Средства обучения школьников изобразительному искусству. Художественные материалы и техники в практике обучения изобразительному искусству.

Нужно разобраться, какие искусства являются ИЗО, а какие нет. По морфологии (разделению) искусств к ИЗО искусствам относят живопись, рисунок и скульптуру. Они не функциональны, тогда как архитектура, дизайн, ДПИ имеют функциональный характер. В практике же обучения идет смешение ИЗО и не ИЗО искусств. Это привело к многообразию используемых материалов и техник.

Большое значение в этом вопросе играет учебное заведение. В школе будут использованы одни материалы. Например, разнообразие материалов представлены в программе Неменского: акварель, сангина, фломастер, тушь. Здесь больший уклон делается на разностороннем развитии детей. Для маленьких детей материалы простые, доступные, безопасные. В училище с более профессиональным обучением используются соответствующие материалы: ко многим другим материалам, используемым для обучения в более раннем возрасте, добавляются масляные краски. В ВУЗе же происходит более глубокое обучение, направленное на применение умений и навыков в жизни.

Значение имеет также и возраст детей. В 6-10 лет развивают мелкую моторику пальцев, используя глину, пластилин, керамопласт, тесто. Занимаются аппликацией, цветоведением, цветосмешением, много рисуют по памяти. Рисование гуашью яркое, эмоциональное. Используется словесное рисование для обрисовывания каких-либо ситуаций, плоскостное рисование при изучении ДПИ и графики. Мышление у детей в этом возрасте образное.

В 10-15 лет детям характерно абстрактное мышление. Хороши новые техники, коллективные работы (роспись стен, декорации в театре). Здесь важен результат, поэтому нужно устраивать выставки после выполнения задания. Дети в этом возрасте очень критично относятся к своему творчеству. Можно использовать такие техники как соединения граттажа, живописи и линии. Нетрадиционные техники с использованием не ИЗО материалов: из бутылок.

В 15-17 лет художественное творчество становится индивидуальным. Хорошо использовать гелевые ручки, создавать коллажи, заниматься дизайном.

Нужно обязательно сказать о культуре и эстетике материала и аккуратности при его использовании.

Урок изобразительного искусства. Виды уроков. Урок как форма организации и управления художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся. Конспект урока и его виды. Этапы проектирования урока. Подготовка учителя к уроку.

Современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием отношений.

Воспитательный аспект триединой цели урока. Ни один школь- ный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности , воспринимающей искусство , информацию , рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении по- лученного. Вне искусства не прорастает ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция , ни внутренняя свобода , вне которой нет творчества . Только в художественной среде появляются и формируются люди , способные широко и свободно мыслить, способные создавать культурные ценности , остающиеся в веках . Воспитание не происходит в один момент , на одном уроке, и для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.

Развивающий аспект триединой цели урока связан со структурой личности ребенка, тех ее сфер, которые нужно развивать. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые возможно осуществлять на уроках изобразительного искусства в аспекте развития личности ребенка, можно включить: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др. С целью развития речи ребенка осуществляются: обогащение и усложнение словарного запаса; усложнение смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение выразительными средствами языка. С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют развитию воображение и фантазии. С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций. С целью развития двигательной сферы — овладение моторикой мелких мышц; умение управлять своими двигательными действиями.

Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и возрастных способностей.

В практику вошли разнообразные типы уроков: урок-игра , проблемный урок , урок-восхождение, урок -образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок- диспут, урок-экскурсия, урок-конференция и др.

