Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед вы-
ставляет карточку-слово: АРХЕОЛОГИ
— Назовите гласные буквы слова. Определите количество
слогов.
— Составьте (запишите) предложение из данных слов по
схеме:
Кто? |
что?.
РАСКОПКА, ДЕЛАТЬ, АРХЕОЛОГИ. {Археологи делают раскопки.)
На доске:
Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна. Все здания, которые мы видим вокруг — дома, дворцы, храмы, церкви и даже уютные беседки в парке, — возникли не сами по себе. Придумывать красивые здания — дело не простое. Свою работу над будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом бумаги в руках. (Архитектор.)
Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед выставляет карточку-слово: | АРХИТЕКТОР
— Назовите гласные буквы слова. Произнесите слово по
слогам.
— Составьте (запишите) предложение из данных слов по
схеме:
РАБОТАТЬ, НАД, АРХИТЕКТОР, ПРОЕКТ. (Архитектор работает над проектом.)
ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ
На доске:
Хорошо помечтать, глядя в ночное звездное небо, пофантазировать. Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти ученые наблюдают космос с помощью телескопов, летательных аппаратов. Компьютеры помогают им вычислить расстояние, на котором находятся друг от друга небесные светила. (Астрономы)
«Предложение»
Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед выставляет карточку-слово: [АСТРОНОМЫ |
— Назовите гласные буквы слова. Произнесите слово по
слогам. Выделите первый (последний) слог.
— Составьте (запишите) предложение из данных слов по
схеме:
какие: что:
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки приподнимись, А потом руки вниз. Раз, два,
Три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
9 занятие
Стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты».
Основная стойка
ИЗУЧАТЬ, СВЕТИЛО, АСТРОНОМЫ, НЕБЕСНЫЙ. (Астрономы изучают небесные светила.)
На доске:
Этот человек — глаза и уши корабля и капитана. Он передает в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведет переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовет ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках он звучит одинаково, 5О5, и обозначает «спасите наше судно» или «пошлите нам помощь». {Радист.)
Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед вы-
ставляет карточку-слово: РАДИСТ
— Назовите гласные буквы слова. Произнесите слово по
слогам.
— Составьте (запишите) предложение из данных слов по
схеме:
что:.
ПЕРЕДАВАТЬ, РАДИОГРАММА, РАДИСТ. (Радист передает радиограмму.)
Уточнение лексического значения слова: РАДИОГРАММА — сообщение, переданное по радиотелеграфу.
Физкультминутка
— Отгадайте загадку
Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
7. Четвертый конкурс «Что это, и кому необходимо?»
Учитель-логопед читает командам загадки. Дети отгадывают их и говорят, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За верно отгаданную загадку и профессию человека команда получает одно очко.
Кинешь в речку — не тонет, Бьешь о стенку — не стонет, Будешь об пол кидать — Станет кверху летать. (Мяч. Нужен футболистам, баскетболистам, волейболистам?)
На прогулке бегуны Одинаковой длины Через луг бегут к березке, Тянут две полоски.
(Аыжи, лыжник?)
Зубастая пила В лес густой пошла. Весь лес обходила, . Ничего не спилила.
(Расческа, парикмахер.)
Никак не согласится Она лежать без толку. Кто знает мастерицу,
Усердную.... (иголку).
(Швея.)
Костыль кривой Так и рвется в бой.
(Клюшка, хоккеист.)
«Предложение»
9 занятие
В поле черном заяц белый, Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц?
(Мел, учитель.)
Льется речка — мы лежим. Лед, на речке — мы бежим.
(Коньки, фигурист, конькобежец.)
Маленький, удаленький, Громко кричит.
(Свисток, милиционер.)
Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд.
(Ракета, космонавт.)
Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или уложу в кровать, Или разрешу гулять.
(Градусник, термометр, врач.)
8. Пятый конкурс «Обгоняй-ка»
Учитель-логопед читает описание профессии. Задача команд как можно быстрее определить, что это за профессия. Если команда знает ответ, дети поднимают руки, отвечают. Если ответ верный, команда зарабатывает одно очко, если ответ неверный, то ответить может другая команда, заработав еще одно очко.
1) Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого обилия книжек самую интересную, с самыми красивыми картинками? Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит, что ты больше любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И подведет тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)
Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед выставляет карточку-слово: БИБЛИОТЕКАРЬ
— Назовите гласные буквы слова. Произнесите слово по
слогам.
