Организационные формы воспитания
Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания.
Р. Ролла н
" Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
«КЛЕТОЧКА» ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
Каждому школьному педагогу понятно: «клеточкой»учебного процесса является урок.Многообразие традиционных и творческих уроков составляет ткань процесса обучения. А в воспитании? Есть ли такая «клеточка»? Ведь она, эта «клеточка» нужна для своеобразной материализации процесса воспитания, для его конкретизации, четкости и определенности, ибо если воспитание абстрактно, то оно, -- как это, увы!, нередко бывает в школьной практике, — превращается в пус-
6.7. Организационные формы воспитания
тое словоблудие, нудное морализирование, «педагогику мероприятий», неопределенный набор случайных дел, а то и в бесперспективную борьбу с негативными проявлениями в детской среде... Соответственно этому — непредсказуемый результат и негативное отношение к воспитательной работе как учащихся, так и самих педагогов. Недаром подчас должность классного руководителя воспринимается как нежелательная, как «довесок» к учебной нагрузке, как тяжкое бремя, которое придется нести...
Мы же утверждаем, что воспитание, как и обучение, может быть процессом строго определенным, конкретным, целостным и управляемым. Если выстроить четкую систему форморганизации воспитательного процесса, психологически и педагогически обоснованную, методически грамотно инструментованную, тогда каждая форма и станет той «клеточкой» воспитательного процесса, многообразие которых выстроит «ткань» воспитания.
В современной педагогической практике существует несколько понятий:«форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и др. Видимо, имеет право на существование каждое из этих понятий, ибо носит определенный оттенок отображаемого'педагогического явления.
В «Энциклопедическом словаре» понятие «форма» имеет несколько значений: «1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 2) внешнее выражение какого-либо содержания; 3) установленный образец чего-либо; 4) приспособление для придания чему-либо определенных очертаний; 5) одинаковая по цвету и крою одежда; 6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения»*. Очевидно, что каждое значение так или иначе отражает и смысл понятий «форма воспитательной работы» и «форма организации воспитательного процесса».
С точки зрения педагогической формы воспитания (воспитательной работы) -- это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного
* Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 2. С. 1687.
420 Глава VI. Организация воспнтательного_процесса в школе
процесса, в которых открыто провозглашается отношениек предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам... Как определенная ценность (интеллектуальная, правовая, гражданская, политическая, эстетическая, нравственная и т.д.).
Форма воспитания определяет вариантыорганизации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.
«Воспитательное мероприятие»(в трактовке Н.Е. Щур-ковой как «принятие мер» по...) рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованный как групповая (коллективная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения.
Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов и его единомышленники и последователи) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности -- взрослого (педагога, старшего друга, простого участника...) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов — «форма» и «мероприятие».
В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самоактуализацию личности школьника меняется не только целеполагание, сущность и содержание воспитательного процесса, но и его методика,что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания,т.е. влечет за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся.
Любая форма внеурочной деятельности имеет цель -развитие определенного отношения к чему-либо:музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе и т.д. Причем это отношение выражено в предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом уже определяется конк-
6.7. Организационные формы воспитания
ретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку музыка?», классный час «Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что происходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания.
МНОГООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений..,
а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм
процессом творческим. Формы воспитательной работы
многообразны. Они могут быть:
>* простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);
>- кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);
>• групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные (к примеру, в г. Обнинске Калужской области ежегодно проводится Всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»);
>- традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);
спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по
422 Глава VI. Организация воспнтательного_процесса в школе
поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия...) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;
>^ регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);
>• многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В,А. Караковский);
>- система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.
В данном параграфе мы предполагаем рассмотреть несколько аспектовиспользования организационных форм воспитательной работы, ориентирующих школьного педагога (начинающего и опытного) на творческий рост от субъекта педагогической деятельности, осваивающего традиционно сложившиеся формы, до творческого педагога-новатора, самостоятельно конструирующего нетрадиционные (творческие) формы воспитательного процесса. То есть мы предполагаем рассмотреть:
а) методику подготовки и проведения любой из форм
воспитательной работы (некий алгоритм, общую схе
му);
б) картотеку форм воспитательной работы и методику
ее создания творческим педагогом-воспитателем;
в) некий технологический и технико-педагогический
«инструментарий» (перечень возможных приемов), ко
торый не только позволяет воспитателю быстро осво
ить «работу по образцу», но и помогает конструиро
вать собственные творческие формы воспитательного
процесса;
г) описание некоторых (для примера) новых форм
воспитательной работы, возникших в последние годы.
