Организационные формы воспитания

Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержа­ния.

Р. Ролла н

" Дети должны жить в мире кра­соты, игры, сказки, музыки, ри­сунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

«КЛЕТОЧКА» ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Каждому школьному педагогу понят­но: «клеточкой»учебного процесса является урок.Многообразие тради­ционных и творческих уроков состав­ляет ткань процесса обучения. А в воспитании? Есть ли такая «клеточка»? Ведь она, эта «клеточка» нужна для сво­еобразной материализации процесса воспитания, для его конкретизации, четкости и определенности, ибо если воспитание абстрактно, то оно, -- как это, увы!, неред­ко бывает в школьной практике, — превращается в пус-


6.7. Организационные формы воспитания

тое словоблудие, нудное морализирование, «педагогику мероприятий», неопределенный набор случайных дел, а то и в бесперспективную борьбу с негативными прояв­лениями в детской среде... Соответственно этому — не­предсказуемый результат и негативное отношение к вос­питательной работе как учащихся, так и самих педагогов. Недаром подчас должность классного руководителя вос­принимается как нежелательная, как «довесок» к учеб­ной нагрузке, как тяжкое бремя, которое придется не­сти...

Мы же утверждаем, что воспитание, как и обучение, может быть процессом строго определенным, конкрет­ным, целостным и управляемым. Если выстроить четкую систему форморганизации воспитательного процесса, психологически и педагогически обоснованную, методи­чески грамотно инструментованную, тогда каждая фор­ма и станет той «клеточкой» воспитательного процесса, многообразие которых выстроит «ткань» воспитания.

В современной педагогической практике существует не­сколько понятий:«форма воспитательной работы», «вос­питательное мероприятие», «дело» и др. Видимо, имеет право на существование каждое из этих понятий, ибо носит определенный оттенок отображаемого'педагогичес­кого явления.

В «Энциклопедическом словаре» понятие «форма» имеет несколько значений: «1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 2) внешнее выражение какого-либо содержания; 3) установленный образец чего-либо; 4) приспособление для придания чему-либо определен­ных очертаний; 5) одинаковая по цвету и крою одежда; 6) совокупность приемов и изобразительных средств ху­дожественного произведения»*. Очевидно, что каждое зна­чение так или иначе отражает и смысл понятий «форма воспитательной работы» и «форма организации воспита­тельного процесса».

С точки зрения педагогической формы воспитания (вос­питательной работы) -- это способы организации, су­ществования и выражения содержания воспитательного

* Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 2. С. 1687.

420 Глава VI. Организация воспнтательного_процесса в школе

процесса, в которых открыто провозглашается отноше­ниек предметам, явлениям, событиям, людям и их со­обществам... Как определенная ценность (интеллектуаль­ная, правовая, гражданская, политическая, эстетическая, нравственная и т.д.).

Форма воспитания определяет вариантыорганизации конкретной воспитывающей деятельности детей, их вза­имодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методи­ку и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.

«Воспитательное мероприятие»(в трактовке Н.Е. Щур-ковой как «принятие мер» по...) рассматривается как от­дельный акт воспитательной работы, организованный как групповая (коллективная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения.

Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов и его единомышленники и последователи) трактуется с позиций субъекта творчес­кой деятельности -- взрослого (педагога, старшего дру­га, простого участника...) и воспитанника. Этим и объяс­няется исключение «формальных» слов — «форма» и «ме­роприятие».

В современных условиях гуманизации воспитания, де­мократизации школы, акценте на самоактуализацию лич­ности школьника меняется не только целеполагание, сущ­ность и содержание воспитательного процесса, но и его методика,что напрямую имеет отношение к выбору орга­низационных форм воспитания,т.е. влечет за собой по­требность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся.

Любая форма внеурочной деятельности имеет цель -развитие определенного отношения к чему-либо:музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе и т.д. Причем это отношение выражено в предметном (для вос­питанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, разговор при свечах, диспут, «де­вичник», школьный бал. Потом уже определяется конк-


6.7. Организационные формы воспитания

ретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому форми­руется: диспут «Зачем человеку музыка?», классный час «Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праз­дник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной ра­боты, тем легче достигается цель и решаются задачи вос­питания.

МНОГООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТА­ТЕЛЬНОГО ПРО­ЦЕССА

Более пристальное рассмотрение орга­низационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообраз­ных аспектов, сторон, выражений..,

а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм

процессом творческим. Формы воспитательной работы

многообразны. Они могут быть:

>* простые (как акт ситуативного воздействия) и слож­ные (включающие воспитанников в самые многочис­ленные отношения);

>- кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микро­района школы»);

>• групповые (от двух участников и более), коллектив­ные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные (к примеру, в г. Об­нинске Калужской области ежегодно проводится Все­российская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»);

>- традиционные (вошедшие в практику школ, апро­бированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и твор­ческие (нестандартные, нетрадиционные, исключа­ющие шаблон, создаваемые педагогами и воспитан­никами в совместной творческой жизнедеятельнос­ти);

спонтанно возникающие в ходе воспитательного про­цесса (например, стихийно возникшая дискуссия по

422 Глава VI. Организация воспнтательного_процесса в школе

поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция ми­лосердия в адрес жертв случившегося стихийного бед­ствия...) и специально организованные, спланирован­ные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;

>^ регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии класс­ный часов под рубрикой, например, «Интересный че­ловек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календар­ные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);

>• многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объеди­нено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В,А. Караковский);

>- система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.

В данном параграфе мы предполагаем рассмотреть не­сколько аспектовиспользования организационных форм воспитательной работы, ориентирующих школьного пе­дагога (начинающего и опытного) на творческий рост от субъекта педагогической деятельности, осваивающего тра­диционно сложившиеся формы, до творческого педаго­га-новатора, самостоятельно конструирующего нетради­ционные (творческие) формы воспитательного процесса. То есть мы предполагаем рассмотреть:

а) методику подготовки и проведения любой из форм
воспитательной работы (некий алгоритм, общую схе­
му);

б) картотеку форм воспитательной работы и методику
ее создания творческим педагогом-воспитателем;

в) некий технологический и технико-педагогический
«инструментарий» (перечень возможных приемов), ко­
торый не только позволяет воспитателю быстро осво­
ить «работу по образцу», но и помогает конструиро­
вать собственные творческие формы воспитательного
процесса;

г) описание некоторых (для примера) новых форм
воспитательной работы, возникших в последние годы.


6.7. Организационные формы воспитания
КЛАССНЫЙ ЧАС КАК «ЧАС КЛАССНО­ГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Прежде чем раскрывать методику под­готовки и проведения любой формы воспитательной работы,следует ого­вориться о том, что мы имеем в виду, употребляя в нашем контексте поня­тие «классный час».Это не какая-то определенная форма работы (в практике отдельных школ и теоретиков педа­гогики именуемая нередко «застойной формой», относя­щейся к ушедшему периоду авторитарной организации воспитательной работы), а час классного руководителя,та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить зап­ланированное к воспитанию отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспита­ния не хаотичным, случайным, а управляемым и целе­направленным.

Для классного часа характерно все многообразие ви­дов и форм, перечисленных выше. Классный час пред­полагает также проявление специфики личности педаго­га, .работающего по авторской, творческой программе. Исповедываемый им гуманистический подход к органи­зации воспитательного процесса может привести к фор­мулированию своеобразных правил;«Никогда никого не ругать на классном часе», «Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов» (для этого можно найти другое место и время), «Оптимизм и мажор — ос­новной стиль и тон общения на классном часе», «Создать максимум комфорта для всех участников» (красиво и фун­кционально оформленное помещение, удобные и свобод­но избираемые места, использование цветов, подарков, сюрпризов...).

Классный час должен быть нерегламентирован време­нем (он может продолжать от 2—5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту — классной комнате: он может быть проведен в музее, на лоне при­роды, на улицах города, в сквере, на квартире у кого-то... Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это

424 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

может быть и группа людей (группа студентов, авторс­кий коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть вве­дены и другие правила.

АЛГОРИТМ ПОДГО­ТОВКИ ПРОВЕДЕ­НИЯ ЛЮБОЙ ФОРМЫ ВОСПИТА­ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алго­ритм,некая схема, позволяющая наи­более рационально и грамотно орга­низовать воспитательный процесс. Эле­менты ее таковы.

1. Определение цели и задач. Цель— то запланирован­
ное отношение, которому посвящено организуемое пе­
дагогом дело (Новогодний бал-маскарад, «Акция ми­
лосердия», Неделя школьной науки и т.д.)- Цель конк­
ретизируется в серии (!) форм воспитательной работы,
ибо одним актом воспитательного воздействия отноше­
ния не сформировать, то есть для достижения цели вос­
питатель формулирует несколько задач,которые пред­
ставляются реальными в данном воспитательном мероп­
риятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как
предметные (для воспитанников), так и воспитательные
(для воспитателя).

Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященных единой цели — формированию му­зыкальном культуры учащихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?» Его задачи: 1) выявление музыкальных вкусов и интересов учащихся (предварительная анкета, принесение любимых кассет и пластинок); 2) формирование понятий и пред­ставлений, выработка определенного отношения к раз­личным музыкальным жанрам... (слово педагога, выступ­ление учащихся, фронтальная беседа, дискуссия...); 3) развитие эмоционально-положительного отношения к «маленьким шедеврам большой музыки» (прослушивание музыкальных произведений в сопровождении рассказа педагога или учащихся)... и другие задачи.

2. Выбор формы воспитательной работы, определение
жанра и названия мероприятия: например, пресс-конфе­
ренция «Юность обличает нацизм», дискуссия «Что про­
исходит в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осен-


6.7. Организационные формы воспитания

ний бал», организационный классный час 1 сентября «Ар-бузник» и т.д.

3. Создание психологического настроя: зажигательный
рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах,
предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазе­
ты, написание необычного объявления.

4. Предварительная подготовка: подбор содержательно­
го материала, определение средств, приглашение гостей
и участников извне, распределение ролей и поручений,
определение места, времени и роли каждого участника,
подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, ат­
рибутики, оформления и т.д.

5. В проведении самого воспитательного мероприятия
важны такие его элементы, как:

- начало (музыкальный, поэтический, театрализованный
зачин, пролог; литературно-поэтический, философс­
кий, публицистический эпиграф) для создания пси­
хологического настроя;

- содержательная часть (как предметная деятельность
воспитанников и педагогов, направленная на дости­
жение предметной и воспитательной цели);

- аккордно-финальная часть: принятие решения, об­
ращение, определенные ритуалы завершения (пес­
ня, речевка, голосование, награждение победите­
лей, взаимные благодарности, музыка и т.д.) — со­
здает определенное эмоциональное состояние,
проецирующее потребность дальнейшей совместной
деятельности; принятие решений по внедрению до­
стигнутого отношения в повседневную жизнедея­
тельность.

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уров­нях: 1) обсуждение успешности (неуспешности) пред­метного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем; 2) собствен­но педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата, ко­торый может включать такие элементы:

- мера достижения цели и решение стратегических и так­
тических задач;

- характеристика эффективности избранных средств, ме­
тодов и приемов;

426 Глава _VI. Организация воспитательного процесса в школе

- степень активности участников и их удовлетворенность
от участия в деле; особенности индивидуальных про­
явлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоцио­
нальное состояние и реакции и т.д.);

- логика и структура воспитательного мероприятия, их
эффективность;

- характер педагогического мастерства воспитателя, про­
явление его жизненной и педагогической позиции;
манера поведения, характер отношений с учащимися
и т.д.;

- место проведенного мероприятия в системе воспита­
тельной работы с классом, в общешкольной системе
и логике воспитания.

Интересный алгоритм для самостоятельного констру­ирования тематических классных часо.в предложен пе­дагогом Н.П. Капустиным для технологии адаптивной школы*:

1. Тема -» 2. Цель ^предварительный сбор эмпиричес­кого материала) -> 3. Информация (по материалам пред­варительной подготовки) -»• 4. «Я-позиция» и ее причи­ны (учащиеся — по кругу) -> 5. «Я-позиция» и обществен­но значимая норма ~* 6. Дискуссия -> 7. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?) -> 8. Свободный выбор -+ 9. Мотивация (итог, подводимый воспитателем) -»• 10. Ре­альный результат (педагогический анализ).

КАРТОТЕКА ОРГА­НИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТА­НИЯ

Мы привели здесь примерные алго­ритмы подготовки и проведения лю­бой организационной формы воспи­тания. Но формы многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления карто­теки форм внеурочной деятельности.В основе ее виды вос­питывающей деятельности, назначение -- избежать од­нообразия во внеурочной деятельности, найти новые ори­гинальные формы воспитания, облегчить планирование педагогической деятельности школы и классных руково-

* Подробная технология и методика с конкретными примерами раз­работок классных часов. В кн.: Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. С. 200—210.


6.7. Организационные формы Боепитания

дителей. Приведем примеры из различных разделов такой картотеки.

Познавательная деятельность:устный журнал, смотр зна­ний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологи­ческий практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника»...

Ценностно-ориентировочная деятельность:встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на мо­рально-этические темы, часы интересных встреч, класс­ные часы под различными рубриками. Дискуссионные игры типа «Дебаты», «Третейский суд», «Дискуссионные качели», «Разброс мнений».