— Назовите слоги, которые оканчиваются гласным зву
ком.
На доске:!____ _____ ____ _____ .
— Придумайте (запишите) по схеме предложение о библи
отекаре.
2) Заболел щенок. Еще вчера он звонко лаял и грыз папины шлепанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою грустную мордочку на лапы и лежит, безучастный ко всему. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного малыша, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар.)
Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед выставляет карточку-слово: [ВЕТЕРИНАР |
— Назовите гласные буквы слова. Произнесите слово по
слогам.
— Выделите 2 (4, 1, 3) слог.
На доске: I _____ _____ _____ .
— Придумайте (запишите) по схеме предложение о ветери
наре.
3) Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают ее лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И, конечно, они спасают людей, корабли, потерпевших крушение. (Водолаз.)
Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед выставляет карточку-слово :|ВОДОЛАЗ [
— Назовите гласные буквы слова. Произнесите слово по
слогам.
— Выделите ударный слог.
На доске: |____ _____ ____ _____ .
— Придумайте (запишите) по схеме предложение о водо
лазе. .
«Предложение»
9 занятие
9. И спросила Ната тихо: «Разве плохо быть....... (портнихой)? Кто штаны ребятам шьет? Ну, конечно,не пилот». Ключевое слово? ПРОФЕССИИ. 10. Итог занятия Подведение итогов игры-викторины. Вручение призов победившей команде. — Наша игра-викторина подошла к концу. О каких новых профессиях людей вы узнали? — Какое задание игры-викторины было самым интерес ным? |
4) Чтобы все люди были одеты нарядно и не похоже друг на друга, трудится этот человек. Он изобретает новую красивую одежду, в которой удобно работать и заниматься спортом, приятно пойти в гости и на прогулке. Выдумать новый костюм, какого еще не было и какой понравится покупателям, очень трудно. Он, придумав костюм, берет и рисует его карандашом. Этот рисунок называется эскиз. По готовому эскизу другие специалисты сделают выкройку модели и сошьют новое платье. (Модельер.)
Сдоварно-орфографическая работа.Учитель логопед вы-
ставляет карточку-слово:|МОДЕЛЬЕР
— Назовите гласные буквы слова. Произнесите слово по
слогам.
— Выделите безударные слоги.
На доске: I____ _____ _____ _____ _____ .
— Придумайте (запишите) по схеме предложение о моде
льере.
9. Шестой конкурс «Кроссворд»
Чтение, отгадывание загадок. Запись в кроссворд слов-отгадок.
3. Кто в дни болезней Всех полезней, И лечит нас От всех болезней? (Доктор.)
5. Он учит детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (Учитель.)
7. В горячем цехе В доменной печи Он варит сталь, А это ведь не щи! (Сталевар.)
4. Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз — И помнит вас. (Фотограф.)
6. В прошлый раз был педагогом
Послезавтра — машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он..... (артист).
8. Встаем мы очень рано, Ведь наша забота — Всех отвозить По утрам на работу.
(Водитель.)
1. В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это.... (пекарь).
2. Вот на краешке с опаской Он железо красит краской. У него в руках ведро, Сам расписан он пестро. (Маляр.)
«Предложение»
с
10 занятие
ТЕМА. |
Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст
ЦЕЛИ; |
• учить составлять связный текст из отдельных пред
ложений;
• формировать навык выделения признаков связ
ного текста, определения темы текста;
• развивать умение составлять предложение, соб
людая правильный порядок слов;
• развивать вербальную память, быструю ориенти
ровку в языковом материале, слоговой анализ и
синтез.
ОБОРУДОВАНИЕ: |
напечатанные предложения для рассказа «Гроза» (в конверте), опорные схемы, карточка (см. приложение 1), запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ-.
Организационный момент
Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».
На доске:
ПЕРАЧЕНЬЕ КОНРАФЕТЫ ПАСТУТИЛА ЗЕЛ КАФИР |
ПИНОРОЖКИ ХАЛДУВА СУГРОХАРИ БАЛ И РАНКИ
— «Расколдуйте» слово, прочитав без лишнего слога.
— Сядет тот ученик, кто правильно произнесет слово по
слогам.
(Правильно ответивший ученик «получает вкусное слово», что является сюрпризом.)
— Что обозначают слова? (Сладкие хлебобулочные и конди
терские изделия.)