ДН(М).Ф.3 Технологии и методики обучения изобразительному искусству

ДН(М).Ф.3 Технологии и методики обучения изобразительному искусству

программа бакалавра по направлению подготовки

050600 Художественное образование

Профиль 540708 «Дизайн и компьютерная графика»

Пояснительная записка

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является:

- бакалавру получить подготовку для работы в образовательных учреждениях реализующих программы в системе дополнительного образования, общего среднего образования, в художественных школах, училищах, колледжах, лицеях, школах искусств и др.; дать профессиональные основы деятельности бакалавра.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

– тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

– основы просветительской деятельности;

– методологию педагогических исследований проблем образования;

– теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- – закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды; (см.: ФГОС ВПО, с.12)

- систему знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры;

- особенности визуального художественного образа, процесса его создания, развития и восприятия; владеть умениями адекватной оценки произведений искусства;

- процесс освоения ценностей искусства учащимися и развивать интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством;

- знать мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования;

- самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел.

2) Уметь:

– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

– проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

– взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса (см.: ФГОС ВПО, с.13);

- рисовать, писать акварелью и маслом, владеть 1-2 графическими приёмами и средствами, 2-3 техниками декоративно-прикладного и декоративно-оформительского искусства, техникой лепки, писать 2-3 шрифтами; владеть графическим языком как средством общечеловеческого общения по предметам специальности;

- владеть ручным и машинным способами передачи информации о предметном мире;

- проводить экскурсии в музее и архитектурной среде;

- разрабатывать и прочесть популярную лекцию по искусству;

- строить и оформлять экспозицию произведений искусства, разрабатывать дизайн помещения.

3) Владеть:

– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

– способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

Практические занятия

Практическое занятие

Тема: Составление планов-конспектов по всем видам уроков ИЗО искусства и дизайна

Цель задания - научить студентов самостоятельно разрабатывать тему урока, методически правильно планировать его составные части и подробно излагать содержание урока с учетом возрастных особенностей учащихся с применением игровых, проблемных ситуаций на уроке.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Составление конспекта урока.

2. Содержание конспекта урока.

Студент должен составить 4 конспекта урока по каждому виду учебной работы: рисованию с натуры, по памяти, представлению, декоративному рисованию, тематическому рисованию и беседе об изобразительном искусстве.

Конспект урока должен содержать обоснование учебно-воспитательных и развивающих целей и задач, раскрывать методику проведения урока с использованием наглядных пособий и другого дидактического материала. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.

В планах – конспектах урока необходимо отобразить: класс, вид урока, тему урока, цели и задачи урока, материалы и оборудование урока для учителя и ученика, схему оформление классной доски, эскизы наглядных пособий. Описание методики выполнения педагогического рисунка, эскизы упражнений и их описание, хронометрированный тезисный план урока и описание самого хода урока даются от первого лица и сопровождаются наглядными пособиями по ходу урока, а не в конце конспекта, с описанием их применения. Необходимо продумать систему вопросов, которые учитель задаст ученикам по теме, а также в конце конспекта необходимо отметить прогнозируемые ошибки и способы их исправления.

Работа может быть выполнена на листах бумаги формата А4 или на карточках меньшего размера.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО и дизайну. Зарисовки образцов русских женских и мужских головных уборов. Сделать выписки из литературы с описанием стилей интерьера и подобрать иллюстрации интерьеров и экстерьеров.

,,,

Основная литература:

1. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., АГАР, 1998.- 336 с.

2. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. – М.: Искусство, 1951. – 176 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования.- М., 1977.

3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

5. Дембинский С.И. Школьные вечера, посвященные искусству. М., 1969.

6.Хомянский Л.М., Шинанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985.

Практическое занятие

Тема: Проведение фрагментов уроков в студенческой аудитории. Анализ фрагментов уроков( Зачетное задание).

Цель задания – помочь студентам овладеть особенностями педагогического мастерства. Фрагмент урока проводится перед студентами свей группы на основе подготовленного ранее плана – конспекта по одной теме и для конкретного класса.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Подготовка к проведению фрагмента урока.

2. Анализ проведенного фрагмента урока.

Фрагмент урока содержит основные этапы урока – объяснение нового материала, показ эскизов наглядных пособий и упражнений, способствующих овладению конкретными навыками по теме урока.

