий учебно-познавательной деятельности учащихся.

· Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.

· Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.

· Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п..

3. Организационные требования:

· Наличие продуманного плана проведения урока.

· Организационная четкость проведения урока, своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность.

· Структурная гибкость и подвижность урока.

· Подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

· Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.

· Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока.

4. Гигиенические:

· Оптимальный температурный режим.

· Воздушный режим.

· Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.

· Соблюдение норм освещения.

· Предупреждение утомления и переутомления.

· Чередование видов деятельности.

· Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера.

Урок: типология и структура. Разнообразие форм организации обучения и педагогические возможности и условия применения. Планирование и проведение уроков различных типов.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является – урок.

Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Типы уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные) уроки;

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений и навыков;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки проверки (контроля) и коррекции знаний, умений;

6) уроки закрепления и повторения знаний.

Структура урока:

1) Организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке).

2) Постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

3) Проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала).

4) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

5) Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях).

6) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

7) Закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков).

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль и самоконтроль знаний.

10) Информация о Д/З (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения).

1. Подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.д.).

Требования к современному уроку:

1. Дидактические (образовательные):

1) Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков

2) Реализация принципов целостного педагогического процесса.

3) Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.

4) Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке.

5) Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.

6) Сочетание различных общих форм организации учебной работы.

7) Разнообразие типов и видов урока.

8) Осуществление межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие (психологические):

· Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.

· Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся.

· Развитие познавательных интересов.

· Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.

· Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.

· Обеспечение условий учебно-познавательной деятельности учащихся.

· Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.

· Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.

· Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п..

3. Организационные требования:

· Наличие продуманного плана проведения урока.

· Организационная четкость проведения урока, своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность.

· Структурная гибкость и подвижность урока.

· Подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

· Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.

· Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока.

4. Гигиенические:

· Оптимальный температурный режим.

· Воздушный режим.

· Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.

· Соблюдение норм освещения.

· Предупреждение утомления и переутомления.

· Чередование видов деятельности.

· Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера.

Методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения. Различные подходы к классификации методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения.

Метод обучения – совокупность путей, способов достижения цели, решения задач образования.Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению целей обучения (Лернер, 1983).

Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие в реализации метода обучения. По отношению к методу приемы носят частный характер. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и наоборот.

Методы, приемы и средства обучения соответствуют целям, содержанию учебной информации. От применяемых методов, приемов, средств обучения зависит успех всего учебного процесса.

Классификации методов обучения:

  1. Традиционная (по источнику знаний): практика, наглядность, слово, работа с книгой и видеоматериалами.
  2. По назначению (Данилов, Есипов): приобретение знаний; формирование умений; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.
  3. По типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин): объяснительно-репродуктивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
  4. По дидактическим целям (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников): методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
  5. .Бинарная классификация (Махмутов Н. И.): методы преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий); методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый).

6. Методы по Бабанскому Ю. К.:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные, наглядные, практические;

б) индуктивный и дедуктивный;

в) репродуктивный и проблемно-поисковый;

г) самостоятельной работы;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) стимулирование и мотивация интереса к учению;

б) стимулирование и мотивация долга и ответственности в учении;

3) методы контроля и самоконтроля:

а) метод контроля и самоконтроля;

б) метод письменного контроля и самоконтроля;

в) метод лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее полной является классификация методов обучения Ю.К.Бабанского Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Словесные методы: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.

Рассказ- последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Задачи метода: вызвать положительные нравственные чувства (сопережи­вание, радость, гордость) или негодование по поводу тех или иных действий и событий; раскрыть содержание нравственных понятий и норм пове­дения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. Требования к методу: эмоциональность изложения материала; доступность подачи материала; создание воспитывающей ситуации в виде эстетически оформленного фона (звуки, кинофильмы, картины и пр.).

Объяснение используется, если не удалось обеспечить ясное и четкое понимание учащимися тех или иных положений с по­ мощью рассказа. Задачи метода: обеспечить четкое понимание учебного материала; вызвать познавательный интерес учащихся. Требования к методу: выяснение непонятного учебного материала; доступное изложение еще раз этого материала; проведение контроля.

