Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения

Метод – это форма практического и теоретического усвоения материала.

Метод обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигаются усвоение знаний, умений и навыков, формируется мировоззрение, развиваются способности.

Классификация методов: 1) по источнику полученных знаний (словесные, наглядные, практические); 2) по форме деятельности учителя и ученика выделяют методы преподавания и обучения; 3) по характеру познавательной деятельности (репродуктивный рассказ, объяснительно-иллюстрационный – демонстрация, исследовательский, самостоятельные работы); 4) по форме умственных заключений (методы индукции (от конкретного к общему), дедукции (от общего к частному)).

Основа классифик. Харламова – задачи, этапы и фу-ции обуч.: 1) методы устного излож. знаний учит-м и активизации познават. деят. уч-ся (рассказ, объяснение, беседа, лекция); 2) наглядные; 3) м-ы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, разл. типы д/з); 4) м-ы самост. работы уч-ся по осмысл. и усвоению нового мат-ла (опорный конспект, раб. с уч., реферат, сочинение); 5) м-ы примен. УН на практике (упражнения, решен. задач, л.р.); 6) м-ы проверки и оценки знаний уч-ся (устный опрос, тестирование, зачет, …); подгруппа м-в – игровые.

Первымими возникли словесные методы благодаря деятельности Яна Амос Каменского, получили свое развитие методы Песталоцци, Ушинского. Это наиболее распространенные методы. Источник знаний: слово, обеспечивает высокую культуру слушания и мышления. К словесным методам относятся методы: рассказ, беседа, школьная лекция, инструктаж и т.д.

Рассказ – устное, непрерывное изложение материала. Нужно знать минимальное, чтобы этот метод сработал. Речь не идет о том интересный это или нет рассказ, а о том сколько он длится (10 или 15 мин). Беседа – форма овладения материалом, при котором ученики отвечают на поставленные вопросы (вводные, заключительные, закрепляющие, учетные, инструктивно-методическая (перед самост. работами)). Требования: 1) вопросы должны быть точными; 2) нельзя включать труднодоступные термины; 3) избегать однообразия и монотонности; 4) ответы должны быть точными; 5) ученик должен хорошо понимать то, о чем говорит. Эффективен, когда у учеников достаточно знаний и времени. Объяснение – это форма овладения теоретическим материалом. Главное явл. логическое рассуждение и доказательство. Лекция – в школе и в ВУЗе считается самым сложным видом. Дает возможность перейти на изложение сложного материала. Для школы 30-40 мин. для спаренных уроков. Бываю вводные лекции, текущие, итоговые. Главное: учитель должен научить писать и слушать лекции.

Наглядные методы: источник получения знаний - наглядные образы.

Наблюдение - Активная форма чувствительного восприятия (чувства, образы), то, что видим.

Демонстрация – ясность и точность восприятия.

Практические методы: Работа с учебником – формирует у учеников умение пользоваться учебником. Упражнения (устные, письменные). Метод упражнений – усвоение знаний, формирование умений и навыков, путь многократного повторения. Лабораторные и практические занятия.

Средства об. – все элементы уч. среды, кот. педагог сознательно использует для целенаправленного уч. пр. (словари, карты, учебники).
12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Индивидуализация и дифференциация обучения

Дидактика –греч. «обучающий». В современном понимании, это отрасль науки, изучающая важнейшие проблемы обучения и воспитания. дидактика дает научное обоснование содержанию образования.

Предмет дидактики рассматривает деятельность учителя и учащегося.

Наиболее значимые идеи и подходы современной дидактики:

1) Личностный подход.

2) Деятельностный подход – человек формирует личностные качества через собственную деятельность.

3) Социальная направленность и коллективистский подход к формированию общественно-ценных отношений.

4) Целостный подход.

5) Оптимизационный подход (экономия сил и средств учеников и учителей в решении проблем).

6) Технологический подход.

7) Творческий инновационный подходы.

Формы организации обучения определяются составом обучаемых, местом и временем занятий, а также способами организации руководства со стороны учителя. Формы обучения не остаются неизменными. Развиваются в соответствии с требованиями общества. Вначале в дидактике возникла и развивалась индивидуальная форма обучения, при которой каждый ученик работал с учителем индивидуально. Эта форма получила название Дельтаплан. С развитием наук содержание знаний усложняется и возникает потребность в некотором количестве образовательных людей, а т.к. в наличии только маленькое количество учителей, то индивидуальная форма заменяется индивидуально-групповой (группы разные по возрасту и подготовке). Старший обучает младшего, более знающий обучает менее знающего. На основе индивидуально-групповой формы развивается групповая форма (группы однородные, учебный материал объясняется всей группе одновременно). Высшей формой обучения является классно-урочная система (Каменский «Великая дидактика»): основной учебный материал ученики получают на уроке, главная задача принадлежит объяснениям учителя. Основой кл-ур. системы: класс (д. представлять собой объединение уч-ся одного возраста и одинакового уровня обученности), урок (законченная, ограниченная во времени, часть урока, в ходе кот. решаются опреде. уч. -воспит. задачи).

Коменский ввел: единое начало уч. года, единое завершение его, 4 четверти, перерывы м-у четвертями, летние каникулы, п-д с кот. надо обучать (6-7л), кол-во уроков для мл. и ст. классов.

Применяются и др. формы обучения: д/з, факультатив, внеурочная работа по предмету, дополнительные занятия, уч. экскурсии.

Индивидуализация предусматривает необходимость организации обучения в соответствии с индивидуальными способностями ребенка (физич. развитие, умственное развитие, тип темперамента, ЗУН, личностные качества). Индивидуальный подход заключается в том, чтобы одинаковый для всех результат достигался разными путями.