Проблемный урок

В педагогической практике проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как изложение (обычно самим педагогом ) для обсуждения двух или нескольких разных, в том числе и противоположных, точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее «верную» (как правило, с точки зрения педагога). На самом деле, уже из самого определения понятия «проблема» (греч. — задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; задача, подлежащая исследованию ) следует, что не всегда проблема — то, что должно быть решено. Иногда проблема обозначает то , что необходимо подвергнуть обсуждению (эмоционально-эстетической оценке) — именно в этом состоит ее основной смысл (к примеру, так называемые «вечные» проблемы). Важно понять, что источником, внутренним двигательным механизмом проблемы является противоречие (как основа действия), то есть конфликт, возникающий, как правило, именно на сущностном уровне проникновения в проблему. Специфика проблемного мышления сходна со спецификой художественно-творческого мышления, поэтому, моделируя возникновение, формирование и разрешение какой-либо учебной проблемы на уроке, учитель моделирует образ мышления, характерный для художественного творчества и восприятия. В одном случае проблема наиболее ощутимо определяется в области содержания, а в других случаях — формы. Важно иметь в виду, что проблема, сформулированная в связи с содержанием, должна при разрешении иметь выход в область формы (выразительных средств), и наоборот. Например, в начальной школе можно предложить следующие проблемы: «Если б все на свете было одинакового цвета?» (Стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски»), «Что делать, если художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось всего три краски?», «Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?», «Если бы не было на свете художников? А если бы не было мастеров?» «Как передать пушистую шерстку котенка, нежные перышки цыпленка, твердые иглы ежа ? Как изобразить “пушистое”, “нежное”, “веселое” и др.?», «А если школу построить как сказочный замок?». В средней школе проще всего начинать с «интеллектуальных» конфликтов, переводя их в сферу формального языка искусства.

Проблемный урок включает в себя:

1. организацию учащихся, их психологическую подготовку ;

2. создание проблемной ситуации;

3. формулировку проблемы;

4. выдвижение гипотезы;

5. поиск решения проблемы;

6. обсуждение результатов;

7. комментарии и обобщения учителя;

8. задания на дом;

9. подведение итогов работы.

Урок-восхождение

Урок-восхождение — это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление интереса к предмету или какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме, дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств. Девиз урока: через самосознание к художественному обобщению.

Основные этапы урока:

1. Активная беседа — строится на основе опорных понятий об искусстве , природе , отношениях людей друг к другу и к окружающим ; знаний , которые ученики получили на предыдущих уроках , и того , что они узнали из других источников: из дополнительной литературы, от родителей , из радио - и телепередач . Кроме того , используются знания , полученные на основе наблюдений по заданию учителя.

2. Активизация творческой и познавательной деятельности — вовлечение в беседу, высказывание разнообразных суждений, знакомство с произведениями искусства и творчеством художников, обсуждение собственных замыслов, вовлечение в поиск нужных материалов своей семьи и др.

3. Выводы по основным понятиям — учитель (с помощью детей)делает выводы по имеющимся знаниям.

4. Выполнение упражнений и заданий — передача творческого опыта от учителя к ученику происходит из урока в урок. Учитель знакомит детей с основами колористики, показывает технику и приемы работы инструментами и материалами, показывает закономерности построения композиции, решения пространства, техники работы, вариантов творческих находок других учеников . Это формирует творческий потенциал ребенка, развивает его способности, помогает накопить определенный багаж знаний.

Уроки-восхождения вводятся в начальной школе при изучении следующих тем : «О чем говорит искусство », «Искусство на улицах города », при объяснении нового материала на основе уже изученного. Так , при изучении художественной культуры древ - ней Японии на первом уроке ведется рассказ учителя (возможно , диалог с учеником ), а два других урока можно проводить как восхождение. За неделю дети почитают японские трехстишия, что -то найдут в книгах , услышат от других или увидят по телевидению. Таким образом , и ученики и учитель вовлечены в интересный по - иск — сотворчество , что делает их труд радостным . Материалы , найденные детьми, составляют дополнительный дидактический материал для уроков.

Урок-образ

На практике учителя проводят различные варианты уроков: уроки-конкурсы, вернисажи, инсценировки, викторины, концерты, моноспектакли, защиты творческих проектов, салоны , праздники искусств, интегрированные уроки и др. В рамках предлагаемой концепции всё это – уроки-образы. Созданию урока-образа присущи личностные отношения учителя и учащихся к теме, проблеме или задаче данного урока, т.е. процесс конструирования урока может носить индивидуально-уникальный характер.

Успех такого урока зависит не только от учителя, но в огромной степени от уровня эмоциональной эстетической подготовки класса, учеников. Рассматривая замкнутую модель урока-образа, можно говорить о том, что урок искусства — это своеобразное педагогическое произведение, мини-спектакль, имеющий свой замысел, завязку, кульминацию, развязку, связанную с другими уроками-звеньями целостной системы, определенной программой.

