Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству
Условия допуска на экзамен
На экзамен допускаются студенты, своевременно выполнившие практические задания по предмету за 4 и 5 семестры обучения.Все задания должны быть оформлены в индивидуальном портфолио, которое предоставляется на экзамени может быть использовано для иллюстрации ответа или его конкретизации. В портфолио можно включить подборку статей, отражающих содержание экзаменационных вопросов с позиции практического опыта.
Критерии оценки ответа
Оценка «отлично» ставится при условии, если:
− ответ выполнен на высоком теоретическом уровне, с полным раскрытием (анализ и оценка) состояния вопроса в истории, теории и практике педагогических технологий и художественного образования;
− определены смыслы ключевых (для данного вопроса) понятий, терминов;
− в ответе отсутствовали ошибки методологического и предметного характера;
− высказано свое суждение, сделан сравнительный анализ исторических предпосылок и существующих педагогических концепций (найдена связь вопросов из билета с реалиями практики художественного образования);
− сделан обзор литературных источников, раскрывающих эрудицию экзаменуемого по данной проблеме/теме/ситуации, в том числе показан высокий уровень оперирования целевыми и содержательными компонентами школьных программ по изобразительному искусству;
− дано развернутое изложение вариантов методических и организационных подходов в обучении учащихся по предлагаемой теме/проблеме/ситуации на конкретных примерах, в том числе на основе рефлексивного анализа изученного материала по дисциплинам учебного плана специальности 050602 «Изобразительное искусство» и собственного опыта;
− даны аргументированные ответы/уточнения на дискуссионные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится, если:
− ответ выполнен в полном объеме на достаточно высоком теоретическом уровне и содержит отдельные выводы и обобщения;
− определены смыслы ключевых (для данного вопроса) понятий, терминов;
− в ответе допущены некоторые неточности методологического и предметного характера;
− сделан краткий обзор литературных источников, раскрывающих данную проблему/тему/ситуацию, в том числе анализ школьных программ по изобразительному искусству;
− предпринята попытка сравнительного анализа исторических предпосылок и существующих педагогических концепций (поиск связи вопросов из билета с реалиями практики художественного образования);
− дан перечень вариантов методических и организационных подходов в обучении учащихся по предлагаемой теме/проблеме/ситуации на конкретных примерах, в том числе на основе лекционного материала по дисциплинам учебного плана специальности 050602 «Изобразительное искусство»;
− даны аргументированные ответы на замечания и поставленные дополнительные вопросы.
Оценку «удовлетворительно» получает студент, если:
− ответ выполнен в частичном объеме, содержит отдельные выводы и обобщения, демонстрирует узость эрудиции студента относительно излагаемого вопроса;
− определены смыслы ключевых (для данного вопроса) понятий, терминов;
− в ответе допущены неточности методологического и предметного характера;
− сделан достаточно узкий обзор литературных источников, раскрывающих данную проблему/тему/ситуацию, в том числе допущены предметные и содержательные неточности/ошибки при анализе школьных программ по изобразительному искусству;
− отсутствует сравнительный анализ исторических предпосылок
и существующих педагогических концепций (поиск связи вопросов из билета с реалиями практики художественного образования);
− были затруднения при ответах на замечания и дополнительные вопросы.
Оценку «неудовлетворительно» получает студент, если:
− ответ выполнен на низком теоретическом уровне, демонстрирует некомпетентность студента относительно излагаемого вопроса;
− не определены смыслы ключевых (для данного вопроса) понятий, терминов;
− в ответе допущены ошибки методологического и предметного характера;
− не сделан обзор литературных источников, анализ школьных программ по изобразительному искусству, раскрывающих данную проблему/тему/ситуацию;
− отсутствовал сравнительный анализ исторических предпосылок и существующих педагогических концепций (поиск связи вопросов из билета с реалиями практики художественного образования);
− были затруднения при ответах на замечания и дополнительные вопросы.
Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству.
1. Понятие методологии и методологических принципов: системного, деятельного, личностного, гуманистического, аксиологического, культурологического, антропологического, синергетического, герменевтического.
2. Понятие «дидактические принципы», их роль и место в системе образовательного пространства. Сложившаяся система дидактических принципов и их иерархия в системе художественного образования.
3. Основные дидактические принципы: развивающего и воспитывающего обучения; наглядности (единства конкретного и абстрактного); активности и сознательности обучения; доступности и посильности обучения; коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся; прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся; перехода от обучения к самообразованию; положительного эмоционального фона обучения и другие, их реализация на занятиях изобразительным искусством в школе.
4. Использование в уроках методов проблемного обучения, исследовательского, эвристического изложения материала. Условия, влияющие на развитие творческой активности и сознательности усвоения знаний, умений и навыков школьников.
5. Специфические дидактические положения и сравнительный анализ принципов обучения изобразительному искусству в различных концепциях и направлениях художественного образования. Принципы и правила обучения.
Контрольные вопросы:
1) Перечислите и охарактеризуйте основные дидактические принципы, на которых строится программное содержание и методика ведения уроков согласно концепциям «всеобщей графической грамоты» (В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев), «целостного подхода к художественному воспитанию через категорию «Художественный образ» (Б.П. Юсов), «приобщения к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б.М. Неменский), «полихудожественного развития личности» (Б.П. Юсов), «художественного образования и воспитания школьников средствами народного искусства» (Т.Я. Шпикалова).
2) Объясните сущность каждого из принципов на примере реализации программного содержания перечисленных концептуальных направлений художественной педагогики.
3) Как реализуются эти принципы на уроках изобразительного искусства? Приведите конкретные примеры.
4) Какие, на ваш взгляд, из перечисленных принципов обучения наиболее полно отражают концепцию «художественного образования Российской федерации»? Почему?
Основная литература: (26, 40, 45-47, 55, 58, 60, 62, 67-69, 77)
Дополнительная литература: (34, 54, 61, 62, 66, 72-74)