6.7. Организационные формы воспитания |
КЛАССНЫЙ ЧАС КАК «ЧАС КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ» |
Прежде чем раскрывать методику подготовки и проведения любой формы воспитательной работы,следует оговориться о том, что мы имеем в виду, употребляя в нашем контексте понятие «классный час».Это не какая-то определенная форма работы (в практике отдельных школ и теоретиков педагогики именуемая нередко «застойной формой», относящейся к ушедшему периоду авторитарной организации воспитательной работы), а час классного руководителя,та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное к воспитанию отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным, случайным, а управляемым и целенаправленным.
Для классного часа характерно все многообразие видов и форм, перечисленных выше. Классный час предполагает также проявление специфики личности педагога, .работающего по авторской, творческой программе. Исповедываемый им гуманистический подход к организации воспитательного процесса может привести к формулированию своеобразных правил;«Никогда никого не ругать на классном часе», «Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов» (для этого можно найти другое место и время), «Оптимизм и мажор — основной стиль и тон общения на классном часе», «Создать максимум комфорта для всех участников» (красиво и функционально оформленное помещение, удобные и свободно избираемые места, использование цветов, подарков, сюрпризов...).
Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продолжать от 2—5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту — классной комнате: он может быть проведен в музее, на лоне природы, на улицах города, в сквере, на квартире у кого-то... Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это
424 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЮБОЙ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм,некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы ее таковы.
1. Определение цели и задач. Цель— то запланирован
ное отношение, которому посвящено организуемое пе
дагогом дело (Новогодний бал-маскарад, «Акция ми
лосердия», Неделя школьной науки и т.д.)- Цель конк
ретизируется в серии (!) форм воспитательной работы,
ибо одним актом воспитательного воздействия отноше
ния не сформировать, то есть для достижения цели вос
питатель формулирует несколько задач,которые пред
ставляются реальными в данном воспитательном мероп
риятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как
предметные (для воспитанников), так и воспитательные
(для воспитателя).
Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященных единой цели — формированию музыкальном культуры учащихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?» Его задачи: 1) выявление музыкальных вкусов и интересов учащихся (предварительная анкета, принесение любимых кассет и пластинок); 2) формирование понятий и представлений, выработка определенного отношения к различным музыкальным жанрам... (слово педагога, выступление учащихся, фронтальная беседа, дискуссия...); 3) развитие эмоционально-положительного отношения к «маленьким шедеврам большой музыки» (прослушивание музыкальных произведений в сопровождении рассказа педагога или учащихся)... и другие задачи.
2. Выбор формы воспитательной работы, определение
жанра и названия мероприятия: например, пресс-конфе
ренция «Юность обличает нацизм», дискуссия «Что про
исходит в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осен-
6.7. Организационные формы воспитания
ний бал», организационный классный час 1 сентября «Ар-бузник» и т.д.
3. Создание психологического настроя: зажигательный
рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах,
предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазе
ты, написание необычного объявления.
4. Предварительная подготовка: подбор содержательно
го материала, определение средств, приглашение гостей
и участников извне, распределение ролей и поручений,
определение места, времени и роли каждого участника,
подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, ат
рибутики, оформления и т.д.
5. В проведении самого воспитательного мероприятия
важны такие его элементы, как:
- начало (музыкальный, поэтический, театрализованный
зачин, пролог; литературно-поэтический, философс
кий, публицистический эпиграф) для создания пси
хологического настроя;
- содержательная часть (как предметная деятельность
воспитанников и педагогов, направленная на дости
жение предметной и воспитательной цели);
- аккордно-финальная часть: принятие решения, об
ращение, определенные ритуалы завершения (пес
ня, речевка, голосование, награждение победите
лей, взаимные благодарности, музыка и т.д.) — со
здает определенное эмоциональное состояние,
проецирующее потребность дальнейшей совместной
деятельности; принятие решений по внедрению до
стигнутого отношения в повседневную жизнедея
тельность.