После проведенного фрагмента урока в группе студентов проходит анализ и самоанализ под руководством преподавателя, разбираются различные педагогические ситуации.

В обсуждении принимают участие все студенты группы. Данное задание рассчитано на подготовку студентов к педагогической практике.

На проведение фрагмента и обсуждения урока отводится 15-25 минут.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО и дизайну. Лепки мелкой русской народной скульптуры. Зарисовки образцов русской женской и мужской одежды и обуви.

Основная литература:

1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.

1. Кузин В.С. Психология: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1997.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., АГАР, 1998.- 336 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с..

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Альбом педагогических рисунков. «Флора» , «Русская народная роспись»( Зачетное задание).

Цель задания: помочь студентам овладеть особенностями педагогического рисунка и методами демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами, включая мел. Научить студентов определять и отображать этапы – методическую последовательность выполнения рисунка.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности педагогического рисунка.

2. Методы демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами.

Задание по педагогическому рисованию состоит из нескольких этапов: 1) выполнение специального альбома педагогических рисунков и методических упражнений, предусмотренных данной программой, в котором студент отрабатывает различные приемы изображения (реалистический, декоративный, схематический, на темном фоне, имитирующим классную доску и т.д.), различными художественными материалами и техниками, а также изображает методическую последовательность изображения объекта и пр.; 2) непосредственное рисование на вертикальной плоскости классной доски; 3) педагогический рисунок в процессе проведения фрагмента урока со словесным сопровождением и 4) во время проведения уроков изобразительного искусства в школе и в период педагогической практики.

Подбор объектов для педагогического рисования связан с программой по изобразительному искусству и дизайну. При выполнении рисунков на классной доске или бумаге следует применять различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, карандаш, уголь, сангина, пастель, фломастер и др.

Примерный перечень объектов для рисования в альбоме «Объекты для педагогического рисунка – Флора».

1) Травы – одуванчик, папоротник, лопух-верхушка, чертополох, земляника, брусника, подорожник и др.

2) Цветы – ромашка, колокольчик, нарцисс, гвоздика, мак, сирень, одуванчик, подсолнух, мимоза и др.

3) Овощи, фрукты, ягоды – яблоко, груша, слива, вишня, смородина, крыжовник, клубника, арбуз, тыква, огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла и др.

4) Грибы – белый, подосиновик, опята, груздь, мухомор и др.

5) Дерево – береза, ель, сосна, дуб, кустарник, пень, лист, простой формы – береза, тополь, лист сложной формы – клен, каштан, лист дуба с желудями, ветка березы с сережками, ветка рябины с плодами, рисунок коры и др.

6) Стилизация растений – на выбор из каждого раздела.

Зарисовки объектов в методической последовательности.

Примерный перечень объектов в альбом «Русская народная роспись»:

1. Гжельская роспись;

2. Городецкая роспись;

3. Хохломская роспись;

4. Вестовская роспись;

5. Дымковская роспись

6. Зарисовки образцов русских женских и мужских головных уборов;

7. Зарисовки образцов русской женской и мужской одежды и обуви;

8. Зарисовки мелкой русской народной скульптуры.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО и дизайну.

Основная литература:

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

4.Бестчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.

2. Хомянский Л.М., Шинанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985.

Практическое занятие

Тема: Разработка системы упражнений к урокам ИЗО искусства и дизайна

Цель задания: научить студентов разрабатывать упражнения, позволяющие отработать определенные навыки изобразительной грамоты (рисование с натуры и на темы, декоративное рисование).

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Разработка методических упражнений.

2. Виды методических упражнений.

Упражнения следует проводить на подготовительном этапе урока (перед самостоятельной работой учащихся). Особенно важно проводить упражнения для коррекции двигательных навыков, для совершенствования мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки. Необходимо добиваться того, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом и кистью в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Задание.Разработать систему упражнений по одной из предложенных или самостоятельно выбранных тем по изобразительному искусству и дизайну: упражнения на смешивание красок, для получения оттенков (основы практического цветоведения), упражнения на конструктивное построение, упражнения на графические или живописные навыки работы (линия, штрих, пятно и т.д.), упражнения на освоение различных художественных материалов и техник (графических, живописных, декоративных и т.д.), упражнения на различные способы изображения объектов природы и т.п.