Урок-образ отличается от традиционного урока тем, что он проектируется, строится на основе художественных методов познания, эмоционально-образного мышления, а не только на законах рациональной логики. Познавательные и педагогические задачи решаются через переживание содержательной стороны урока, а не только через заранее заданную схему.

Урок-экскурсия

Урок неспешного изучения подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. Если такой возможности нет, можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Для этого экс- курсия готовится заранее . Во время экскурсии дети делают зарисовки , наброски (черный, цветной карандаши, фломастеры, уголь).

Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" - уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе. Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического "произведения", определены следующие принципы проектирования урока-образа.

1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, КОНЕЦ КОТОРОЙ - ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ "КООПЕРАЦИИ" - коллектива класса, школы, среды на основе связи - человек, люди, среда. Он включает:

а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;

б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;

в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.

2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений:

а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);

б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;

в) интерес и увлеченность деятельностью урока;

г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.

3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся:

а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;

б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);

в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.

4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:

а) сценарий урока как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия самого процесса урока (сюжет);

г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)

5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, исходя замысла урока, определяющего "жанр" урока, в том числе:

а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);

б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников - учителя и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;

в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).

6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными видами работы:

а) диалог культур "по горизонтали" (использование опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства и по "вертикали" (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);

б) интегрирование изобразительного искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и др.), при которой интегрируются не уроки, а темы, проблемы, циклы в зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы художественного воспитания.

7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:

а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;

б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;

в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.);

г) продолжение урока вне школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.

8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ("художественная критика" урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;

б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;

в) проведение "общественного смотра знаний" (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.

г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:

· эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и др.);

· художественно-творческих (художественно-образная выразительность и новизна);

· художественной эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.).

Структура урока изобразительного искусства:

1).Организационный момент

-готовность кабинета

-организационное начало урока

-готовность учащихся к уроку

-целевая установка на работу

-введение проблемной задачи

-введение игрового момента.

2). Объяснение материала

-логический переход к новой теме

-выделение главного в изучаемых объектах и явлениях

-использование наглядности

-использование межпредметных связей

-постановка эвристических вопросов

-создание нестандартной ситуации

-выполнение упражнений.

3). Практическая работа.

4). Подведение итогов

-выставка работ

-анализ работ

-выявление активности учащихся

-комментирование оценок учителя.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, интегрированный урок, комбинированный урок, урок-диспут, урок-семинар, урок-игра.

Стратегические основы урока:

Методы и приёмы:

Объяснение

Беседа

Демонстрация

Исследование

Проблемная ситуация

Работа в группах

Ланкастерский метод

Формы организации:

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Дидактические требования к современному уроку:

• Чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

• Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

• Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

• Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;

• Реализация на уроке всех дидактических принципов;

• Создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;

Стиль урока:

• определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;

• соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

• определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

• планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

• выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто составит проблему, формулирует ее, кто решает);

• учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников;

• рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;

• психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.)

Организация познавательной деятельности учащихся:

• Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;

• Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

• Планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся;

• Руководство повышением уровня внимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

• Закрепление результатов работы:

- формирование навыков путём упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса;

Организованность учащихся:

1) Отношение к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) Возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учёт возрастных особенностей учащихся:

1) Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1) Температурный режим;

2) Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3) Освещение;

4) Предупреждение утомления и переутомления;

5) Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6) Своевременное и качественное проведение физкульт-минуток;

7) Соблюдение правильной рабочей позы у учащегося;

8) Соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1) Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3) Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

6) Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) Учитель должен обеспечить активное участие каждого школьника.

Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды.

Урок – учебный час, посвященный отдельному предмету. С. И. Ожегов.

Урок существует столетия, отвечая требованиям современной культуры, изменяя принципы и методы организации. Урок не самоцель, а инструмент воспитания и развития личности.

Целеполагание – важный момент организации учебного процесса, когда формируются цели.

Цель – заранее заданный результат, который надо получить после выполненных задач. Цель урока формируется из общих задач воспитания личности в обществе. Ясное понимание задач помогает составить четкую структуру урока.

Структура урока – это взаимосвязанные составные части: организационная, дидактическая, методическая, психологическая. Современный урок имеет подвижную структуру.

Подготовка учителя связана с общей культурой и его педмастерством.

Конспект урока – это краткое содержание основных этапов (взаимосвязанных частей), выполнение которых есть достижение цели урока.