6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: 1) обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем; 2) собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата, который может включать такие элементы:
- мера достижения цели и решение стратегических и так
тических задач;
- характеристика эффективности избранных средств, ме
тодов и приемов;
426 Глава _VI. Организация воспитательного процесса в школе
- степень активности участников и их удовлетворенность
от участия в деле; особенности индивидуальных про
явлений (исполнение своей роли, вопросы, эмоцио
нальное состояние и реакции и т.д.);
- логика и структура воспитательного мероприятия, их
эффективность;
- характер педагогического мастерства воспитателя, про
явление его жизненной и педагогической позиции;
манера поведения, характер отношений с учащимися
и т.д.;
- место проведенного мероприятия в системе воспита
тельной работы с классом, в общешкольной системе
и логике воспитания.
Интересный алгоритм для самостоятельного конструирования тематических классных часо.в предложен педагогом Н.П. Капустиным для технологии адаптивной школы*:
1. Тема -» 2. Цель ^предварительный сбор эмпирического материала) -> 3. Информация (по материалам предварительной подготовки) -»• 4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся — по кругу) -> 5. «Я-позиция» и общественно значимая норма ~* 6. Дискуссия -> 7. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?) -> 8. Свободный выбор -+ 9. Мотивация (итог, подводимый воспитателем) -»• 10. Реальный результат (педагогический анализ).
КАРТОТЕКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ |
Мы привели здесь примерные алгоритмы подготовки и проведения любой организационной формы воспитания. Но формы многообразны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности.В основе ее виды воспитывающей деятельности, назначение -- избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти новые оригинальные формы воспитания, облегчить планирование педагогической деятельности школы и классных руково-
* Подробная технология и методика с конкретными примерами разработок классных часов. В кн.: Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. С. 200—210.
6.7. Организационные формы Боепитания
дителей. Приведем примеры из различных разделов такой картотеки.
Познавательная деятельность:устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника»...
Ценностно-ориентировочная деятельность:встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под различными рубриками. Дискуссионные игры типа «Дебаты», «Третейский суд», «Дискуссионные качели», «Разброс мнений».
Трудовая деятельность:работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и др.
Общественно полезная деятельность:школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета...
Художественно-творческая деятельность:Новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка «Малая Третьяковская галерея» и др.
Физкультурно-спортивная деятельность:День здоровья, туристический слет, турпоход, «День бегуна», «Веселые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые Олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», «Турнир рыцарей», «Спортивный «Огонек», «Школа здорового образа жизни»...
Деятельность свободного общения:вечер авторской песни, прогулки по городу и на лоне природы, концерт
428 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
«Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник» и «мальчишник», поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинги, школьный бал...
Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: это разного рода фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и организационно-де-ятельностные игры. Такие формы внеурочной деятельности требуют коллективной мысли, тщательно разработанного сценария.
Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяют уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.
ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ |
В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников: «пять минут с одним стихотворением (музыкальным произведением, с одной картиной...); публичная лекция (лекция для широкого круга школьной «публики»: 15—20 минут насыщенной яркой информации, с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обстааленнос-тью позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию); «Сократовская беседа» (развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине); «.открытый микрофон» (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни); «философский стул» (для философского осмысления жизни старшеклассниками); «дискуссионные качели» (две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений по предложенной теме); интеллек-
6.7. Организационные формы воспитания
туальный аукцион (игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности: чтобы «купить» предлагаемый «товар» -- книгу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искусства — надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете); конкурс «смехаизмов» (смешных афоризмов и анекдотов); «разговор при свечах» (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей); День гения (серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой); «круглый стол с острыми углами» (выявление и обсуждение мнения учащихся по поводу острых проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов); «сюрпризы дружбы» (цель — укрепление дружеских межличностных отношений через «преподнесение» сюрпризов: исполнение посвященной кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми)..Л «Арбузник» как неформальное общение учащихся после двухмесячной разлуки летом: чтобы отведать арбуз, каждый должен принять участие в одном из пяти конкурсов:
1. Самая смешная история моего лета.
2. Исполнение любимых стихов и песен о лете и летней
природе.
3. Собственного сочинения сказка, песня, притча, ле
генды об... арбузе.