Кроме подобных обучающих упражнений можно разработать игровые упражнения – графические, живописные, например: «высокие горы», «идет косой дождь» (наклонные линии), «моток ниток», «дым идет», «волны» (дугообразные линии), игровые упражнения, включающие изображения предметов различной формы (мячи, овощи и фрукты, дома, горы и т.д.), рисование по опорным точкам знакомых предметов и объектов (дом, рыба, животное, замок, фигуры людей и т.д.). Каждый этап упражнения сопровождается кратким объяснением, в котором даются методические указания, определение стадий и описание приемов выполнения и их последовательности в ходе урока (учитель на классной доске – учащиеся одновременно в альбомах).

Задание выполняется в размере формата А3. Материалы по выбору: карандаш, гуашь, акварель, тушь и др.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО. Подобрать иллюстрации упаковки шоколада, печенья и других сладостей; часов; ювелирных изделий; косметики. Разработать упаковку-рекламу сладостей (шоколада, печенья, конфет). Разработать силуэт флакона для духов.

Основная литература:

1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Советский художник, 1986.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

3.Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы. - М. Просвещение, 1983.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Выполнение иллюстрированного реферата о выдающихся художниках – педагогах или педагогах – новаторах изобразительного искусства, дизайна.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Работа с литературой.

2. Рассмотрение педагогической системы художника-педагога.

3. Разработка и прочтение лекций по искусству.

Цель задания: научить студентов подбирать и анализировать искусствоведческую и методическую литературу для выявления наиболее существенных характеристик деятельности художника как педагога. Выясняется педагогическая система обучения изобразительному искусству рассматриваемого художника, его методы, приемы и способы изображения тех или иных объектов. При этом следует останавливаться на изучении нескольких источников, проводя сравнение и анализируя их. Необходимо в реферате помещать рисунки (ксерокопию, рисунок или кальку), демонстрирующие наиболее интересные и существенные методические и теоретические находки художника – педагога.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО. Сбор педагогических рисунков. Задание выполняется в формате А3 (15 – 20 страниц печатного текста).

Основная литература:

1. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. – М.: Искусство, 1951. – 176 с.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998.- 336 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Альбом педагогических рисунков. «Фауна» «Зодчество, пейзаж, предметы быта», «Город и человек»

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности педагогического рисунка.

2.Методы демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами.

«Фауна»

1)Обитатели водной среды. Рыбы: щука, окунь, карась, пескарь, сом, акула, аквариумные и др., рак, краб, медузы, осьминог, кит, дельфин и др.

2)Пресмыкающиеся: лягушка, змеи, ящерицы, крокодил, черепаха и др.

3)Насекомые: бабочки, стрекозы, оса, пчела, муха, кузнечик, пауки, жуки и др.

4)Птицы: Домашние: петух, курица, гусь, утка, индюк и др., дикие: ворона, сорока, воробей, синица, лебедь, аист, журавль, павлин, пеликан, орел, сова, тетерев, попугай и др.

5)Домашние животные: кошка, собака, коза, баран, корова, лошадь, осел, мышь, крыса и др.

6)Дикие животные: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, слон, верблюд, лев, тигр, олень, бегемот, обезьяна и др.

7)Стилизация: фантастические, сказочные, народные промыслы.

Практическое занятие

Тема: Анализ школьных программ по ИЗО искусству, художественному труду и дизайну

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Основные структурные части школьных программ по ИЗО искусству.

2. Анализ школьных программ по ИЗО искусству.

Анализируя программу по изобразительному искусству для общеобразовательной школы, студент должен показать знание ее основных структурных частей и их содержание, цели и задачи обучения изобразительному искусству в школе, связь с другими предметами. Он должен знать последовательность изучения видов и тем программы, уметь находить соответствия между различными заданиями; уметь показать соответствия содержания программы современным требованиям преподавания изобразительного искусства; отобразить сбалансированность учебно-воспитательных задач.

Задание для самостоятельной работы: Анализ программ по дизайну и ИЗО.

В задание входят также распределение учебного материала по годам и четвертям обучения; определение объема знаний и умений по программе; отражение народных традиций в художественном образовании школьников; составлении сравнительной характеристики различных программ по изобразительному искусству.

Основная литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990. - 93 с.: ил.

2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - 2-е изд., доп. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб.