Беседа - вопросно-ответный метод активного взаимодейст­вия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учеб­но-воспитательного процесса для сообщения новых знаний, за­крепления, проверки и оценки знаний. Задачи метода: обеспечить через коммуникативно-эмоциональное воздействие на учащегося развитие познавательного интереса; обеспечить закрепление и контроль знаний и умений; развить у учащихся коммуникативные умения. Требования к методу: обоснование темы; краткая характеристика учителем материала, а затем постановка вопросов с тем, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения; обязательное заключительное слово учителя.

Лекция приближается к рассказу и отли­чается от него большей информативно-познавательной емко­стью, большей сложностью логических построений, образов, до­казательств и обобщений, большей продолжительностью. Задачи метода :передача теоретических знаний, формирующих мировоз­зрение, кругозор учащихся; формирование умений добывать, систематизировать и при­менять знания; становление умений учиться, навыков самообразования; формирование навыков закрепления знаний, умений. Требования к методу: информационная емкость; системное, логическое построение учебного материала; высокая доказательность теоретических конструкций учеб­ного материала; подготовленность аудитории к восприятию сложного по содержанию и по построению учебного материала.

Дискуссии и диспуты — методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. Методы основаны на том, что знания, добытые в ходе столк­новения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Задачи методов: обучить искусству ведения полемики, спора, отстаивания своей точки зрения; стимулировать познавательный интерес к учебе; сформировать умения добывать знания в ходе столкновения разных точек зрения (поисковые умения); обучить искусству выражать свои эмоции в споре. Требования к методам: грамотная, корректная постановка проблемы; стимулирующий характер деятельности учителя с целью повысить активность учащегося; продуктивный характер мышления в ходе реализации методов; гласность результатов дискуссии; обязательное доведение до учащихся результатов дискуссии, диспута.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация, иллюстрация.

Наблюдение служит для подготовки учащихся к необходи­мым обобщениям и выводам или подтверждает их. Наблюдение может быть самостоятельным либо под руководством учителя. Требования к методу: тщательный отбор объектов наблюдения, при необходимо­сти специальная их подготовка; адекватность методики наблюдения характеру исследуемых явлений; осознанность учащимися цели наблюдения; наличие плана; владение техникой фиксирования результатов наблюдения (записи, зарисовки, фотоснимки, таблицы и др.).

Демонстрации и иллюстрации — наглядное представление (показ) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В этом методе большую роль играют технические средства. Требования к методу: тщательный отбор материала (натуральные предметы, ма­кеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении); оптимальное количество демонстраций; подбор качественных иллюстраций, обеспечение техники безопасности при демонстрациях; объяснение учащимся цели и содержания демонстрации; обеспечение ясности и точности восприятия; коллективное подведение итогов и самостоятельность вы­водов (при изложении нового материала).

Практические методы– способы выполнения реальных учебных действий, направленых на формирование практических умений и навыков. К ним относят: метод упражнения, лабораторный, практический.

Метод упражнения - это способ многократного выполнения умственной или практической деятельности, с целью формирования и развития ЗУН.

Разновидности упражнений: воспроизводящие; творческие; упражнения с комментированием; устные, письменные и графические. Требования: наличие специального оборудования, объяснение учителя, показ, проба, выполнение работы, контроль. Использование упражнений предусматривает прохождение трех взаимосвязанных этапов: воспроизведение действий по образцу в целях их закрепления; применение усвоенных действий в новых условиях; выполнение упражнений творческого характера.

Лабораторный метод- это способ организации учебной деятельности в специальных условиях, со специальным оборудованием. Разновидности – методы демонстрационного характера, исследовательского характера.

Практический метод- это способ осуществления учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, получения новых знаний, умений, навыков.

Индуктивный и дедуктивный методы — способы, позволяющие раскрыть и усвоить логику содержанию учебного материала путем получения достоверных сведений об объекте изучения в направлении от единичного к общему или отобщего к частному..

Репродуктивный и проблемно-поисковыйметоды отражают харак­тер познавательной деятельности и включают в себя: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический) метод; исследовательский метод.

Метод самостоятельной работы- отражает позицию учащихся в учебной деятельности и характер управления ею со стороны учителя. Применяется в таких разновидностях как самостоятельная работа по заданию учителя, самостоятельная работа за рамками требований учителя. Наиболее распространен метод самостоятельной работы с книгой, учебником.

Наши рекомендации