4. Убедительный рассказ о прочитанной книге, которую
рекомендую всем.
5. Увлекательный рассказ о будущей жизни нашего класса.
«Фотокамера смотрит в мир» — форма для развития
интереса к чтению периодики, для формирования политической культуры учащихся. Содержание: под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из газет и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответству-
* Эти и многие другие творческие формы, возникшие в практике школ, описаны в двух сборниках Н.Е. Щурковой «Собранье пестрых дел».
430 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
юший раздел на доску (стенд), таким образом смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.
Различные варианты «концерта-ромашки». В форме «ромашки» удобно проводить различного рода конкурсы, например: «Конкурс инсценированных рассказов (басен, анекдотов, пословиц, сценок из жизни...», «Вечер рекордов Гиннесса», «Конкурс непрофессионального мастерства», «Аукцион талантов», «Конкурс частушечников (на заданную тему)», «Мультлото», «Конкурс рекламного плаката», «Конкурс рисованных фильмов (слайд-фильмов)», «Конкурс танцевальных импровизаций», «Старая сказка на новый лад», различной тематики КВНы и т.д. Как компонент системы воспитания основ этической культуры (программа А. И. Шемшуриной*) выступает внеурочная деятельность с этической направленностью, композиционно построенная как театрализованное представление-диалог в соответствии с возрастом: >• в начальной школе в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка — ложь, да в ней намек»); >• в подростковых классах как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Своя земля и в горсти мила», «Как наше слово отзовется)», как дискуссионный клуб общения («Листая страницы Д. Карне-ги», «Ищи себя пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»);
>• в старших классах как вечера этических размышлений, романтические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Музыка и мы», «Интеллигент -это русское понятие», «Доброе имя дороже сокровищ мира»).
...Прощальный вечер со свечами (из опыта школы № 45 г. Москвы) может быть проведен как финально-аккордная часть выпускного вечера в 11-м классе. В затемненном помещении классный руководитель торжественно зажигает магический огонь свечи и таинственно-торжественным голосом говорит проникновенные слова прощания
Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М. 1998. С. 27.
6.7-Организационные формы воспитания
(могут быть воспоминания, откровения, напутствия, стихи, художественная проза, например, А. Моруа «Молодому человеку об искусстве жить», Д.С. Лихачев «Раздумья» и др.). А дальше от пламени своей свечи зажигает маленькие свечи в руках своих учеников, как бы передавая им эстафету ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. И предлагает пообщаться один на один друг с другом, объединяя пламя своей свечи с другим, говоря, при этом слова прощания, пожелания, напутствия, объяснения в недосказанном и сделанном за 10 лет, раскрытия тайных добрых слов и мыслей, слова благодарности и признательности... И свечи затухают... На этой возвышенно-торжественной ноте заканчивается выпускной вечер!
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ |
Очень часто в практике современной школы «набор» организационных форм воспитания определяется общей научно-методической проблемой, над которой работает педагогический коллектив. Например, в школе-гимназии № 22 г. Севастополя педагоги, работающие над проблемой «воспитания личности, способной строить жизнь, достойную человека, по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ», используют различные творческие методы обучения и воспитания. Приведем здесь две формы работы из опыта учителя Г.В. Паршиковой.
Так, с первоклассниками сочиняют сказки. В самом начале дети должны в текст, заданный взрослыми, вставить какие-то слова (в пропуски) и нарисовать сказочных героев (в специально пропущенных местах). Рита М. досочиняет сказку о девочке Настеньке, заблудившейся в дремучем лесу и попавшей в избушку к злому и страшному поначалу медведю и «перевоспитавшемуся» к концу сказки в доброго, приносящего пользу и добро людям и зверям. И вот у девочки в начале сказки: лес густой, словно «собрание лесных чудищ», избушка как «дом для чудищ», темно словно «в пещере», лес дрожит будто «планета с астероидом столкнулась», медведь сопит «как Соловей-разбойник», потому что живет «как одинокий колдун». И рисунки один страшнее другого. А к концу сказки, когда Мышка сказала Медведю, чтобы он не жил как одинокий колдун: «Ты пойди, отнеси корзиночку
432 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
Настеньке. Людям помогай, в обиду не давай». Так и сделал Медведь — девочка рисует этого же медведя в облике «доброго красивого колдуна», раскрасив его нежными пастельными тонами.
