Блок #2. теория и методика обучения изобразительному искусству.

БЛОК #2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.

В школе детей начинают обучать основам наук, и в области изобразительного искусства им надо дать правильное понятие о правилах и законах изображения формы на плоскости.Отсюда понятно, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить внимание ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала.

Человек не может любить то, чего он не знает, он не может заинтересоваться тем делом, которым ему никогда не приходилось заниматься. В раннем возрасте дети готовы заниматься любым делом, но, как только наступает момент для дальнейшего совершенствования в этом деле, они требуют помощи, руководства. Если в этот момент к ним не явится опытный руководитель, они забрасывают свое занятие. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали и за то, чтобы преподавание рисования было поставлено правильно. Рассматривая рисование в школе как общеобразовательный предмет, нельзя в то же время превращать его в забаву.

Итак, каждый преподаватель изобразительного искусства является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников, организует их работу. Без руководящей и направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Преподавание изобразительного искусства в массовой школе, как мы уже говорили, прежде всего преследует общеобразовательные, а не специальные цели.

Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. Например, начиная рисовать с натуры, ученик обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать, как преодолеть чистый лист бумаги. Опытный педагог покажет ему, как расчленить свою работу на отдельные этапы и в какой посдедовательности их осуществлять. При обучении рисованию с натуры педагог прежде всего уделяет внимание вопросам наблюдения и восприятия натуры. Способность правильно видеть — прирожденная в человеке, и она должна развиваться.

Прежде чем начать анализ натуры, учитель привлекает внимание детей к данному предмету и задает ряд вопросов: каков характер формы предмета? Каковы пропорции: что больше — высота или ширина? Такое предварительное ознакомление с натурой служит поводом к дальнейшему ее изучению. Педагог постепенно переходит к более углубленному наблюдению: он указывает на основные особенности строения натуры, раскрывает её своеобразие, т. е. подводит к серьезному научному анализу.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Основной формой организации учебного процесса является урок. Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала на каждый день, месяц, четверть на всем протяжении учебного года.

Интенсивность отдельного урока определяется количеством нового учебного материала, нормой физической нагрузки на каждого ученика при продолжительности урока в 45 минут.

Работа по урокам определяется твердым недельным расписанием, что дает учителю возможность четко спланировать работу по программе на весь год. Приступая к планированию прежде всего необходимо хорошо изучить программу.

Планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой — согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении.

Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание.

Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера(репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки. Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала. Вышеизложенное дает возможность учителю увереннее приступать к составлению конспекта урока.

2. Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изобразительного искусства.

Большое значение в правильной постановке преподавания изобразительногоискусства в школе имеют хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых учащимися навыков. Систематический учет и оценка знаний повышают дисциплину и успеваемость, способствуют серьезному отношению к рисованию.

Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевременно выявить

слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать

им помощь.

Как правило, урок должен начинаться с повторения пройденного материала, который необходим для понимания новой задачи. Учитель совершает большую методическую ошибку, если он сам будет каждый раз напоминать классу изученный материал. Перед началом объяснения нового материала педагогу следует поставить перед классом ряд вопросов, относящихся к пройденному, вызвать двух-трех учеников для ответа и таким образом во вводной части урока установить логическую связь предыдущего урока с настоящим, проверив таким образом знания некоторых учеников. Все это поможет учени-кам правильно понять новую задачу и успешно ее решить.

Некоторые преподаватели рисования не ведут текущего учета. Школьник закончил классную работу и, естественно, желает знать, как оценит ее учитель. А учитель даже не собрал рисунки для проверки в конце урока. Конечно, в дальнейшем он не может рассчитывать на внимательное отношение учащихся к занятиям. В результате такие учителя жалуются, что дети несерьезно относятся к урокам, не любят рисовать, небрежно выполняют задания.