Трудовая деятельность:работа по восстановлению па­мятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, празд­ники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ре­месел и др.

Общественно полезная деятельность:школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотво­рительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета...

Художественно-творческая деятельность:Новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной само­деятельности, этический театр, литературно-художествен­ная композиция, вечер авторской песни, выпуск лите­ратурного альманаха, музыкальная (литературная) гос­тиная, посещение театра, диспут, выставка «Малая Тре­тьяковская галерея» и др.

Физкультурно-спортивная деятельность:День здоровья, туристический слет, турпоход, «День бегуна», «Веселые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые Олимпий­ские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», «Турнир рыцарей», «Спортивный «Огонек», «Школа здо­рового образа жизни»...

Деятельность свободного общения:вечер авторской пес­ни, прогулки по городу и на лоне природы, концерт



428 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

«Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник» и «мальчишник», поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренин­ги, школьный бал...

Возможны и формы внеурочной деятельности, соеди­няющие в себе несколько видов деятельности: это разно­го рода фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и организационно-де-ятельностные игры. Такие формы внеурочной деятельно­сти требуют коллективной мысли, тщательно разработан­ного сценария.

Разумное чередование, выбор наилучших форм, твор­ческое изобретение новых, нетрадиционных форм позво­ляют уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и вне­урочную деятельность школьников увлекательной, непри­нужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.

ПРИМЕРЫ ТВОР­ЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

В последние годы в практике школь­ных педагогов появилось много не­традиционных форм воспитательной работы, которые могут быть исполь­зованы при организации разнообраз­ных видов внеурочной деятельности школьников: «пять минут с одним стихотворением (музыкальным произве­дением, с одной картиной...); публичная лекция (лекция для широкого круга школьной «публики»: 15—20 минут насыщенной яркой информации, с необычными приме­рами и фактами, красочной эстетической обстааленнос-тью позволяют «высветить» отношение к рассматривае­мому предмету или событию); «Сократовская беседа» (раз­вернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постанов­ки дополнительных вопросов с последовательными отве­тами, постепенно приводящими к истине); «.открытый микрофон» (для обсуждения проблем школьной или об­щественной жизни); «философский стул» (для философ­ского осмысления жизни старшеклассниками); «дискус­сионные качели» (две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений по предложенной теме); интеллек-


6.7. Организационные формы воспитания

туальный аукцион (игровая форма состязательной интел­лектуальной деятельности: чтобы «купить» предлагаемый «товар» -- книгу, репродукцию, фотографию, пластин­ку, предмет декоративно-прикладного искусства — надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете); конкурс «смехаизмов» (смешных афоризмов и анекдотов); «разговор при свечах» (откровенный разго­вор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей); День гения (серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в те­чение всего дня и посвященных одной личности велико­го человека, чаще всего связанных с юбилейной датой); «круглый стол с острыми углами» (выявление и обсуж­дение мнения учащихся по поводу острых проблем со­временности на основании собранных заранее дискусси­онных материалов); «сюрпризы дружбы» (цель — укреп­ление дружеских межличностных отношений через «пре­поднесение» сюрпризов: исполнение посвященной кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми)..Л «Арбузник» как не­формальное общение учащихся после двухмесячной раз­луки летом: чтобы отведать арбуз, каждый должен при­нять участие в одном из пяти конкурсов:

1. Самая смешная история моего лета.

2. Исполнение любимых стихов и песен о лете и летней
природе.

3. Собственного сочинения сказка, песня, притча, ле­
генды об... арбузе.

4. Убедительный рассказ о прочитанной книге, которую
рекомендую всем.

5. Увлекательный рассказ о будущей жизни нашего класса.
«Фотокамера смотрит в мир» — форма для развития

интереса к чтению периодики, для формирования поли­тической культуры учащихся. Содержание: под руковод­ством ведущего все учащиеся поочередно демонстриру­ют приготовленные фотографии из газет и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответству-

* Эти и многие другие творческие формы, возникшие в практике школ, описаны в двух сборниках Н.Е. Щурковой «Собранье пестрых дел».

430 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

юший раздел на доску (стенд), таким образом смонти­рованный обзор событий остается на 3—4 дня для всеоб­щего обозрения.