А в среднем звене школы целая серия уроков, классных часов, объединенных единым стержнем — «Встречи с Сократом» (человеком, философом, воином, семьянином, гражданином...). В разных формах: рассказ учителя, сократовские беседы, дискуссии, размышления детей и учителя, просто «урок молчания и осмысления смерти Сократа». И все это вариации метода убеждения. При этом мысли и рассуждения самого Сократа в «железной», убедительной форме и логике, с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ постепенно, исподволь, ненавязчиво внедряются в сознание учащихся. А после этого дети перевоплощаются в учеников Сократаи ведут с учителем беседы на темы, которые обсуждал со своими учениками Сократ: проблемы добра и зла, жизни и смерти, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества...
Распространенными сложными формами воспитательной работы в школе стали формы, интегрирующие многообразие дел, объединенных общими идеями, целями, логикой, содержанием воспитания: недели, месячники, годы (например, год 200-летия А.С. Пушкина, год 850-летия Москвы), различные фестивали. Например, фестиваль наук: >• «Уроки по интересам» (проводит каждый учитель по
темам, интересующим его как личность); > отборочные игры и конкурсы в классах: «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики», «Звездный час», «Умники и умницы» и т.д.;
>• «За страницами твоего учебника» — коллективное творческое дело (участники — учащиеся 2—11-х классов); 5* «В гостях у Муз» (зачет в «Школе искусств»); 5^ полуфинал конкурса «Гимназист года»; >• «Познай себя» (тестирование, анкетирование, психологические тренинги силами кружковцев «Юный психолог»);
>^ олимпиады, конкурсы, аукционы знаний; >- творческий портрет классного коллектива (по графику);
6.7. Организационные формы воспитания
>- научно-практическая конференция старшеклассников
(итоги поисково-исследовательской работы).
Фестиваль наук способствует развитию познавательной активности школьников, умению применять знания на практике. Весь комплекс творческих дел, объединенный в «фестиваль», позволяет развивать у школьников самостоятельность, воспитывать способность преодоления трудностей при достижении намеченной цели.
Интересно работает в поселке Балабанове Калужской области воспитательный центр, объединяющий три направления творческих содружеств детей и взрослых: «Детский огород», «Жирафы» (которые высовываются и творят добрые дела для окружающей жизни «просто так») и клуб «Подросток».
В Сибири, в г. Братске, работает при Центре детского и юношеского творчества необычная поэтическая студия под названием «Маленький принц». Девиз ее — тонкие, проникновенные слова А. де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Здесь все необычно. Все пронизано любовью. Взрослых — к детям. Детей — к взрослым. Всех — к жизни: маме, солнцу, цветам, людям, игрушкам... К единственному и единственной... К детству и старости. К поэзии. К городу и улицам, К природе. К себе самому — возвышенному и возвышающемуся...
Прикоснется ладонь к ладони, И сразу станет тепло.
Ольга Бабаченко
Здесь необычен руководитель — Владимир Монахов. Он умеет с детьми говорить на их языке, но по-взрослому; не сюсюкая, а поднимая их до философского понимания жизни:
Жить скрытно от времени -не позволять возрасту распоряжаться собой. Проникать мыслью за линию горизонта и размножать пространство за пространством в поисках иных форм существования души.
434_ ГлаваVI. Организация воспитательного процесса в_школе
И свое, необычное, глубинное видение детьми окружающего мира: одухотворение всего — и живого, и неодушевленного, сопричастность каждого с природой, искусством, людьми... Вот их отношение к живописи'
Живопись
не понимаю — чувствую.
Женя Поташникова
Часть жизни художника — в его картинах. А остальная — самая большая -осталась в его душе.
Галя Малунова
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ И ПРИЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
Разумеется, мы описали далеко не все формы воспитательной работы в современной школе. Да это сделать и невозможно, ибо практика рождает все новые и новые. Творчески работающий школьный педагог, идя от воспитательной цели и задач, конструирует их сам, максимально приближая содержание и тональность к своим собственным, неповторимым условиям. Однако есть некий алгоритм, позволяющий расширить диапазон творчества школьного педагога в воспитательном процесс. В основе его две идеи.