3. Программа для детских художественных школ. Композиция. - М.: Министерство культуры ССР. Всероссийский методический кабинет по учебным заседаням искусства и культуры., 1975. - 9 с.

4. Программы общеобразовательных учреждений (I-IV классы одиннадцатилетней школы). Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. - М.: Просвещение, 1996. - 96 с.

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. - М., 1978.

6. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Подготовительные кружки. Спортивно-технические кружки. Производственно-технические кружки. - М., 1978.

7. Программы средней школы: Начальные классы (1-4 одиннадцатилетней школы). - М., 1985.

Практическое занятие

Тема: Анализ учебно-методической литературы по ИЗО искусству и дизайну

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Работа с учебно-методическим материалом.

2. Выбор учебника или учебно-методического пособия по изобразительному искусству для педагогического анализа. Назначение и его выходные данные, структурные основные части и их содержание.

3. Последовательность в изложении материала.

4. Определение соответствия книги учебной программе.

5. Распределение теоретической и практической части.

Задание для самостоятельной работы: Анализ методической литературой по ИЗО и дизайну.

Оформление учебника, наличие и описание в нем наглядных пособий, их методическая направленность и обоснованность. Рекомендации и дополнительные сведения, необходимые для совершенствования учебно-методической литературы по изобразительному искусству.

Основная литература:

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1994.

3. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.

4. Кузин В.С. Психология: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 1997.

5. Хомянский Л.М., Шинанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985.

Дополнительная литература:

1. Авсисян О.Н. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие для средних худож. учеб. заведений. - М.: Изобразит. иск., 1985.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М.: Советский художник, 1968.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.

4. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986.

5. Васильев А.В. Практикум по методике преподавания изобразительного искусства. Для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - М., 1999.

6. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры в общеобразоват. школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.

7. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы: Кн. для учителя / Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др.; Сост. Н.Н. Фомина. - М.: Просвещение, 1995.

8. Киреенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

9. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.

10. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. - Л., 1969.

11. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. - Л., 1962.

12. Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования. Из опыта работы. - Л., 1962.

13. Стасевич В.Н. Искусство портрета: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.

14. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

15. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

16. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в I классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

17. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в II классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.

Практическое занятие

Тема: Разработка наглядных пособий к урокам ИЗО искусства и дизайна

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Учебно-методические наглядные пособия для учителя.

2. Виды учебно-методических наглядных пособий для учителя.

Цель задания: научить студентов изготовлять учебно-методические наглядные пособия для учителя (плакаты-таблицы, динамические пособия – модели, макеты, пособия с использование ТСО – транспаранты, диапозитивы, видео).

Каждый урок или внеклассное занятие по изобразительному искусству должны сопровождаться наглядными пособиями, специально разработанными для конкретного урока, направленного на усвоение определенных знаний. Наглядное пособие сопровождается краткой объяснительной запиской, в которой даются методические указания и описание приемов демонстрации пособия на уроке. Приемы использования наглядных пособий следует подбирать исходя из конкретного урока.

Учитывается место использования наглядности в зависимости от дидактических целей, умение демонстрировать наглядность, техника демонстрации (поза учителя, пользование указкой и пр.).

Задание для самостоятельной работы: Серия плакатов по одной теме, включающих развивающие плакаты в виде различных изображений отдельных предметов и явлений природы, а также с плакат с методической последовательностью изображения конкретного задания. Например: отдельные изображения объектов пейзажа - деревья, различные состояния природы и серия методических листов с последовательностью изображения пейзажа; или отдельные предметы и изображения персонажей литературного произведения - изба, элементы убранства избы, интерьер избы, эскизы костюмов, изображения главных действующих героев, несколько вариантов одного сюжета в различных форматах, а также методическая последовательность работы над иллюстрацией.

Динамическое пособие - пространственная динамическая модель, например, для демонстрации явлений перспективы, цветоведения, манекены фигур человека или животных с пояснением их конструкции и различных движений. Касса различных изображений для фланелеграфа.

ТСО - серия транспарантов (не менее 4 этапов), кинофрагмент или компьютерная дискета с обучающими и развивающими изображениями.

Плакаты выполняются в размере формата А3, динамическое пособие - не более 30 см. в высоту и по ширине, транспарант - формат А4. Материалы по выбору: гуашь, акварель, тушь и др.