Различные варианты «концерта-ромашки». В форме «ро­машки» удобно проводить различного рода конкурсы, например: «Конкурс инсценированных рассказов (басен, анекдотов, пословиц, сценок из жизни...», «Вечер рекор­дов Гиннесса», «Конкурс непрофессионального мастер­ства», «Аукцион талантов», «Конкурс частушечников (на заданную тему)», «Мультлото», «Конкурс рекламного плаката», «Конкурс рисованных фильмов (слайд-филь­мов)», «Конкурс танцевальных импровизаций», «Старая сказка на новый лад», различной тематики КВНы и т.д. Как компонент системы воспитания основ этической культуры (программа А. И. Шемшуриной*) выступает вне­урочная деятельность с этической направленностью, ком­позиционно построенная как театрализованное представ­ление-диалог в соответствии с возрастом: >• в начальной школе в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежли­вы», «Сказка — ложь, да в ней намек»); >• в подростковых классах как этические диалоги («Золо­тое слово народной мудрости», «Своя земля и в гор­сти мила», «Как наше слово отзовется)», как дискус­сионный клуб общения («Листая страницы Д. Карне-ги», «Ищи себя пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»);

>• в старших классах как вечера этических размышлений, романтические беседы «при свечах», разговоры «у ко­стра», встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Музыка и мы», «Интеллигент -это русское понятие», «Доброе имя дороже сокровищ мира»).

...Прощальный вечер со свечами (из опыта школы № 45 г. Москвы) может быть проведен как финально-аккорд­ная часть выпускного вечера в 11-м классе. В затемнен­ном помещении классный руководитель торжественно за­жигает магический огонь свечи и таинственно-торжествен­ным голосом говорит проникновенные слова прощания

Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М. 1998. С. 27.


6.7-Организационные формы воспитания

(могут быть воспоминания, откровения, напутствия, сти­хи, художественная проза, например, А. Моруа «Моло­дому человеку об искусстве жить», Д.С. Лихачев «Разду­мья» и др.). А дальше от пламени своей свечи зажигает маленькие свечи в руках своих учеников, как бы переда­вая им эстафету ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. И пред­лагает пообщаться один на один друг с другом, объеди­няя пламя своей свечи с другим, говоря, при этом слова прощания, пожелания, напутствия, объяснения в недо­сказанном и сделанном за 10 лет, раскрытия тайных доб­рых слов и мыслей, слова благодарности и признатель­ности... И свечи затухают... На этой возвышенно-торже­ственной ноте заканчивается выпускной вечер!

СИСТЕМА ОРГАНИ­ЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

Очень часто в практике современной школы «набор» организационных форм воспитания определяется общей науч­но-методической проблемой, над ко­торой работает педагогический коллектив. Например, в школе-гимназии № 22 г. Севастополя педагоги, работаю­щие над проблемой «воспитания личности, способной строить жизнь, достойную человека, по законам ИСТИ­НЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ», используют различные твор­ческие методы обучения и воспитания. Приведем здесь две формы работы из опыта учителя Г.В. Паршиковой.

Так, с первоклассниками сочиняют сказки. В самом начале дети должны в текст, заданный взрослыми, вста­вить какие-то слова (в пропуски) и нарисовать сказоч­ных героев (в специально пропущенных местах). Рита М. досочиняет сказку о девочке Настеньке, заблудившейся в дремучем лесу и попавшей в избушку к злому и страш­ному поначалу медведю и «перевоспитавшемуся» к кон­цу сказки в доброго, приносящего пользу и добро лю­дям и зверям. И вот у девочки в начале сказки: лес гус­той, словно «собрание лесных чудищ», избушка как «дом для чудищ», темно словно «в пещере», лес дрожит будто «планета с астероидом столкнулась», медведь сопит «как Соловей-разбойник», потому что живет «как одинокий колдун». И рисунки один страшнее другого. А к концу сказ­ки, когда Мышка сказала Медведю, чтобы он не жил как одинокий колдун: «Ты пойди, отнеси корзиночку

432 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

Настеньке. Людям помогай, в обиду не давай». Так и сде­лал Медведь — девочка рисует этого же медведя в обли­ке «доброго красивого колдуна», раскрасив его нежными пастельными тонами.

А в среднем звене школы целая серия уроков, класс­ных часов, объединенных единым стержнем — «Встречи с Сократом» (человеком, философом, воином, семьяни­ном, гражданином...). В разных формах: рассказ учителя, сократовские беседы, дискуссии, размышления детей и учителя, просто «урок молчания и осмысления смерти Сократа». И все это вариации метода убеждения. При этом мысли и рассуждения самого Сократа в «железной», убе­дительной форме и логике, с позиций ИСТИНЫ, ДОБ­РА И КРАСОТЫ постепенно, исподволь, ненавязчиво внедряются в сознание учащихся. А после этого дети пе­ревоплощаются в учеников Сократаи ведут с учителем беседы на темы, которые обсуждал со своими ученика­ми Сократ: проблемы добра и зла, жизни и смерти, доб­родетелей и пороков, права и долга, свободы и ответ­ственности, личности и общества...