Виды конспекта:

- план,

- план-конспект,

- сценарий,

- проект,

- программа.

Виды конспекта отличаются структурой содержания. В «плане» указывается: класс, дата, тема, цель, ход урока, время для с\р. «План-конспект» фиксирует основные моменты управления познавательной деятельности учащегося:

- кого и когда спросить;

- где вводить проблему;

- переход к следующему этапу.

«Сценарий» урока содержит введение, основную часть и заключение. «Проект» составляется на основе главной цели урока. «Программа» содержит в себе подробное описание отдельных элементов урока.

Конспект удобно составлять, синтезируя виды, что обогащает урок.

14. Анализ и оценка процесса и результатов образовательной деятельности на уроках изобразительного искусства. Критерии оценки учебных и творческих работ учащихся.

ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ("художественная критика" урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;

б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;

в) проведение "общественного смотра знаний" (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.

г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:

· эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и др.);

· художественно-творческих (художественно-образная выразительность и новизна);

· художественной эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.).

15. Анализ и оценка процесса и результатов образовательной деятельности на уроках изобразительного искусства. Самооценка деятельности учителя. Результаты деятельности учащихся как форма оценки деятельности педагога.

В. А. Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа учителем своей собственной работы Сухомлинский видел в том, что учитель сосредоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль стороне педагогического процесса, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу. Это становится началом высшего этапа педагогического творчества — сочетания практики с элементами научного исследования. В самой своей основе педагогический труд, требующий анализа фактов и умения предвидеть, имеет родство с научным исследованием. В основе творческого труда учителя - прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке.

«...Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...»

В. А. Сухомлинский

Анализ урока учителем — критический анализ собственно­го урока, показывающий способность и умение вынести точ­ную оценку самому себе и учить этому школьников. Критич­ное отношение к своей работе - это умение не только выде­лять недостатки и исправлять их, но и видеть положительное и закреплять его. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, ре­зультаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать свою педагогическую деятельность. Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подго­товки урока, в его предвидении, затем в ходе самого уро­ка, когда учитель осуществляет самонаблюдение, самообоб­щение и самоконтроль. После урока самоанализ осуществ­ляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты. В теории и практике используется много самых различ­ных видов анализа урока. Выделим наиболее часто упо­требляющиеся:

1. Дать характеристику класса, в котором будет или уже проведен урок.

Необходимо проанализировать количество и возраст де­тей, их психолого-физиологические особенности, уро­вень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей меж­ду собой, интерес к предмету и др. Такая обобщенная характеристика должна быть при каж­дом анализе урока, но любой учитель знает, что ее со­ставляющие много сложнее и шире. Остановимся на них подробнее. Урок сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретного ученика, поэтому при его ор­ганизации учитель в той или иной степени учитывает сле­дующие аспекты: структуру межличностных отношений (лидеры — предпочитаемые, аутсайдеры — непредпочитаемые), круг желаемого общения каждого ученика, нали­чие группировок, их состав и т. д.; недостатки биологи­ческого развития учащихся (дефекты зрения, слуха, чрез­мерная заторможенность или повышенная возбудимость, патологические отклонения и т. д.); недостатки психиче­ского развития, слабое развитие интеллектуальной сфе­ры тех или иных учащихся, слабое развитие волевой сферы, слабое развитие эмоциональной сферы личности; развитие психических свойств (отсутствие познавательно­го интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношении личности к самому себе, учите­лю, семье, коллективу); недостатки подготовленности учащихся (пробелы в фактических знаниях и умениях, проблемы в навыках учебного труда, дефекты в привыч­ках и культуре поведения).

2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.

3. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до уча­щихся. Опираясь на характеристику класса, определить, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.

4. Охарактеризовать замысел урока (план). Что собой представляет содержание учебного материала, как будут усваивать его ученики (методы обучения и формы орга­низации познавательной деятельности учащихся; какая часть материала требует помощи учителя при его усвое­нии; что необходимо прочно запомнить, а что использо­вать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при достиже­нии нового, как закрепить вновь изученное, что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом бу­дут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты триединой цели урока). Определить тип и струк­туру урока.

5. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.

6. Выделить наиболее успешный этап (или фраг­мент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным.

Наши рекомендации