Подчеркиваем, что каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой степени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любовью рисуют. Отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя. Небрежность со стороны учителя сразу оказывает свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

Оценка работ должна проводиться систематически и фиксироваться в классном журнале. Журнал состоит из двух частей: в первой запи-сываются данные о посещаемости и успеваемости учащихся (т. е. да-ется характеристика их работы); во второй части отмечается тема и со-держание урока и задание на дом(т. е. характеристика работы учите-ля). При сопоставлении записей в первой и второй частях журнала легко установить, за что ученик получил данную оценку, а также и то, какую тему он пропустил и, следовательно, не усвоил.

Как вы помните из курса педагогики, существуют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог обычно ведет при получении нового класса, когда надо выяснить, каковы уровень знаний и навыков, сте-пень подготовки по рисованию у каждого ученика. Например, к учи-телю четвертого класса пришли дети из начальной школы, где они три года занимались изобразительным искусством. Но по уровню их на-выков сразу видно, что задания по программе четвертого класса им не под силу. Необходимо выяснить, что дети знают из области наблюда-тельной перспективы, цветоведения, композиции и т. д.

Такой предварительный учет даст возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подго-товленности школьников.

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно после выполнения задания и во время изложения материала.Например: педагог объясняет методическую последовательность построения изображения на пло-скости. В процессе объяснения он задает вопрос: "Что называется линией горизонта?" Ученик дает четкий, обстоятельный ответ. Учи-тель говорит, что за ответ он ставит пятерку, и заносит эту оценку в классный журнал.

Другой пример. На занятиях декоративным рисованием препода-ватель отмечает работу ученика, которая хорошо скомпонована и ре-шена в цвете, но слаба по технике исполнения. Это естественно: уче-ник еще не приобрел опыта, и учитель не только демонстрирует дан-ную работу перед классом, но и отмечает успехи ученика в журнале оценкой "хорошо".

К сожалению, текущий учет не всегда и не во всех школах ведется с должным вниманием. Приходится встречать журналы, где у многих учеников в течение почти целой четверти не проставлено ни одной отметки по рисованию. Только в конце четверти появилась одна или, в лучшем случае, две отметки. Несомненно, что на основании одной или двух отметок нельзя правильно судить об успеваемости ученика.

Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдель-ную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, по-ставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, по-низить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и за-конов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобрази-тельной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования.

Заинтересовать детей искусством можно и серьезным подходом к делу. Например, на уроках рисования с натуры важно привить детям любовь к внимательному наблюдению закономернос-тей строения форм природы, научить их открывать для себя в увиден-ном новое, до сих пор неизвестное. Все это делает процесс рисования интересным и увлекательным для учащихся.

Навыки и знания, приобретенные учащимися в период обучения, не являются бессмысленными, механическими, а составляют единое целое в общей системе всестороннего образования и воспитания в школе. Об общеобразовательном значении рисования мы уже много писали. Следовательно, знания и навыки в изобразительной деятель-ности должны оцениваться так же, как и по другим учебным предме-там — физике, математике, химии и т. п.

Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товари-щей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разбо-ре рисунков возможно большее число учеников.Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание учащихся на те общие задачи, которые решал весь класс.

Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, надо иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы учащихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только начинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

При работе в начальной школе хорошей формой учета знаний яв-ляется вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ рисунка, ставятся в той же последова-тельности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний.

Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой учащихся.

Периодический, или четвертной, учет — оценка успеваемости за данную четверть путем выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика.

Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ уче-ника — не только учебных, но и внеклассных.К сожалению, это не всегда делается: оценка успеваемости часто проводится формально. При таком формальном отношении учитель выводит общую отметку на основании только тех отметок, которые имеются в журнале, забы-вая при этом, что несколько его учеников хорошо оформили стенга-зету, принимали участие в оформлении школьного помещения к пра-здникам, сделали большие успехи, занимаясь в изокружке. Для объ-ективно правильной оценки за четверть надо учитывать все это.

Как уже говорилось, педагогическая работа очень сложна и много-гранна, она приносит учителю много радостей, но иногда и большие огорчения. Периодический учет знаний и навыков учащихся часто бывает причиной таких горестных переживаний. В такие минуты учи-тель начинает корить себя и считать себя неспособным к педагогиче-ской деятельности. Однако в действительности этот учитель является прекрасным педагогом и все его действия правильны.