Распространенными сложными формами воспитатель­ной работы в школе стали формы, интегрирующие много­образие дел, объединенных общими идеями, целями, ло­гикой, содержанием воспитания: недели, месячники, годы (например, год 200-летия А.С. Пушкина, год 850-летия Москвы), различные фестивали. Например, фести­валь наук: >• «Уроки по интересам» (проводит каждый учитель по

темам, интересующим его как личность); > отборочные игры и конкурсы в классах: «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики», «Звездный час», «Умни­ки и умницы» и т.д.;

>• «За страницами твоего учебника» — коллективное твор­ческое дело (участники — учащиеся 2—11-х классов); 5* «В гостях у Муз» (зачет в «Школе искусств»); 5^ полуфинал конкурса «Гимназист года»; >• «Познай себя» (тестирование, анкетирование, психо­логические тренинги силами кружковцев «Юный пси­холог»);

>^ олимпиады, конкурсы, аукционы знаний; >- творческий портрет классного коллектива (по графику);


6.7. Организационные формы воспитания

>- научно-практическая конференция старшеклассников

(итоги поисково-исследовательской работы).

Фестиваль наук способствует развитию познавательной активности школьников, умению применять знания на практике. Весь комплекс творческих дел, объединенный в «фестиваль», позволяет развивать у школьников самосто­ятельность, воспитывать способность преодоления труд­ностей при достижении намеченной цели.

Интересно работает в поселке Балабанове Калужской области воспитательный центр, объединяющий три на­правления творческих содружеств детей и взрослых: «Дет­ский огород», «Жирафы» (которые высовываются и тво­рят добрые дела для окружающей жизни «просто так») и клуб «Подросток».

В Сибири, в г. Братске, работает при Центре детского и юношеского творчества необычная поэтическая студия под названием «Маленький принц». Девиз ее — тонкие, проникновенные слова А. де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Здесь все необычно. Все пронизано любовью. Взрослых — к де­тям. Детей — к взрослым. Всех — к жизни: маме, солнцу, цветам, людям, игрушкам... К единственному и един­ственной... К детству и старости. К поэзии. К городу и улицам, К природе. К себе самому — возвышенному и воз­вышающемуся...

Прикоснется ладонь к ладони, И сразу станет тепло.

Ольга Бабаченко

Здесь необычен руководитель — Владимир Монахов. Он умеет с детьми говорить на их языке, но по-взрослому; не сюсюкая, а поднимая их до философского понимания жизни:

Жить скрытно от времени -не позволять возрасту распоряжаться собой. Проникать мыслью за линию горизонта и размножать пространство за пространством в поисках иных форм существования души.


434_ ГлаваVI. Организация воспитательного процесса в_школе

И свое, необычное, глубинное видение детьми окру­жающего мира: одухотворение всего — и живого, и нео­душевленного, сопричастность каждого с природой, ис­кусством, людьми... Вот их отношение к живописи'

Живопись

не понимаю — чувствую.

Женя Поташникова

Часть жизни художника — в его картинах. А остальная — самая большая -осталась в его душе.

Галя Малунова

ОСНОВОПОЛАГАЮ­ЩИЕ ИДЕИ И ПРИЕМЫ КОНСТРУ­ИРОВАНИЯ ТВОР­ЧЕСКИХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Разумеется, мы описали далеко не все формы воспитательной работы в современной школе. Да это сделать и невозможно, ибо практика рождает все новые и новые. Творчески рабо­тающий школьный педагог, идя от воспитательной цели и задач, конст­руирует их сам, максимально приближая содержание и тональность к своим собственным, неповторимым усло­виям. Однако есть некий алгоритм, позволяющий расши­рить диапазон творчества школьного педагога в воспита­тельном процесс. В основе его две идеи.

