Игровые технологии обучения школьников изобразительному искусству.

Значение игры:

1. Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

2. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

3. Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

4. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

5. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

6. Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

7. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

8. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

9. Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

10. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

11. Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

12. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

13. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

14. Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

15. Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

16. Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

17. Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

18. Игра дает радость общения с единомышленниками.

19. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Организационные формы обучения на уроках изобразительного искусства в школе. Фронтальная, коллективная, индивидуальная формы организации учебной деятельности и их возможности в развитии творческих способностей.

Организационные формы обучения классифицируют­ся по различным критериям: по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные); по месту учебы (школьные — уроки, занятия в школьных кружках, студиях и т. п.; внешкольные — домашняя само­стоятельная работа, экскурсия и др.); по продолжитель­ности занятий.

В современной дидактике организационные формы обучения подразделяются

1.Фронтальные – учитель управля­ет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, определяет единый для всех темп работы.

2.Индивидуальная – не предполагает контакта с другими учащимися, ученик работает самостоятельно

3.Групповые (коллективные) – учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса

•Звеньевая (постоянные группы учащихся)

•Бригадная (временные группы, сформированные для выполнения определённых заданий)

•Парная

•Кооперировано-групповая (каждая группа делает часть общего дела)

•Индивидуально-групповая (учитель уделяет внимание нескольким ученикам, остальные работают самостоятельно)

•Дифференцированно-групповая (группы формируются по учебным возможностям и равным условиям умений и навыков)

Особый подход требуется при оп­ределении коллективного вида обучения. Не всякая работа, кото­рая формально протекает в кол­лективе, является по сути кол­лективной. По своему характеру она может быть сугубо индивиду­альной.

«Коллективное обучение - это такое обу­чение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каж­дый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совмест­ной учебной работе». В. К. Дьяченко

Индивидуальные формы обучения учащихся не пред­полагают непосредственного контакта с другими ученика­ми. Если ученик самостоятельно выполняет задание, дан­ное учителем, то это индивидуальная форма обучения. Если учитель на уроке уделяет внимание сразу несколь­ким ученикам, в то время как другие ученики работают самостоятельно, то это индивидуально-групповая форма обучения.

Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала,- это организационная система обучения.

Известны три основные организационные системы обучения: классно-урочная, индивидуальная и лекционно-семинарская.

Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в., разработанная и воплощенная в практику Я. А. Коменским. Особенности классно-урочной формы организации обуче­ния таковы:

- постоянный состав учащихся примерно одного возра­ста и одинакового уровня подготовленности (класс);

- каждый класс работает в соответствии со своим годо­вым планом (планирование обучения);

- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

- постоянное чередование различных уроков (расписа­ние);

- обязательная руководящая роль учителя (педагогическое управление);

- применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности) (И. П. Подласый).

Несмотря на то что современные педагогические концеп­ции предлагают новые системы организации обучения, чтобы устранить недостатки классно-урочной формы (главные из которых — ориентация на среднего ученика и мало возможностей для осуществления индивидуаль­ной учебно-воспитательной работы), именно классно-урочная форма организации обучения по-прежнему ос­тается наиболее распространенной и популярной как в нашей стране, так и за рубежом, а урок - ее ключе­вым компонентом.

Использование методов научно-педагогических исследований в деятельности учителя изобразительного искусства. Диагностика художественного развития учащихся. Педагогическое наблюдение, проектирование, моделирование, эксперимент, обобщение педагогического опыта.

Метода пед.исследований – способы изучения пед. явлений, получение научной информации о них с целью установки закономерных связей, отношений и построений научных теорий. специфика научно-педагогических методов заключена в том. Что это исследования в области педагогики.

Методы: теоретические (изучение продуктов деятельности, рисунков, анализ и синтез), практические- классические (наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование), социо - метрические ( цветопись Анатолия Лутошкина определяет настроение цвета).