Подобных переживаний в жизни учителя бывает немало. Это не должно обескураживать начинающего педагога. Даже в период педа-гогической практики студент может столкнуться с таким явлением. Все это лишний раз доказывает, как важен периодический учет в пе-дагогической работе учителя.

Итоговый учет — это оценка работы школьника за год. Выводя го-довую оценку, преподаватель должен быть особенно внимательным. Здесь нельзя исходить из среднеарифметических данных. Иногда го-довая отметка может не сходиться со средними данными классного журнала.

Необоснованное завышение оценок по рисованию недопустимо: этим роняется уважение не только к учителю, но и к самому предмету рисования, не менее важному для формирования личности учащегося, чем другие общеобразовательные предметы. Годовая отметка — это не только оценка за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика.

Оценка каждой работы должна быть объективной. Мы часто оце-ниваем не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполнены те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффект-нее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструк-тивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объектив-

ной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех ос-новных требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой придерживаются и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и грамотность, и выразительность детского рисунка '. Такая система может быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка.

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях).

Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связан с пропорциями предмета, с пропорци-ональным отношением частей к целому. Здесь мы опять-таки проверяем качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструк-тивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой (как говорят художники, "не разваливается ли форма").

4. Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, ре-флекс на предметах, какова объемно-пластическая выразитель-ность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова вы-разительность линии, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.

' О критериях оценки и отбора лучших детских работ

Предварительная подготовка учителя к уроку ИЗО, планирование урока:

1этап. Предварительная подготовка учителя: изучение специальной методической и педагогической литературы, способы оформления конспекта изучение программы по своему предмету, изучение учебника и учебных пособий по своему предмету, учитель должен знать программы по смежным предметам, изучение опыта других учителей.

2 этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражена тема, задание, графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам.

3 этап. Непосредственная подготовка учителя подготовка наглядных пособий используемых на уроке, написание конспекта урока.

Содержание конспекта: формальная, содержательная(ход урока) и аналитическая часть(самоанализ урока).

Формальная: программу по которой ведется урок, класс, тема года, четверти, урока, цель урока, задачи: развивающая, воспитательная, образовательная, материалы для учителя и учащихся к уроку, последовательность отдельных этапов;

Ход урока: таблица в которой фиксируется деятельность учителя и учеников, планирование времени на каждый структурный элемент урока, наглядные пособия используемые на уроке (изобразительный, музыкальный, литературный ряд); аналитическая часть : включает самоанализ урока, + и -. Непосредственно перед уроком учитель должен подготовить класс - проверить наличия технических средств, проветривание помещения, готовность обстановки к уроку. Существуют различные варианты оформление конспекта: конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы, оформлен на карточке.

подготовка учителя к уроку ИЗО позволяет:

- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи;

- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы работы;

- спрогнозировать результаты своей деятельности.

Требование к современному уроку ИЗО:

- использование новейших достижений науки, передовой педагог. опыт;

-развивающий характер занятий;

-реализация дидактических принципов в оптимальных соотношениях;

-обеспечение надлежащих условий для продуктивно-познавательной деятельности с учетом особенностей, интересов;

- установление межпредметных связей;

-связь с ранее изученным (преемственность);

-активизация познавательных процессов, мотивации;

- логичность и эмоциональность педагогического процесса;

- эффективное использование педагогических средств;

- связь с жизнью;

-формирование умения учиться;

- ориентировка на зону ближайшего развития

Структура традиционного урока:

1) Организация занятия (установление дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, настрой на работу, проверка подготовки к уроку, проверка домашнего задания.

2) Сообщение нового материала (объяснение целей, задач, новой тем, разъяснение, диалог)

3) Практическая работа учащихся ( выполнение рисунка, учитель следит за ходом работы, обходит класс, делает замечания, пояснения, иногда исправления

4) подведение итогов работы, завершение урока (выбор и показ наиболее удачных работ, объяснение достоинства и недостатков, задание на дом, уборка рабочих мест, выставление оценок)

Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.

Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа, предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.

Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс. На весь курс обучения отводится 213 учебных часов. Из них 98 часов отведено на рисование с натуры, 39 часов — на деко­ративное рисование, 55 часов — на тематическое и 21 час — на беседы по искусству. По годам обучения часы занятий распределяются сле­дующим образом:

Виды занятий Количество часов в каждом классе          
  I II III IV V VI
Рисование с натуры 10 12 21 19 18 18
Декоративное рисование 10 9 5 5 5 5
.Рисование на темы 16 15 6 6 6 6
Беседы об искусстве 4 5 6 6
Итого: 36 36 36 35 35 35

ДРУГОЙ ВАРИАНТ

Неосознанные действия ребенка в начальный период его жизни направлены на ознакомление с окружающей обстановкой. Все органы чувств здесь играют огромную роль. Зрительные ощущения вместе с кинестетическими включаются в освоение окружающего пространства.

По мере накопления опыта, связанного с развитием мышечно-суставных ощущений, а также опыта ориентации в пространстве, у ребенка формируется фиксированная установка глаз, на которую оказывает влияние отличительные внешние свойства объектов, такие как наличие светлотного и цветового контраста поверхностей, а также способности объекта перемещаться в пространстве.

возрастающее перемещение человека в пространстве, Все это имеет значение в формировании вестибулярного аппарата, что непосредственно сказывается в совершенствовании аппарата пространственной ориентации.

Восприятие пространства младшим дошкольником сопровождается соотнесением вертикального положения собственного тела с теми предметами, которые его окружают. На этот факт указывают выводы, которые сделала в результате наблюдения за изобразительной деятельностью Н.П.Сакулина. Так, дети сравнительно быстро научаются делать пусть примитивные, но достаточно узнаваемые изображения фигур людей. В тоже время при изображении фигур животных они испытывают достаточные затруднения, связанные с необходимостью ориентации частей тела по горизонтали. В связи с этим в детских рисунках часто можно видеть стоящих на задних лапах котов, собак и др) Таким образом, переход из одной системы отсчета – вертикальной к горизонтальной требует определенной перестройки, которая легко преодолевается путем организации специальных упражнений.

Другим фактором нормального развития ребенка является в результате развития и обучения роль слова

Все эти категории в трактовке пространства мы можем видеть на примере изобразительной деятельности ребенка. Действительно, чем быстрее ребенок освоит такие словесные обозначения расположения объектов в пространстве и между собой, как «над», «под», «сзади», « «низко», и т.д., тем скорее он научается соответствующим образом строить свои изображения.

Композиционно-пространственные проявления в изобразительной деятельности детей, мы рассматриваем по следующим параметрам:

· "Свободное" изображение на листе.

· Фризовые построения:

1. Одно фризовое на кромке листа;

2. Одно фризовое на полосе;

3. Двух, трех фризовое.

Развернуто-плановые построения:

­ Совмещение вида сверху с фронтальным изображением

­ "Египетский вариант"

Наличие загораживания

Элементы пространственного построения:

§ Передача масштаба

§ Передача планов

§ Наличие горизонта

§ Воздушная перспектива

Перспективное построение изображения:

§ В системе центральной перспективы

§ В системе угловой перспективы

«Свободное» изображение на листе детей дошкольного возраста. Они появляются в раннем детстве, после периода так называемых каракуль, и представляют собой единичные изображение предметов окружающей действительности – человек, животное, цветок, дерево и т.д. Такие изображения чаще располагаются в центре листа. Ребенок апеллирует еще единичными понятиями и вполне довольствуется тем, что он нарисовал. Качество изображений может быть весьма различным, что будет рассмотрено ниже, а по композиционным признакам оно может быть решено по следующим признакам: очень крупное, мелкое и соразмерно формату листа.

