Занятие 2. Классификация понятий. Обобщение

И ограничение понятий. Сравнение понятий

1. Сравни пары понятий и назови их наиболее общие признаки. Например: «ромашка - василек» - полевые цветы, «шкаф - стол» - мебель.

Лед - пар Скорость - время

Термометр - барометр Ньютон - Паскаль

Озеро - река Союз - предлог

Квадрат - прямоугольник Меридианы - параллели

Куб - шар Метр - сантиметр

Дождь - снег Железо - алюминий

Капля - песчинка Плавление - испарение

Земля - Марс Колба - мензурка

2. Расположите данные понятияв логической последовательности от более частных к более общим так, чтобы каждое последующее было частным для предыдущего (отношения вид – род). Например: ртутный термометр - термометр - измерительный прибор – прибор.

Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород

Природное явление, землетрясение, стихийное бедствие, землетрясение в Японии

Фигура, квадрат, плоская фигура, многоугольник, прямоугольник

Явления природы, физические явления, световые явления, северное сияние

Знак азбуки, согласная буква, буква «Б», буква

Число, неправильная дробь, дробь, натуральная дробь

Печатное издание, учебник, учебник физики, книга

Характеристика, физическая величина, величина, масса

3. Проведите классификациюи разделите данные понятия на группы по какому-либо основанию. Подберите к каждой группе обобщающее слово.

Плавление, точка, настольная лампа, нагревание, запятая, торшер, испарение, двоеточие, бра, остров, материк, люстра, охлаждение, полуостров, точка с запятой.

4. Какие логические ошибки допущены в следующих предложениях:

о Яне знаю, какую профессию выбрать - стюардессы или бортпроводницы.

о Я придумал интересную тайную загадку.

о Летчик – это пилот авиалайнера.

о С утра монотонно льет мокрый дождь.

о Взрослый мужчина медленно вошел в дом.

о В автобусе ехали люди, старики, дети.

о По улице быстрой походкой шел спортивный спортсмен.

Исключите лишнее.

Весы, часы, пробирка, термометр, измерительный цилиндр

Телевизор, радиоприемник, видеомагнитофон, магнитофон, пылесос

Дождь, снег, ливень, град, ветер

Плавление, испарение, кипение, нагревание, температура

И.Ньютон, Архимед, Демокрит, Г. Галилей, Н.В.Гоголь

Скорость, масса, путь, время, секунда

Метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, литр

Килограмм, час, гектар, литр, площадь

Сложение, вычитание, умножение, деление, множитель

Озеро, море, океан, река, пустыня

Ураган, шторм, смерч, пассат, дождь

6. Проверьте свою сообразительность и способность размышлять. Отгадайте слово по двум его определениям.

- Сто сантиметров или подземка.

- Два Монте-Кристо или раздел учебника.

- Вековой юбилей постоянной величины в математике или огнестрельное оружие.

- Половина ближайшей родственницы пчелы или то, чем похожи тигр и зебра.

- Рядом с физиономией или почти синоним проспекта.

- Начало счета того, что следует за молнией, или полное поражение

Занятие 2. Классификация понятий. Обобщение - student2.ru 7. Интеллектуальная разминка.Существует три способа соединения четырех точек, расположенных в вершинах квадрата. А сколько существует способов соединения пяти точек, являющихся вершинами пятиугольника?

         

Задачи Шерлока Холмса.

Гуляя в парке лорда, пригласившего известного сыщика, Шерлок Холмс, размышляя над обстоятельствами одного странного дела, заблудился. Уже начало темнеть, и Холмс, увидев водопроводную трубу, воскликнул: «Вот удача! Надо идти в ту сторону, куда течет вода в трубе». Не торопясь, он разжег костерок на трубе, закурил свою трубку и погрузился в размышления. Спустя 10 мин он точно знал, в каком направлении нужно идти. «Знания и умение размышлять всегда придут на помощь!» - воскликнул Холмс. Как он определил направление движения воды в трубе?

Наши рекомендации