Наблюдение - самый доступный и легкий способ, но он дает ограниченную информацию, т.к. оказывают влияние личностные особенности наблюдателя. Этапы: определение целей, задач, выбор объекта, предмета и ситуации, выбор способа наблюдений, обработка и интерпретация. Бывает 4х видов: включенное (исследователь замешан), невключенное ( наблюдатель со стороны), открытое и скрытое, сплошное и выборочное.

Эксперимент – дает более полную информацию, но здесь необходимы психологические знания и такт. Различают естественный и лабораторный.

Изучение опыта (исторический и архивный)- это очень кропотливый процесс, это анализ школьной документации ( журналы, книги, расписание, поурочные планы) для установления причинно- следственной документации. Поиски противоречивых фактов. Изучение продуктов ученического творчества. При это должно быть очень корректное использование.

Беседа – проникает во внутренний мир собеседника, выявляет причину тех или иных поступков, но это сложный и ненадежный метод, применяется как дополнительный. Нужно иметь четкий план бес еды, обсуждать интересующие вопросы в разных ракурсах, ставить вопросы в удобной для собеседника формы, уметь использовать ситуацию.

Это методы наиболее приемлемые в методике преподавания изо. Моделирование - изменение среды проведения исследования, например выезжая классом на природу или прогулка. Далее - анализирование результатов наблюдения в сравнении.

Диагностика рисунка осуществляется по следующему алгоритму: наблюдение за работой, наблюдение за результатом, фиксация результатов, просмотр и оцениваие.

Методы научно-педагогических исследований в области методики изобразительного искусства:

Метод наблюдения - сплошные и дискретные наблюдения; открытые и конспиративные; логитюдные и ретроспективные. Суть метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателя. Достоинства при непосредственном наблюдении исследователь может рассматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Недостатки Оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Методы тестирования - тесты для выявления успеваемости учащихся; тесты для определения

Профессиональной предрасположенности; тесты для выявления уровня интеллекта; тесты для выявления. Суть трактуется как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отобранным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых.

Опросные методы - беседа; интервьюирование; анкетирование. Суть традиционный метод педагогического исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Достоинства Опросный метод прост в своем применении и позволяет с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. Недостатки Не всегда надежный метод. Применяется чаще всего как дополнительный. Для получения необходимых изменений и уточнений того, что не было достаточно ясно при наблюдении или использовании других методов. Носит неизбежный оттенок субъективизма. При интервьюировании, заранее подготовленные ответы, не всегда правдивы.

Эксперименты - глобальные; локальные. Суть организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель, Строго контролируемое педагогическое наблюдение. Достоинства носит воспитательный характер. Это дорога в практику новых приемов. Может охватывать большую группу. Недостатки: к эксперименту предъявляются очень большие требования, которые соблюсти трудно. Ошибки при несоблюдении условий. Требуются длительные созидательные усилия. Иногда требует больших затрат.

Социологические методы.

Виды экспериментов: «мысленный»; «стендовый»; констатирующий; созидательно преобразующий; контрольный. Суть Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а так же школьной документации. Достоинства Позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащегося, получать информацию, которую никакими другими способами получить невозможно. Ход беседы может записываться.

Задачи исследования:

1) стимуляция творческого мышления

2) развитие воображения

3) генерация идей

4) прогноз

5) принятие оригинальных решений

В современных условиях социальных преобразований очевидна потребность общества в целостной, творчески активной личности, самостоятельно решающей задачу своего развития в различных сферах деятельности.

Важным фактором становления субъектности в профессиональной подготовке педагога искусства является восхождение к авторской педагогической системе (концепции), особенно необходимой в условиях дополнительного образования при работе с подростком. Учитель должен быть ориентирован на то, что в освоении изобразительного искусства важно не только овладение навыками графической грамоты, но и выражение в работах индивидуальности мышления, чувств, отношений.

Актуализация роли искусства в становлении современного человека требует расширения рамок академической подготовки специалиста в сторону практического знакомства с разнообразными инновационными методами, направленными на формирование сопричастности учащегося к художественной культуре через личностное отношение, проявляющееся в творческой деятельности.

Наши рекомендации