Идея первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности: познавательная — в области различных наук и их истории, ценностно-ориентировочная - - в этике, эстетике, культурологии, политологии, разных отраслях искусства... художественная — в эстетике, музыке, живописи, поэзии, дизайне... культуре, изучении персоналий.., физкультурная -- в изучении теории и практики здорового образа жизни, трудовая -- в изучении и использовании обычаев и традиций, ремесел. народных промыслов, профессиональной ориентации... свободное общение — в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, различных хобби и т.д. Это позволяет поднять все формы воспитания на высокий профессиональный уровень (силами
6.7. Организационные формы воспитания
не только школьного педагога, но и широкой социокультурной среды -- самих учащихся, их родителей, работников клубных учреждений и школ, деятелей общественных организаций...). Это позволит уйти от бытующего в практике воспитания дилетантизма, словесного «воспитания» или вообще от «пускания на самотек» всего дела воспитания, при этом скрываясь под якобы за благородно-гуманистическим тезисом «Школа — образовательное учреждение, она должна лишь давать знания, а воспитание — удел семьи».
Идея вторая: творческим сделать подход в воспитании педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов,из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы. Приведем здесь некоторые из них.
Анализ афоризма(в самых разных вариантах), ибо «афоризм — брат анекдота, друг парадокса и сын мудрости» (А. Белкин):
- афоризм записан на доске -- все размышляют либо
устно, либо письменно (после чего мнения суммиру
ются). Например, размышление над мыслью Диогена:
«Ведь не для того же человек живет, чтобы есть. Он
ест для того, чтобы жить»;
- на доске записано два афоризма: 1) «Человек — это
, великолепно... Это звучит... гордо!» (А.М. Горький);
«Аз есмь чървь, а не человек» («Я есть червь, а не человек») (из древнерусской молитвы). Классу дается задание: выбрать наиболее подходящий и обосновать;
- возможна «перекличка» афоризмов. Например, на уроке
«Женственность и мужественность» поочередно чита
ются афоризмы о достоинствах мужчин женщин.
Использование биографий, историй жизни, жизненного
опыта великих людей.Приведем здесь примеры.
- Для подчеркивания отношения к определенным каче
ствам личности. ...К юноше, который с гордым видом
позировал ваятелю, Антисфен обратился так: «Скажи,
если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему,
она стала хвастаться?» -- «Красотою», -- сказал тот.
«И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная
статуя?»... Мальчишке-болтуну Зенон сказал: «У нас
436 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили».
- Для воспитания у учащихся сознательной дисциплины можно использовать такую историю: ...Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он стал верещать по-птичьему; собрались люди и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вешей не пошевелятся.
Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы и поэзии...в качестве содержательного материала метода «параллельного действия» (А.С. Макаренко). Например, сказка Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево» для откровенного разговора об отношении к маме. Множество примеров такого использования материала в книге «Я — Человек».
«Конверт откровений»(«Конверт дружеских вопросов», «Конверт знакомства» и т.д.): в конверт закладываются записанные на карточках вопросы по теме обсуждения; конверт передается из рук в руки — каждый берет по одной карточке, отвечает на «свой» вопрос, все остальные высказывают свои суждения. Так легко можно организовать дискуссию.
Упражнения-откровениятипа «Мои пять самые...»: учащимся передают конверт, в котором карточки, каждый берет одну (не глядя), громко читает и сразу отвечает. Примеры карточек «Мои пять самые...»: 5 самых презираемых качеств личности человека, 5 самых близких людей, 5 самых ненавистных явлений в жизни, 5 самых веселых и смешных явлений, событий в жизни, 5 самых любимых произведений прекрасного, 5 самых главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни, 5 самых ценных вещей, 5 лучших книг...
Экспресс-опрос: быстрые вопросы педагога, требующие быстрого ответа или «голосования». Педагог делает необходимые выводы. Например, перечень таких вопросов: «Что происходит с человеком в отрочестве?»; «Зачем человек рождается, зачем он живет?»; «XX век — прогресс человечества или регресс?»; «Дисциплина — это свобода или неволя?»; «Любовь — не вздохи на скамейке и не свиданья при луне» — а что?» и др.