Дифференциация. По одному и тому же признаку всех детей класса можно разделить на группы – это и есть дифференциация обучения. Чаще всего дифференциация осуществляется по уровню обучаемости. Дифференциация позволяет разнообразить задания так, чтобы каждая группа шла вперед в своем развитии. «+»: учет способностей, разв. самост., повышен. дисциплиниров, пропадает страх перед контролем. «-»: пересм. роль учителя, работа сообща – шум, другая школьная мебель, оформление кабинетов, литер-ра в каждом классе, много копировальной техники.

13. Урок как основная форма шк-го обучения. Типология и структур уроков.

Классно-урочная система возникала в 18 в., а теоретические основы разработал Ян Амос Коменский.

С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса:

Он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся; каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков в расписании; руководящая роль учителя; применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность урока 45 мин. в младших классах до 30 мин.

Урок – законченный в смысловом временном и организ-ом отношении отрезок уч процесса (основная форма организации учебно-восп раб в совр школе). Цель определяет структуру урока. На уроке в определенный момент должны быть реализованы 3 цели: образовательная, воспитательная и развивающая. На большинстве уроков присутствуют обязательные компоненты: организация, содержание, методы.

В структуре урока выделяются этапы:

1)Организация учащихся для работы. Начало урока очень важно;

2) проверка дом. заданий; 3) подготовка к восприятию нового материал;

4) объявления темы и цели урока; 5) изучение нового материала; 6) закрепление материала; 7) задание на дом, учитель должен быть уверен, что каждый ученик записал задание в дневник, знает, как надо его выполнить, умеет пользоваться учебником; 8) организованность урока, учитель должен знать, что в последние минуты урока ученики менее внимательны (ждут звонка), поэтому после звонка не надо давать инструкций и указаний.

Типы уроков:

1)урок изучения новых знаний (урок-лекция, беседа, кино-урок и т.д.);

2)урок формирования новых умений; 3) урок-закрепление (с/р, лаб/раб, экскурсии, семинар): 4) урок-обобщение: 5) Урок контроля (устный опрос, письменный опрос, смешенный урок): 6) Комбинированный урок или смешанный.

14. Современные требования (Т) к уроку. Инновационные формы организации учебных занятий.

Т к структуре урока: 1) Уч-ль должен определять дидакт и воспит цели урока; 2) Определять тип урока, продумать его структуру; 3) связать данный урок с предыдущим и следующим; 4) отобрать и применить оптимальное сочетание методов изуч нового материала; 5) обеспечить контроль знаний; 6) продумать системы повторения и закрепления изуч материала; 7) найти оптимальное место д/з, которое является продолжением данного урока и подготовкой к следующему.

Т к организации урока: 1) обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; 2) начинать подготовку к уроку с планирования системы урока по данной теме, планы: календарный, тематический, поурочный; 3) своевременно готовиться к каждому уроку; 4) использ в работе разные типы уроков; 5) Создавать возможность ученикам часть материала усваивать самостоятельно; 6) особенности проведения уроков в старших и младших классах: соответственно проблемного типа уроки и комбинированные.

Т к содержанию: 1) урок должен воспитывать; 2) должен стимулировать положительное отношение учеников к учению; 3) в процессе учения необходимо воспитывать аккуратность, терпеливость; 4) изложение содержания должно быть доступным каждому ученику; 5)часть давать на сам работу.

Т к технике проведения: 1) урок должен быть эмоц, вызывать интерес к обучению; 2) темп и ритм оптимальны; 3) необходим полный контакт ученика и учителя; 4) создание атмосферы отзывчивости; 5) менять по возможности виды деятельности ученика; 6)создать атмосферу свободности, раскрепощенности.

Д/з должно вытекать из урока. 1 кл. – до часа по всем дисциплинам, 2– до 1,5, 3-4 – до 2-х, 5-6 – до 2,5, 7 – до 3-х, старшие – до 4. Задания минимума – выполнять всем, максимума – необязательно, но должны присутствовать и индивидуальные задания.

Инновационные формы организации учебных занятий.

Нестандартный урок – импровизированное уч занятие, имеющее нетрадиц (неустановленную) структуру. Анализ пед лит-ры позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классиф-ые И.П. Подласым.

Уроки-“погружения”, Уроки – деловые игры, Уроки-пресс-конференции, Уроки-соревнования , Уроки типа КВН, Компьютерные уроки, Уроки с групповыми формами работы, Уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, Уроки аукционные; Уроки, которые ведут учащиеся; Уроки-зачеты, Уроки-конкурсы, Уроки – обобщения, Межпредметные уроки – интегрированные уроки, Уроки-экскурсии.

Экскурсия – знакомство с реальными предметами и явлениями в их естеств усл. Экскурсии бывают: а) предметные; б) комплексные (по несколько предметов одновременно). Также экскурсии бывают: а) предварительные (накопление З); б) заключительные (завершают работу по теме). Семинар – предусматр-ет обсужд-е ранее изуч и выбранного для разбора вопрса. Уч-ки проводят наблюдения, посещают музеи, собирают дополн материал, все индивид. Семинар: а)выступают с ранее подготовленными докладами; б)без подготовленных докладов, все ученики готовят весь материал, отвечают по желанию.

Нестандарт уроки больше нравятся уч-ся, больше открывается творч потенциал уч-ля, что и повышает интерес и мотивацию к уч деят-ти. Такие формы Ур-в использ на различных ур-х по структуре, не притесняя традиц форму обучения, а только дополняя и обогащая.


Наши рекомендации