Классификация методов обучения. Классификация методов обучения Авторы классификации Признак классификации Методы обучения Н.М.Верзилин Е.И.Перовский

Классификация методов обучения

Авторы классификации Признак классификации Методы обучения
Н.М.Верзилин Е.И.Перовский Д.О.Лордкипанидзе По источнику информации Словесные, наглядные, практические
И.Я.Лернер М.Н.Скаткин По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративные ; репродуктивные; проблемные (проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский).
Е.Я.Голант По уровню активности учащихся Пассивные (рассказ, объяснение, демонстрация, наблюдение и др.) и активные (практический метод, работа с книгой и др.)
М.А.Данилов Б.П.Есипов По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения Методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков
Ю.К.Бабанский Комбинирование разных признаков Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
М.И.Махмутов Сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося Методы преподавания (информационно-сообщающий; объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий и побуждающий; методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично поисковый, поисковый).

Существуют и другие классификации методов обучения. Единого взгляда на проблему классификации методов обучения нет, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.

Эволюция методов обучения

На ранних этапах развития общества старшее поколение передавало опыт подрастающему поколению в процессе совместной деятельности. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Подражая взрослым, дети овладевали способами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. В основе лежал репродуктивные метод обучения («делай, как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развивались все другие.

С возникновением школ появились словесные методы обучения. Учитель с помощью слова передавал готовую информацию детям, которые усваивали её.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы перестали быть единственным способом передачи знаний. Общество нуждалось в людях не только знающих, но и умеющих использовать знания в своей деятельности.

В процесс обучения вошли такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнения, направленные на развитие самостоятельности, активности, сознательности, инициативности ребенка. Сначала стали развиваться наглядные методы обучения, затем - практические.

Большой интерес вызвала концепция «учение через деятельность».

В дальнейшем появились частично-поисковые, исследовательские методы.

Всё большее распространение стали получать методы проблемного обучения, основанные на выдвижении проблемы и самостоятельном движении учащихся к знаниям. Постепенно общество все больше стало осознавать, что ребенок нуждается не только в обучении, в усвоении им знаний, умений и навыков, но и в развитии его способностей и индивидуальных особенностей. Распространение получают методы развивающего обучения.

Широкое внедрение техники в учебный процесс, компьютеризация обучения приводит к появлению новых методов.

Важно помнить, что ни один из методов, будучи использованным исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разные направления, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов.

Классификация методов обучения

по источнику получения знаний

Наши рекомендации