Основная литература:

1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

2. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 368 с.

5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. – Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки.- М., 1970.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Распределение программного материала по учебным четвертям.

2. Создание иллюстрированного календарно-тематического плана.

Цель задания: закрепить знания программ школьного курса изобразительного искусства; научить методически правильно распределять программный материал по учебным четвертям.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО искусству, дизайну. Составление иллюстрированного календарно-тематического плана для кружковой работы.

Иллюстрированный план составляется в форме таблицы по неделям, месяцам, четвертям и годам обучения в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Каждое задание должно быть обусловлено целю и задачами художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения в школе.

Необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, чтобы определенный их цикл заканчивался тематическим или декоративным рисованием.

Техника исполнения по выбору - гуашь, акварель, цветные карандаши. Желательно каждый вид изобразительной деятельности выделять цветным символом: рисование с натуры - синим цветом, декоративное рисование - желтым и т.п.

Основная литература:

1. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. – М.: Искусство, 1951. – 176 с.

2. Костерин Н.П. Учебное рисование. Учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. – М.: Просвещение, 1994.

2. Изобразительное искусство. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений. – М.: 1996.

3. Изобразительное искусство. 5-9 классы: Программно-методические материалы/ Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998.

4. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 1991.

5. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 классы: Программы общеобразовательных учреждений. (Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). – М.: Просвещение, 1994.

Практическое занятие

Тема: Методическая разработка учебной темы на длительный период: для 1 – 4 классов или 5 – 9 классов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Разработка определенной темы учебной программы.

2. Методическая разработка учебной темы на длительный период по натюрмортному жанру.

3. Методическая разработка учебной темы на длительный период по пейзажному жанру.

4. Методическая разработка учебной темы на длительный период по портретному жанру.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО. Методическая разработка темы. Обоснование вариативной программы.

Цель задания - научить студента разрабатывать определенную тему учебной программы. Он должен уметь расчленить ее на ряд отдельных учебных задач с учетом всех составляющих компонентов педагогического процесса. Методическая разработка должна выявить место данной темы в общей системе обучения изобразительному искусству и определить количество часов, которое отводится на эту тему.

Содержание темы определяется на основании программы по изобразительному искусству. Ее выбор быть обусловлен ключевым значением в структуре логически выстроенных заданий.

Методическая разработка включает изучение конкретной темы на протяжении достаточно длительного периода, например 1-4 классы, 5-9 классы, а если тема узкая, то и с 1 по 9 класс. Задача, проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, с учетом постоянного усложнения материала и повторения пройденного в упражнениях.

Методическая разработка учебной темы должна включать различные виды уроков изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы и беседы об изобразительном искусстве).

В ней должны быть:

1) представлены цели и задачи темы в системе уроков года и четверти;

2) определены объем практической работы учащихся и конечный результат занятий по данной теме на каждый год и соответственной на конец последнего учебного года, изучаемой темы;

3) разработана серия наглядных пособий и упражнений в материале, предусмотренном задачей урока;

4) дана краткая характеристика основным видам уроков, используемых в изучении темы.

Примерные темы для изучения: «Изображение натюрмортов, видов натюрмортов, на уроках ИЗО в начальных или в 5-9 классах», «Изучение народных промыслов на уроках ИЗО в 1-4 или 5-9 классах», «Дизайн».

Методическая разработка выполняется на формате А3, возможно на нескольких листах отдельно по классам.

Задание для самостоятельной работы: Ознакомление с методической литературой по ИЗО и дизайну.

Основная литература:

1. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. – М.: Просвещение, 1994.

2. Изобразительное искусство. 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений. – М.: 1996.

3. Изобразительное искусство. 5-9 классы: Программно-методические материалы/ Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998.

4. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 1991.

5. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 классы: Программы общеобразовательных учреждений. (Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). – М.: Просвещение, 1994.

6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

Практическое занятие

Тема: Краткосрочное педагогическое рисование отдельных объектов на классной доске

План:

1. Педагогическое рисование на классной доске.

2. Рисование мелом на классной доске.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности педагогического рисования на классной доске.

Задание для самостоятельной работы: Рисование мелом на классной доске.

Основная литература:

1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с. ил.

Дополнительная литература:

1. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.

2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.

3. Барщ А.О. Наброски и з

Наши рекомендации