ТЕМА 7. Теории и технологии развития грамматически правильной речи дошкольников.

Лекция (4 часа)

Экспресс-опрос

- что служит основой для видо­вых обобщений?

- согласно каким критериям необходимо формировать подбор предметов для организации занятий по ознакомлению с каче­ствами и свойствами предметов и по сравнению предметов

- покажите роль этих занятий в развитии мышления детей.

Экспресс-опрос

- что такое грамматика?

- перечислите основные направления грамматики

- назовите задачи грамматической работы с детьми

Понятие грамматически правильной речи. Основные зако­номерности усвоения детьми синтаксической и морфологической системы русского языка; трудности и характерные ошибки. «Словотворчество» де­тей.

Задачи и содержание работы по формированию грамматически пра­вильной речи у детей разных возрастных групп. Условия, необходимые для освоения детьми норм грамматики.

Вопросы к практическому занятию (6 часов):

Грамматические ошибки в речи дошкольников, их классификация. Методика исправления грамматических ошибок. Анализ грамматических упражнений, разработанных студентами.

План практических занятий 13,14:

Экспресс-опрос

-с какими способами словообразования знакомят детей в детском саду?

- перечислите механизмы формирования грамматического строя речи дошкольников. Раскройте сущность одного из них.

- как следует организовать процесс обучения, чтобы формирование грамматического строя языка носило творческий характер?

Экспресс-опрос

- что такое грамматическая ошибка? Приведите примеры.

- перечислите самые распространенные грамматические ошибки

- назовите известные вам грамматические упражнения

1. Методика формирования умения говорить предло­жениями на занятиях по развитию связной речи.

2. Методика предупреждения и преодоления граммати­ческих ошибок.

3. Роль речевой среды в овладении дошкольниками грамматическим строем речи.

4. Формирование грамматического строя речи в процес­се работы над звуковой культурой речи, словарем.

5. Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи.

Задания:

1. Подготовить сообщение по одному из пунктов плана.

2. Подобрать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи (по возрастным группам).

Методические указания

При подготовке к семинару необходимо вспомнить основные сведения по грамматике русского языка, уточнить психологические основы усвоения грамматического строя, обратить внимание на особенности усвоения грамматики до­школьниками. Вспомните, как ребенок осваивает грамматику, отметьте, что словотвор­чество составляет одну из важнейших особенностей развития ре­чи ребенка и является ярким проявлением процессов овладения словообразованием. Рассмотрите точки зрения Кольцовой М.М. и Чуковского К.И. на природу детского словотворчества. Укажи­те основания для типичных ошибок в речи детей.

Раскройте значение усвоения грамматического строя язы­ка для речевого развития детей. Покажите, что познание отношений и связей окружающей действительности является ос­новой для усвоения грамматического строя языка. Необходимо отметить роль фонематического слуха в освоении грамматическо­го строя языка. Покажите, как в процессе общения дети усваива­ют грамматику.

Отметьте, какие задачи по совер­шенствованию грамматического строя речи детей определены программой, каковы основные направления его формирования с учетом возраста детей. Укажите, какие условия необходимы для усвоения детьми норм грамматики.

Раскройте пути формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Укажите, на каких занятиях и на каком материале происходит формирование у детей морфологических навыков, обучение их способам словообразования и способам со­единения слов в словосочетания и предложения; какие игры и уп­ражнения используются для формирования грамматического строя речи с детьми разных возрастных групп. Изучите ведущие приемы, которые используются воспитателями при обучении детей правильному употреблению морфологических средств, при совершенствовании синтаксиса. Подберите игры и упражнения, которые вы можете порекомендовать воспитателям, определите их дидактическую цель, раскройте содержание.

Рекомендуемая литература:

1. Арушанова А. Вторая младшая группа: формирование граммати­ческого строя речи // Дошк. восп. — 1995. —№№ 7, 9.

2. Арушанова А. Средняя группа: формирование грамматического строя речи //Дошк. восп. —1996. —№7,9.

3. Арушанова А. Старшая группа: формирование грамматического , троя речи //Дошк. восп. — 1997. —№ 1.

4. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3-х до 5-ти лет. М., 1966.

5. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматиче­ского строя речи//Дошк. восп. — 1993. —№9.

6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.

7. Лямина Г. О некоторых актуальных вопросах развития речи // Дошк. восп. — 1981. —№ 10.

8. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. — М., 1981.

9. Тамбовцева А. Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного раз­вития //Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н.П. Поддъякова, Ф.А. Сохина. —М., 1984.

10. Цейтлин С. Лепые нелепицы//Семья и школа. —1993. — №№ 10/ 11/12.

11. Чуковский К. И. От двух до пяти. — Киев, 1988.

План практического занятия 15:

Экспресс-опрос

- назовитеметоды обучения дошкольников грамматически правильной речи

- перечислите приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи

- приведите пример грамматического упражнения для старшего дошкольного возраста

1) Особенности проведения занятия по формированию грамматического строя

- в младшей группе

- в средней группе

- в старшей группе

- в подготовительной группе

2) Анализ конспектов занятий.

Задания к семинару:

1) разработать конспект фрагмента занятия по формированию у детей грамматически правильной речи (возрастная группа на выбор студентов)

Рекомендуемая литература:

Методические пособия и рекомендации к программам

Наши рекомендации