Идея первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности: познавательная — в области раз­личных наук и их истории, ценностно-ориентировоч­ная - - в этике, эстетике, культурологии, политологии, разных отраслях искусства... художественная — в эстети­ке, музыке, живописи, поэзии, дизайне... культуре, изу­чении персоналий.., физкультурная -- в изучении тео­рии и практики здорового образа жизни, трудовая -- в изучении и использовании обычаев и традиций, ремесел. народных промыслов, профессиональной ориентации... свободное общение — в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, раз­личных хобби и т.д. Это позволяет поднять все формы вос­питания на высокий профессиональный уровень (силами

6.7. Организационные формы воспитания

не только школьного педагога, но и широкой социокуль­турной среды -- самих учащихся, их родителей, работ­ников клубных учреждений и школ, деятелей обществен­ных организаций...). Это позволит уйти от бытующего в практике воспитания дилетантизма, словесного «воспи­тания» или вообще от «пускания на самотек» всего дела воспитания, при этом скрываясь под якобы за благород­но-гуманистическим тезисом «Школа — образовательное учреждение, она должна лишь давать знания, а воспита­ние — удел семьи».

Идея вторая: творческим сделать подход в воспитании педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов,из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы. Приведем здесь некоторые из них.

Анализ афоризма(в самых разных вариантах), ибо «афо­ризм — брат анекдота, друг парадокса и сын мудрости» (А. Белкин):

- афоризм записан на доске -- все размышляют либо
устно, либо письменно (после чего мнения суммиру­
ются). Например, размышление над мыслью Диогена:
«Ведь не для того же человек живет, чтобы есть. Он
ест для того, чтобы жить»;

- на доске записано два афоризма: 1) «Человек — это
, великолепно... Это звучит... гордо!» (А.М. Горький);

«Аз есмь чървь, а не человек» («Я есть червь, а не человек») (из древнерусской молитвы). Классу дает­ся задание: выбрать наиболее подходящий и обосно­вать;

- возможна «перекличка» афоризмов. Например, на уроке
«Женственность и мужественность» поочередно чита­
ются афоризмы о достоинствах мужчин женщин.
Использование биографий, историй жизни, жизненного

опыта великих людей.Приведем здесь примеры.

- Для подчеркивания отношения к определенным каче­
ствам личности. ...К юноше, который с гордым видом
позировал ваятелю, Антисфен обратился так: «Скажи,
если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему,
она стала хвастаться?» -- «Красотою», -- сказал тот.
«И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная
статуя?»... Мальчишке-болтуну Зенон сказал: «У нас

436 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

для того два уха и один рот, чтобы мы больше слуша­ли и меньше говорили».

- Для воспитания у учащихся сознательной дисципли­ны можно использовать такую историю: ...Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он стал верещать по-птичьему; со­брались люди и он пристыдил их за то, что ради пус­тяков они сбегаются, а ради важных вешей не поше­велятся.

Использование сказок, легенд, преданий, притч, худо­жественной прозы и поэзии...в качестве содержательного материала метода «параллельного действия» (А.С. Мака­ренко). Например, сказка Ш. Сильверстейн «Щедрое де­рево» для откровенного разговора об отношении к маме. Множество примеров такого использования материала в книге «Я — Человек».

«Конверт откровений»(«Конверт дружеских вопросов», «Конверт знакомства» и т.д.): в конверт закладываются записанные на карточках вопросы по теме обсуждения; конверт передается из рук в руки — каждый берет по од­ной карточке, отвечает на «свой» вопрос, все остальные высказывают свои суждения. Так легко можно организо­вать дискуссию.

Упражнения-откровениятипа «Мои пять самые...»: уча­щимся передают конверт, в котором карточки, каждый берет одну (не глядя), громко читает и сразу отвечает. Примеры карточек «Мои пять самые...»: 5 самых прези­раемых качеств личности человека, 5 самых близких лю­дей, 5 самых ненавистных явлений в жизни, 5 самых ве­селых и смешных явлений, событий в жизни, 5 самых лю­бимых произведений прекрасного, 5 самых главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни, 5 самых ценных вещей, 5 лучших книг...

Экспресс-опрос: быстрые вопросы педагога, требующие быстрого ответа или «голосования». Педагог делает необ­ходимые выводы. Например, перечень таких вопросов: «Что происходит с человеком в отрочестве?»; «Зачем че­ловек рождается, зачем он живет?»; «XX век — прогресс человечества или регресс?»; «Дисциплина — это свобода или неволя?»; «Любовь — не вздохи на скамейке и не сви­данья при луне» — а что?» и др.


6.7. Организационные формы воспитания

«Трудное чтение»-- это один из приемов комменти­рованного чтения и размышления над прочитанным. Чаше всего используется для работы с учащимися 10—11-х клас­сов по проблемам философского размышления о жизни. Например, чтение книги Б:М. Кедрова «Беседы о диалек­тике», Д.С. Лихачева «Раздумья» и др.