Совершенно очевидно сокращение подобных композиционных построений уже в дошкольном возрасте и почти полное отсутствие у младших школьников. Нормальное развитие ребенка подготавливает переход на новые ступени освоения композиционно-пространственных построений.

В процессе освоения окружающей действительности намечается переход к фризовому или развернуто-плановому построению композиций.

Фризовыекомпозиции наиболее типичны для старших дошкольников и младших школьников. В них складывается определенная система координат - привязка тех или иных изображений к основанию листа (нижней кромке листа). Дети достаточно логично объясняют подобные построения тем, что нижний край листа – это земля. (

В старшем дошкольном возрасте педагоги пользуются достаточно простым приемом, предлагая детям отступить от края листа на величину двух-трех пальчиков и провести линию, на которой уже можно рисовать предметы. Такой подход закрепляется требованием придать отмеченной полосе то или иное цветовое состояние: зеленая трава, коричневая земля, желтый песок (Фриз – пространство.

Таким образом, появляются фризовые композиции на полосе, которые знаменуют более высокий уровень композиционно-пространственных построений.

Фризовые композиции могут наблюдаются в работах младших школьников вплоть до 4-го класса. Естественно, то, что это хорошо для дошкольника, будет недостатком для более старших детей. В процессе изобразительной деятельности наблюдается заметная, положительная динамика - от возраста к возрасту подобные построения все заметнее сокращаются.

Удивительной выразительностью отличаются двух, трех фризовые композиции. Это невольное, спонтанное желание ребенка показать в рисунке пространство. Такие рисунки встречаются не очень часто и характерны для наиболее способных детей. Изображение, выполненное на нижнем фризе – ярусе дополняется еще одним ярусом, на котором появляются изображения логично связанные с нижним. Примечательно, что объекты верхнего яруса выдерживаются в более мелком масштабе, чем нижнего. Во многом такие рисунки устраивают детей до тех пор, пока не ставится задача полностью заполнить лист бумаги цветом. И тогда обнаруживается несуразность в цветовом объединении ярусов.

Многоярусные композиции проявляются в изобразительной деятельности наиболее способных детей и совершенно исчезают по мере освоения более сложных композиционных построений.

В зависимости от поставленных перед ребенком задач на выполнение того или иного задания могут появляться как фризовые, так и развернуто-плановые композици. Особенно это становится очевидным, когда ребенок пытается показать на рисунке большие пространства, или действия, которые еще не укладываются в единую систему перспективных построений. Особенно примечательны задания, связанные с изображением леса или батальной сцены - сражения, когда нужно изобразить воинов так, чтобы они не загораживали друг друга и в тоже время производили впечатление многофигурной композиции. Там, где есть необходимость показать множество объектов, например, лес, появляются развернуто-плановые композиции, а там, где решается конкретный сюжет – фризовые композиции.

Развернуто-плановые плановые композиции характерны для рисунков старших дошкольников и младших школьников. Наиболее распространенный тип таких рисунков это совмещение вида сверху с фронтальным изображением. Ребенок заполняет почти весь лист изображениями – деревьями, цветами, людьми и т.д. Когда дело доходит до раскрашивания, обнаруживается, что нет места для неба и солнышка. И тогда эти изображения «врезаются» в ранее обозначенный рисунок. Отличительной стороной таких композиций является фронтальное изображение объектов на фоне поверхности земли, которая пронизывается диагональю изображения реки или дороги.

Здесь просматривается также спонтанная потребность ребенка отразить в рисунке пространственные построения. Основания нижних изображений представляются более близкими, чем верхних. Однако удаленность предметов не поддерживается в изображении изменением их масштаба.

Композиционные изображения подобного рода почти повсеместно встречаются у старших дошкольников и постепенно исчезают к 4-5 классу.

Так называемый "Египетский вариант" представляет собой как бы изображение-чертеж. Пример подобного композиционно-пространственного построения восходит к Древнему Египту. Этот удивительный примем изображения описывается в как в искусствоведческой литературе (М.В.Алпатов, 1940), так и психологической (Н.Н.Волков, 1950, Р.Арнхейм, 1974).

