Теоретические основы формирования грамматически правильной речи
Грамматический строй речи
1. Морфология.
а) Правильность употребления обиходных слов в речи2. Проверьте:
– умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные.
Ипользуя словесное упражнение "Договори слово", предложите ребенку закончить предложение: "Маша любит играть на ..." (показ картинки с изображением пианино).
"У Вовы нет пуговиц на ..." (Показ картинки с изображением пальто).
"Вадик подошел к ..." (Показ картинки с изображением метро),
Проверьте правильность произношения слов "кофе", "какао", "кино".
– умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.
Предложите в игровой форме ответить на вопрос: "Чего нет у Тани?" Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее. Например, "У Веры есть чулки, а у Тани нет ...(чулок)". Ребенок повторяет свою вторую часть предложения. "У Миши есть полотенце, а у Тани нет ... (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет ...(блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет ...(простынь)" и т.д. Или проведите игру "Чего не стало?". Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки.
– умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос "Какое может быть ведро?" - "Большое, голубое, железное" и пр.
Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др.
– умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы.
Предложите ребенку словесное упражнение "Докончи предложение": "Я хочу петь, а Миша и Таня ...(хотят) петь. Я хочу учиться, а Миша и Таня ...? Я хочу играть, а Миша и Таня ...?"
Используя картинки, предложите ответить на вопросы: "Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчика) . Что делают дети? - Бегут".
б) Словообразование. Проверьте:
– умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.
Предложите ребенку ответить на вопросы: "Куда кладут хлеб? - В хлебницу. - Куда кладут салфетки? - В салфетницу. - Куда кладут конфеты? - В конфетницу. - Куда кладут салат? - В салатницу. - Куда кладут масло? - В масленку. - Куда кладут соль? - В солонку".
Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы: "Как назвать человека, который играет на пианино? - Пианист. Как назвать человека, который катается на лыжах? - Лыжник. - Как назвать человека, который учит детей? - Учитель. - Как иначе можно назвать белого зайчика? - Беляк. - Как иначе можно назвать черного котенка? - Черныш".
Отметьте, какие ошибки допускают дети.
Предложите ребенку докончить такие фразы: "Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще ...(громче)"; "Осенью холодно, а зимой еще ...(холоднее)"; "Сахар сладкий, а мед еще ...(слаще)".
Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прилагательные сравнительной степени.
Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы: "Чей хвост? - Заячий. - Чья берлога? - Медвежья. - Чья нора? - Лисья".
Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных.
– умение правильно образовывать слова при помощи окончаний.
Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: "Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? - Большое. - А это? - Маленькое"; "Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? - Высокий. А этот ниже, какой он? - Низкий"; "Эта лента шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? - Широкая. - А эта уже, какая она? - Узкая".
Отметьте не только то, как дети образовывают слова при помощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе.
– умение правильно образовывать слова при помощи приставок.
Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вылетающую из клетки, и предложите ответить на вопросы.
"Что делает мальчик? - Входит в дом. Подходит к дому. Выходит из дома".
"Что делает птица? - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки".
– умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса.
Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов: "Чтобы стакан было удобно держать его ставят куда? - В подстаканник".
"Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? - Пододеяльник".
"Гриб, который вырос под березой называют как? - Подберезовик. - А под осиной? - Подосиновик".
– умение правильно образовывать слова путем словосложения.
Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:
"Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? - Черноволосая кукла".
"Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? - Голубоглазая девочка".
"У куклы светлые волосы. Какая кукла? - Светловолосая".
2. Синтаксис.
В процессе наблюдения за речью детей в быту и на занятиях (при составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта, по картине) отметьте, какими типами предложений они пользуются: простыми (распространенными, нераспространенными), сложными (сложносочиненными, сложноподчиненными); каково соотношение количества простых и сложных предложений. Отметьте количество слов, употребляемых ребенком в простых и сложных предложениях; за счет каких членов (дополнения, определения, обязательства, сказуемого и пр.) предложение распространяется. Отметьте правильность употребления союзов в сложных предложениях.
Установите, умеет ли ребенок одну и ту же мысль выражать разными словами. Произнесите фразу и предложите сказать ее иначе, например: "Девочка играет с куклой, сидя на стуле. Как сказать по другому? - Девочка сидит на стуле и играет с куклой. Девочка, которая сидит на стуле, играет с куклой".
Отметьте правильность построения предложений. При затруднениях предлагается образец. Задание дается в конце учебного года.
Проанализируйте речь детей с точки зрения грамматически правильного употребления слов, умения от исходной формы образовывать новые слова, изменять их; с точки зрения правильности построения разных типов предложений, употребления союзов в сложных предложениях. Составьте схему, в которой отметьте, какие грамматические ошибки дети допускают в самостоятельной речи и сколько таких детей; отметьте умение детей правильно образовывать и изменять слова (умеют, испытывают трудности, не умеют), пользоваться в речи разными типами предложений.
Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.
Задачи: помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж), помочь в овладении синтаксической стороны русского языка, дать знания детям, о некоторых способах словообразования.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Раздел грамматики | Возраст детей | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Морфология | Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. | Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать | Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. | Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существитель-ными. |
Словообразование | Употребляют существительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн.ч. существительных в род. п. (ленточек) | Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята - котят), правильно используют форму мн.ч. род.п. существительных (яблок). | Образуют форму мн. ч. существительных обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу) | Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова |
Синтаксис | Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении. | Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений | Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью. | Используют предложения разных видов. |
Понятие "дидактическая игра", ее структура, особенности. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм. Классификация грамматических игр.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их обучения. Дидактические игры используются в работе с детьми дошкольного возраста для решения многообразных речевых задач, в том числе и для формирования грамматического строя речи русского и белорусского языков. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
-игровые правила;
- игровые действия;
окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.
Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.
Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.
Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера( с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные( построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.