ТЕМА 7. Теории и технологии развития грамматически правильной речи дошкольников.
Лекция (4 часа)
Экспресс-опрос
- что служит основой для видовых обобщений?
- согласно каким критериям необходимо формировать подбор предметов для организации занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и по сравнению предметов
- покажите роль этих занятий в развитии мышления детей.
Экспресс-опрос
- что такое грамматика?
- перечислите основные направления грамматики
- назовите задачи грамматической работы с детьми
Понятие грамматически правильной речи. Основные закономерности усвоения детьми синтаксической и морфологической системы русского языка; трудности и характерные ошибки. «Словотворчество» детей.
Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи у детей разных возрастных групп. Условия, необходимые для освоения детьми норм грамматики.
Вопросы к практическому занятию (6 часов):
Грамматические ошибки в речи дошкольников, их классификация. Методика исправления грамматических ошибок. Анализ грамматических упражнений, разработанных студентами.
План практических занятий 13,14:
Экспресс-опрос
-с какими способами словообразования знакомят детей в детском саду?
- перечислите механизмы формирования грамматического строя речи дошкольников. Раскройте сущность одного из них.
- как следует организовать процесс обучения, чтобы формирование грамматического строя языка носило творческий характер?
Экспресс-опрос
- что такое грамматическая ошибка? Приведите примеры.
- перечислите самые распространенные грамматические ошибки
- назовите известные вам грамматические упражнения
1. Методика формирования умения говорить предложениями на занятиях по развитию связной речи.
2. Методика предупреждения и преодоления грамматических ошибок.
3. Роль речевой среды в овладении дошкольниками грамматическим строем речи.
4. Формирование грамматического строя речи в процессе работы над звуковой культурой речи, словарем.
5. Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи.
Задания:
1. Подготовить сообщение по одному из пунктов плана.
2. Подобрать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи (по возрастным группам).
Методические указания
При подготовке к семинару необходимо вспомнить основные сведения по грамматике русского языка, уточнить психологические основы усвоения грамматического строя, обратить внимание на особенности усвоения грамматики дошкольниками. Вспомните, как ребенок осваивает грамматику, отметьте, что словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка и является ярким проявлением процессов овладения словообразованием. Рассмотрите точки зрения Кольцовой М.М. и Чуковского К.И. на природу детского словотворчества. Укажите основания для типичных ошибок в речи детей.
Раскройте значение усвоения грамматического строя языка для речевого развития детей. Покажите, что познание отношений и связей окружающей действительности является основой для усвоения грамматического строя языка. Необходимо отметить роль фонематического слуха в освоении грамматического строя языка. Покажите, как в процессе общения дети усваивают грамматику.
Отметьте, какие задачи по совершенствованию грамматического строя речи детей определены программой, каковы основные направления его формирования с учетом возраста детей. Укажите, какие условия необходимы для усвоения детьми норм грамматики.
Раскройте пути формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Укажите, на каких занятиях и на каком материале происходит формирование у детей морфологических навыков, обучение их способам словообразования и способам соединения слов в словосочетания и предложения; какие игры и упражнения используются для формирования грамматического строя речи с детьми разных возрастных групп. Изучите ведущие приемы, которые используются воспитателями при обучении детей правильному употреблению морфологических средств, при совершенствовании синтаксиса. Подберите игры и упражнения, которые вы можете порекомендовать воспитателям, определите их дидактическую цель, раскройте содержание.
Рекомендуемая литература:
1. Арушанова А. Вторая младшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошк. восп. — 1995. —№№ 7, 9.
2. Арушанова А. Средняя группа: формирование грамматического строя речи //Дошк. восп. —1996. —№7,9.
3. Арушанова А. Старшая группа: формирование грамматического , троя речи //Дошк. восп. — 1997. —№ 1.
4. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3-х до 5-ти лет. М., 1966.
5. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи//Дошк. восп. — 1993. —№9.
6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.
7. Лямина Г. О некоторых актуальных вопросах развития речи // Дошк. восп. — 1981. —№ 10.
8. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. — М., 1981.
9. Тамбовцева А. Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития //Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н.П. Поддъякова, Ф.А. Сохина. —М., 1984.
10. Цейтлин С. Лепые нелепицы//Семья и школа. —1993. — №№ 10/ 11/12.
11. Чуковский К. И. От двух до пяти. — Киев, 1988.
План практического занятия 15:
Экспресс-опрос
- назовитеметоды обучения дошкольников грамматически правильной речи
- перечислите приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи
- приведите пример грамматического упражнения для старшего дошкольного возраста
1) Особенности проведения занятия по формированию грамматического строя
- в младшей группе
- в средней группе
- в старшей группе
- в подготовительной группе
2) Анализ конспектов занятий.
Задания к семинару:
1) разработать конспект фрагмента занятия по формированию у детей грамматически правильной речи (возрастная группа на выбор студентов)
Рекомендуемая литература:
Методические пособия и рекомендации к программам