В таких композициях с определенной очевидностью можно наблюдать изображение плоскости земли - вид сверху, в сочетании с фронтальными изображениями отдельных объектов (дома, люди, деревья), но так, что каждое из этих изображений привязывается к своей системе координат. Такие рисунки, не очень часто, можно видеть у старших дошкольников и младших школьников. Характерным элементом таких композиций обычно бывает дорога (или река), пруд, вдоль которых (или вокруг) ребенок выстраивает свои изображения. Эти изображения, как своеобразный рассыпавшийся карточный домик, своими основаниями привязаны к тому или иному участку дороги (пруда и т.д.).

Здесь четко наблюдается попытка ребенка дать наибольшую пространственную информацию в своем рисунке. Поскольку у таких детей еще очень слабо развита система зрительных фиксаций объектов окружающей действительности, их восприятие крайне фрагментарно. Они как бы фиксируют свое положение в тот или иной момент действия, не умея еще связать их в определенную систему.

Наиболее примечательным моментом в построении таких композиций является вращение листа бумаги в соответствии с необходимой привязкой того или иного изображения, так, что оно всегда расположено прямо перед взглядом ребенка.

А.В.Бакушинский такие рисунки называл геометрально-плановыми. В своей книге “Художественное творчество и воспитание” он приводит целый ряд примеров пространственного построения композиции “Хоровод” у детей разного возраста и у взрослых. Самые ранние рисунки на эту тему действительно представляют геометрально-плановое построение, но с возрастом и в условиях обучения, они трансформируются вполне реалистические. В ранневозрастных рисунках каждая фигура человека изображена фронтально, схематично и занимает свободное место по внешней стороне круга. В дальнейшем появляются профильные изображения фигур людей и элементы загораживания.

Интересны сопоставления этих композиций с рисунками нигде не обучавшихся взрослых. Действительно, очень много общего с рисунками детей. Но если дети, особенно маленькие, создают свои изображения опираясь на неосознанные действия, то у взрослых эта простата - единственная возможность схематично отобразить данный сюжет.

Примеры таких композиций встречается в детском творчестве достаточно редко и их присутствие, именно в этом возрасте, показывают очевидные способности детей в поисках пространственных построений. В педагогической работе такие построения могут быть «спровоцированы» таким заданием, как «Нарисуй улицу» или задание «Хоровод». Незнание перспективных построений и способа загораживания старшими дошкольниками и младшими школьниками приводит к необходимости поворачивать лист бумаги и делать соответствующие изображения то с одной стороны, то с другой.

. Единичные изображения сродни рисункам первобытного человека, фризовые - соответствуют искусству Древнего Египта.

Загораживание в пространственных построениях рисунков очень важный элемент целостной организации композиции. В рисунках дошкольников этот прием в силу их психологического развития почти не встречается. В рисунках младших школьников он сначала появляется как случайный элемент. Рисунки этих детей все больше и больше наполняются содержанием и, соответственно, различными изображениями, которые, часто не планировались заранее. Развитие сюжета в процессе рисования часто приводит детей к изображениям, которые как бы накладывающихся одно на другое. От этих первоначально случайных построений и в силу накопления жизненных наблюдений осуществляется переход к сознательным изображениям, где одни предметы загораживаю другие. Например, дерево, растущее перед домом, или, человек стоящий перед машиной и т.д. (Фризовая с загораживанием.

Опытные учителя придают этому приему важное значение и целенаправленными действиями помогают детям сформировать такие понятия, как впереди – позади, ближе – дальше. Сформировать эти понятия возможно уже у дошкольников, когда в игровой форме им предлагают нарисовать сюжетные композиции, требующие размещения одних предметов позади и впереди других.

Об этом, также пишет и Е.В.Шорохов (1974, 1979, 1986). Наиболее доступный приемосвоения загораживания в школьной практике – это рисования с натуры. На конкретной постановке можно говорить о том, как один предмет перекрывает другой, и как одна и та же постановка различно воспринимается с разных ст

Наши рекомендации