6.7. Организационные формы воспитания
«Трудное чтение»-- это один из приемов комментированного чтения и размышления над прочитанным. Чаше всего используется для работы с учащимися 10—11-х классов по проблемам философского размышления о жизни. Например, чтение книги Б:М. Кедрова «Беседы о диалектике», Д.С. Лихачева «Раздумья» и др.
Инсценировка пословиц(по группам 3—5 человек). Группам дается задание (лучше заранее) Инсценировать известную пословицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Например, «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит». «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Семь раз отмерь, один отрежь». Класс наблюдает и отгадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы.
«Интервью» с интересным (значимым) человеком:с живыми людьми-современниками, людьми-авторами периодической печати, с героями художественных произведений, с авторами дневников, историческими деятелями и деятелями культуры...
Есть множество приемов,с помощью которых педагог регулирует отношениямежду детьми, между детьми и взрослыми, делает их воспитывающими,придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации: побуждение действием и личным примером, авансированное доверие, параллельное действие, косвенное воздействие, мнимое безразличие, подход к человеку с оптимистической гипотезой... и многие другие.
Нередко во фронтальной, групповой и индивидуальной воспитательной работе с детьми используются приемы, стимулирующие самовоспитание и самоактуализациюучащихся: рефлексия, релаксация, этические игры, решение этико-психологических задач, самоанализ, самокритика, самовнушение, различные тренинги самопознания и самовоспитания, проведение и анализ анкет, тестов, различных методов самопознания эмпирического характера и др.
Есть множество педагогических приемов дисциплиниро-ванияучащихся в ходе воспитательного процесса. Например, введение собственных неписаных, традиционно исполняемых правил типа: «Живи для улыбки другого», «Не
438 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
обижай никого вокруг», «Помогай!», «Правило -- стоп» (прием для остановок игры, увлекательного занятия), «Один говорит — все молчат: уважай «Золотое слово». Могут быть введены ритуальные действия: музыкальный и словесный эпиграф, особые формы приветствия, традиционное завершение песней, «слушание тишины», игровое оформление различных дел.и т.д. И все это —. элементы творчества школьного педагога. Они обогащают жизнь детей и педагогов, делают организованным, четким, результативным и радостным воспитательный процесс.
И в качестве завершения: используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном — у детей при участии в них должно быть состояние счастья переживаемого момента .жизни, а не обязательного школьного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают. Хочется предостеречь, приведя отрывок из эссе о школе шестнадцатилетнего Артема Космарското:
«Сегодня посетил школьное «праздничное мероприятие»! Трещавшее по швам царство тотального лицемерия; бормотание заученных стишков (это вольное детское творчество), бурные аплодисменты зала (под бдительным оком классруков)... Бедные ребята у микрофона! Перед скучающим, хихикающим, агрессивным залом, просверленные глазами всей школьной верхушки, «бормочут» слово — милое, доброе, идиллическое стихотворение! Умилительная детская наивность в окаменевших формах показушной утехи!»
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Сформулируйте методические правила подготовки и про
ведения любой организационной формы воспитания.
2. Дайте собственный анализ системы организационных форм
воспитания, приведенных в тексте параграфа.
3. Традиционность (консерватизм) и творчество различных
организационных форм воспитания.
4. Какие еще приемы (элементы) организационных форм вос
питания, помимо описанных, вам известны? Проанализи
руйте их достоинства и недостатки.
Рекомендуемая литература
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: учебное пособие по организации детского досуга в лагере. М., 1999.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Иванов ЯД Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
Калейдоскоп школьных дел / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. Псков, 2000. Вып. I, 2.
Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.
Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.
Советуем, предлагаем, внедряем. Методические рекомендации / Сост. А.А. Антонова. Краснодар, 1990.
Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3. '
Праздник, который всегда с тобой. В кн.: Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2001. С. 90—93.
Рожков М.И., Бейбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.
Сергеева В.Н. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Приложение (конкретные формы воспитательной работы).
Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М., 2001.
Торгашов В.Н. Мы играем в детектив: Праздники. Концерты. Затеи. Сюжеты. Конкурсы. Истории. Викторины. Шифровки. М., 2003.
Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники. М., 2003.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997.
Шуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1996.
Щуркова Н.Е., Фипданцевич И.С. Классный час и его организация. М., 1984.