Теория методов обучения биологии. Понятие «метод обучения биологии». Классификация методов обучения Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии

Метод – (путь, способ) – совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения дей-ти, подчиненных решению конкретных задач.

МО процесс двусторонний, д-ть взаимосвязана. Взаимосвязь преподавания и учения. В дидактике различают аспекты понятия МО 1-внешнее проявлениеметода-форма. Обусловлена источником знания 2-Внутренняя сторона, связана с мыслит д-ю учащихся.

Метод обучения имеет свою специфику, это способ передачи знаний учителя и способ усвоения этих знаний уч-ся. (Верзилин).

Классификация. Разные подходы

1 Учет деятельности учителя и учащихся Сесвяцкий

-методы изложения нового материала

-методы самостоятельной работы учащихся

2 По дидактическим задачям Данилов

-приобретения знаний

-формирование умений и навыков

-творческой деятельности

-закрепления и проверки знаний

3. по уровням самостоятельной активности учащихся Скаткин, Лернин

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-проблемного изложения материала

-эвристический

-исследовательский

4. Бинарная классификация Райкова

Словесные, наглядные, моторные: открывающие (иллюстративный), утверждающий (исследовательский) При иллюстративном –учащиеся пассивны при исследовательском – активны.

5. Классификация Верзилина

-Источник знаний

-Характер деятельности учителя

-Характер деятельности учащихся в процессе обучения

Словесные – источник знания – слово; учитель передает - ученик воспринимает;

Наглядные – источник знания – объект; учитель демонстрирует, ученик наблюдает

Практические – источник знания – практическая работа, учитель – инструктирует, ученик - выполняет

Методический прием – элементы методов, выражающие отдельные действия учителя и уч-ся в процессе обучения. Введены Верзилином. Один и тот же мп может быть элементами разных методов

Логические – используются для всех методов: постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, выводы, обобщения

Организационные: направляют внимание учащихся на восприятие учебной инфо словесные – запись под диктовку,

Наглядные: демонстрация со стола,

Практические: работа индивидуальная, групповая, фронтальная

Технические: использование различного оборудования, дидактические карточки, на доске, на экране, наглядные –демонстрация результатов опыта на различных фонах Практические – инструкционные таблицы, карточки

Методы

Словесные: беседа, расскз, объяснение, лекция

Форма: монологичная, диалогичная, игровая

Наглядные: демонстрация опытов, натуральных объектов, изобразительных средств, аудиовизуальных средств, рисунок учителя на доске

Практические: распознание и определение объектов, наблюдение, эксперимент, самонаблюдение

Методики зависят от:

1. содержания урока

2. возраста уч-ся

3. возможности школы

4. личности учителя

Выбор методов зависит от содержания

–анатом и морф: практические, наглядные, словесные

–физиологические: наглядные словесные практические

-эволюционные: словесные, наглядные, практические

-экологические: наглядные и словесные, практические

Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока по биологии. Функции урока.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом уч-ся – по определённой программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Функции урока.

1 Урок, как определенный этап в процессе обучения, воспитания, и развития личности ученика.

2 структурная единица процесса изучения содержания курса биологии.

3 средство интеграции ест-н и гумм-х знаний, как средство становления межпредметных и внутрипредметных связей.

4. Урок как этап проверки оценки, контроля достижений учащихся.

5 Урок, как показатель пед мастерства и творчества учителя.

Каждый урок биологии может быть рассмотрен как отдельное звено в системе уроков. Связь между ними осуществляется уч восп задачами.

Классификация уроков.

В дидактике и моб для классиф приняты критерии:

-место урока в отдельной теме: вводный., заключительный

-дидактические задачи: обобщающий, контрольный, изучения нового материала

-формулируемое на уроках понятие

-ведущим методам обучения: кино урок

-характер познавательной д-ти уч-ся (урок семинар, урок игра)

Зверев виды уроков

-объяснительный

-лабораторный

-зачетный

-киноурок

-урок-семинар

Зверев типы урокв

- вводный урок

- урок изучения нового материала

- обобщающий

- учетно-провер.урок (контрольный).

Типы урока по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Верзилин,Корсунская):

· Вводный урок.

· Урок, раскрывающий содержание темы.

· Обобщающий урок.

По содержанию ведущих понятий, рассматриваемых на уроках (Верзилин):

· Урок морфологического содержания

· Урок анатомического содержания

· Урок физиологического содержания

Структура урока

Основные этапы урокая: контроль ЗУ, изучение нового материала, закрепление н.м., домашнее задание.

Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, от уровня подготовки учащихся, от места урока в образовательном процессе.

Подготовка к организации урока:

-необходимо правильно определить уч-вос задачи урока и выявить место урока в системе уроков биологии

-выявить значение данного урока для достижения целей биолог о-я

-целесообразно определить тип и вид урокаи обосновать его структуры т.е. этапы, продолжительность.

-установить связь данного урока с последующим и предыдущим

Наши рекомендации