Методика формирования навыков грамматически правильной речи у детей. (методы, пути и направления работы)

Воспитатель должен иметь специальный материал для проверки детской речи, а также определять приемы и методы, которые дали бы возможность как можно шире определить особенности грамматического строя речи детей. Например:

Рассказ по сюжетным картинкам. Содержание картинок должно быть таким, чтоб ребенок мог по нему складывать предложения разной сложности: из двух слов, из трех слов, предложения из многих слов, сложные предложения.

Чтение небольших повестей и беседа по их содержанию. Воспитатель читает повесть и ставит ребенку 2-3 вопроса.

Индивидуальные беседы (по ранее намеченному плану) и разговоры воспитателя с детьми.

Дидактические игры с картинками и игрушками типа «Чего не стало». Они дают возможность проверить склонение существительных, употребление предлогов.

Для формирования грамматически правильной речи используют такие методы: дидактические игры и упражнения; рассказы на слово, в котором дети допускают ошибки; рассказывание по картинкам; чтение стихотворений; составление детьми рассказов на группу слов и на тему, предложенную воспитателем.

Самый эффективный метод формирования грамматически правильной речи - дидактические игры. Дидактические игры самые распространенные в работе детских садов, но воспитатели не всегда правильно подбирают определенную игру с нужной целью.

Дидактические упражнения проводят на занятиях по развитию речи продолжительностью 3-5 минут и в повседневной жизни, их можно включать в содержание отдельных дидактических игр.

Одним из методов формирования грамматически правильной речи есть рассказы, составленные воспитателем. Они должны содержать те слова, в которых дети допускают ошибки. Например, дети ошибаются в слове пианино (на пианине, возле пианины). С целью исправления детей в рассказе, в котором нужное слово употребляется во всех родах.

В младшей группе воспитатель после рассказа ограничивается только беседой, дети средней группы после беседы могут пересказать то, о чем она рассказывала. Предметные картинки используют в повседневной жизни для индивидуальной работы с детьми. Например, ребенок допускает ошибки в употреблении рода существительных и согласовании прилагательных с существительным по родам. Воспитатель подбирает группу предметных картинок (яблоко, иголка, мыло, кукла и т.д.), яблоко сочное, сладкое; маленькая иголка с ниткой, ею шьют и т.д.

Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки, предметы.

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, выделяют следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений: контроль за правильным построением предложения, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами, воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Работа над синтаксической стороной речи детей -дошкольников окажет влияние на качество их устной речи, облегчит обучение в школе.

19. Задачи, содержание и технологии формирования разговорной речи у детей раннего и дошкольного возраста.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

20. Беседа как средство развития диалогической речи. Методика проведения бесед
Методика проведения беседы обусловливается особенностями ее как диалогической (устной, разговорной) формы речи. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи - жесты, мимика говорящих. Участники беседы, как и участники диалога, никогда не должны быть пассивными слушателями. Они должны не только внимательно слушать говорящего, но и уметь поставить вопрос, дополнить, если нужно, поправить говорящего, подать уместную реплику, рассуждать, отстаивать свое мнение, убеждать собеседника. Таким образом, беседа требует активности всех ее участников, их умения вести разговор.

Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей.

Беседуя с детьми, воспитатель должен очень внимательно следить за их речью; своими вопросами, подсказками он должен подводить их к правильному ответу и выбору наиболее точной его формы (типа предложения, слов), наилучшим образом соответствующей передаваемому содержанию.

Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

.Не давать детям удаляться от главной темы.

.Неуклонно вести к конечным выводам.

.Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

.Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

.Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

.Побуждать детей к вопросам.

.Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

Многие педагоги справедливо отмечают, что успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько педагог предвидит ответы детей и как он регулирует их активность.

В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.

Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы, поскольку, отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в своей речи последовательность развития.

Дети 5-6 лет, имея знания, часто не могут сформулировать их, найти подходящие слова. Поэтому во время первых бесед по новому для детей материалу целесообразно предлагать им повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают односложно: «Холодно» или «Потому что холодно» и т. п.

Наши рекомендации