Задача 26
В беседе с учительницей один старшеклассник признался:
«Понимаю, что химия–очень важная наука, потому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, повторяю без конца, а результата положительного все равно нет»[9].
Вопросы
1. Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему и совсем не нравится?
2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?
Задача 27[10]
Учащимся старших классов было предложено рассмотреть цветную репродукцию картины А. Мазина «Натюрморт с черешней», а затем описать то, что на ней изображено. Демонстрация длилась в течение десяти секунд, после чего репродукцию убрали.
Описания получились различные. Сравните два из них.
Ученик А. На столике причудливой формы постелена салфетка, вышитая ришелье. На салфетке две тарелки–глубокая и десертная. На десертной – два яблока. Большое яблоко лежит на боку в три четверти, черенок виден сбоку, а у меньшего яблока черенок сверху. В глубокой тарелке – черешня с торчащими черенками. Две черешни упали из тарелки и лежат на салфетке, а еще две сами лежат на салфетке, а черенки их – в тарелке, они свесились».
Ученик Б. На столе салфеточка кружевная, и на ней стоит тарелка с черешней. Рядом лежат несколько красных яблок.
Вопросы
1. Какое свойство личности отчетливо обнаружилось у ученика А. и отсутствует у ученика Б.?
2. Каково значение этого свойства в познавательной деятельности старших школьников?
Задача 28[11].
Шестнадцатилетняя Таня в своем письме в редакцию написала следующее: «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но разве так любят? Вечно подозрения, вопросы – с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь – не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят почему. Просто ругают. И все от любви, да?..»
Вопросы
1. Объясните, в чем причина нездоровых взаимоотношений между Таней и ее родителями.
2. Какими качествами личности должны обладать родители, чтобы между ними и детьми были здоровые взаимоотношения?
Задача 29[12].
Как известно, педагогический институт призван готовить высокообразованных учителей, людей творческих, умеющих самостоятельно разбираться в любом теоретическом вопросе по своему предмету. В этих целях на первом курсе факультета русского языка и литературы студенты слушают пропедевтический курс «Введение в литературоведение». «Его задача, – пишет Н. К. Асеев, – дать студентам основные представления о специфике литературы, ее назначении в обществе, о закономерностях развития. Сведения эти нужны для того, чтобы студенты глубже воспринимали историко-литературные курсы, усвоили навыки анализа художественных произведений, умели дать правильную оценку тем или иным явлениям». Этот курс должен привить интерес к вопросам теории литературы, развить у них самостоятельность творческого литературоведческого мышления. Вместе с тем автор утверждает, что этот курс для студентов, впервые перешагнувших порог высшей школы, очень сложен и труден.
Вопросы
1. Укажите, в чем, по вашему мнению, причины трудности этого курса для студентов.
2. Объясните, в чем сущность творческого литературоведческого мышления.
3. Докажите, что для развития самостоятельного литературоведческого мышления студентов необходимы теоретическая подготовка и глубокий интерес к вопросам теории литературы.
Задача 30.
В одном из исследований испытуемым (студентам) через электронный тахистоскоп на 0,02 с предъявляли фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на
основе информации, которую они получали при восприятии только внешности данных лиц.
При повторном предъявлении им говорили, что это – «староста курса», при третьем – это «хороший товарищ», при четвертом – это «отличники», и при пятом – это «хвостисты».
Оказалось, что во всех случаях испытуемые одному и тому же человеку – объекту восприятия–давали разные характеристики, приписывали ему различные потребности и способности, неодинаковое отношение к учению, к жизни.
Вопросы
1. Укажите, какая особенность личности испытуемых оказала решающее влияние на характеристику людей-объектов?
2. Какую положительную роль выполняет эта особенность при восприятии действительности в жизни человека?