Инсценировка пословиц(по группам 3—5 человек). Груп­пам дается задание (лучше заранее) Инсценировать изве­стную пословицу. Если заранее, то с элементами костю­мов, необходимыми предметами. Например, «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит». «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Семь раз отмерь, один отрежь». Класс наблюдает и отгадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы.

«Интервью» с интересным (значимым) человеком:с живыми людьми-современниками, людьми-авторами пе­риодической печати, с героями художественных произ­ведений, с авторами дневников, историческими деяте­лями и деятелями культуры...

Есть множество приемов,с помощью которых педагог регулирует отношениямежду детьми, между детьми и взрослыми, делает их воспитывающими,придает воспи­тательный смысл каждой жизненной ситуации, констру­ирует собственные воспитывающие ситуации: побужде­ние действием и личным примером, авансированное до­верие, параллельное действие, косвенное воздействие, мнимое безразличие, подход к человеку с оптимистичес­кой гипотезой... и многие другие.

Нередко во фронтальной, групповой и индивидуаль­ной воспитательной работе с детьми используются при­емы, стимулирующие самовоспитание и самоактуализациюучащихся: рефлексия, релаксация, этические игры, ре­шение этико-психологических задач, самоанализ, само­критика, самовнушение, различные тренинги самопоз­нания и самовоспитания, проведение и анализ анкет, те­стов, различных методов самопознания эмпирического характера и др.

Есть множество педагогических приемов дисциплиниро-ванияучащихся в ходе воспитательного процесса. Напри­мер, введение собственных неписаных, традиционно ис­полняемых правил типа: «Живи для улыбки другого», «Не


438 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

обижай никого вокруг», «Помогай!», «Правило -- стоп» (прием для остановок игры, увлекательного занятия), «Один говорит — все молчат: уважай «Золотое слово». Могут быть введены ритуальные действия: музыкальный и словесный эпиграф, особые формы приветствия, традиционное за­вершение песней, «слушание тишины», игровое оформ­ление различных дел.и т.д. И все это —. элементы творче­ства школьного педагога. Они обогащают жизнь детей и педагогов, делают организованным, четким, результатив­ным и радостным воспитательный процесс.

И в качестве завершения: используя те или иные орга­низационные формы, следует помнить о главном — у де­тей при участии в них должно быть состояние счастья пе­реживаемого момента .жизни, а не обязательного школь­ного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают. Хочется предостеречь, приведя отрывок из эссе о школе шестнадцатилетнего Артема Космарското:

«Сегодня посетил школьное «праздничное мероприятие»! Трещавшее по швам царство тотального лицемерия; бор­мотание заученных стишков (это вольное детское творче­ство), бурные аплодисменты зала (под бдительным оком классруков)... Бедные ребята у микрофона! Перед скучаю­щим, хихикающим, агрессивным залом, просверленные глазами всей школьной верхушки, «бормочут» слово — ми­лое, доброе, идиллическое стихотворение! Умилительная детская наивность в окаменевших формах показушной утехи!»

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Сформулируйте методические правила подготовки и про­
ведения любой организационной формы воспитания.

2. Дайте собственный анализ системы организационных форм
воспитания, приведенных в тексте параграфа.

3. Традиционность (консерватизм) и творчество различных
организационных форм воспитания.

4. Какие еще приемы (элементы) организационных форм вос­
питания, помимо описанных, вам известны? Проанализи­
руйте их достоинства и недостатки.

Рекомендуемая литература

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: учебное по­собие по организации детского досуга в лагере. М., 1999.

6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

Иванов ЯД Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Калейдоскоп школьных дел / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. Псков, 2000. Вып. I, 2.

Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.

Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.

Советуем, предлагаем, внедряем. Методические рекоменда­ции / Сост. А.А. Антонова. Краснодар, 1990.

Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3. '

Праздник, который всегда с тобой. В кн.: Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2001. С. 90—93.

Рожков М.И., Бейбородова Л.В. Организация воспитательно­го процесса в школе. М., 2001.

Сергеева В.Н. Классный руководитель: планирование и орга­низация работы от А до Я. М., 2001. Приложение (конкретные формы воспитательной работы).

Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Заба­вы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М., 2001.

Торгашов В.Н. Мы играем в детектив: Праздники. Концерты. За­теи. Сюжеты. Конкурсы. Истории. Викторины. Шифровки. М., 2003.

Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники. М., 2003.

Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997.

Шуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.

Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1996.

Щуркова Н.Е., Фипданцевич И.С. Классный час и его орга­низация. М., 1984.

Наши рекомендации