Организационные формы учебного процесса. Вспомогательные формы обучения.

Формы организации учебного процесса (организационные формы) -- это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы организации учебного процесса классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

* постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

* каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

* учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

* каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

* постоянное чередование уроков (расписание);

* руководящая роль учителя (педагогическое управление);

* применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному -- вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

Урок как основная форма обучения в школе. Требования предъявляемые к современному уроку.

Существует много форм организации учебного

процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с

тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения,

основоположником которой является Я. А. Коменский.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с

постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным

учебным предметам.

Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, позволяет: 1)

равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету

на определенные части—уроки, которые в строгой логической

последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно

отведенного учебного времени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль

учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся; 3) организовать

учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями,

умениями, навыками в их единстве с формированием личности; 4) чередовать

труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной

четкости в работу школы; 5) формировать коллективистические отношения.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит

от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса.

Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически

законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что

урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и

учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют

на работу, время распределено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании

урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее

логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения

цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и

стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на

уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы

учащихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны

взаимосвязаны.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.

1.Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4.Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5.Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8.Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.

Типология и виды уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим

типологиям уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

P урок ознакомления с новым материалом;

P урок закрепления изученного;

P урок применения знаний и умений;

P урок обобщения и систематизации знаний;

P урок проверки и коррекции знаний и умений;

P комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

P в форме беседы;

P лекции;

P экскурсии;

P киноуроки;

P самостоятельная работа учащихся;

P лабораторные и практические работы;

P сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса,

то выделяют уроки:

P вводные;

P первичного ознакомления материалом;

P образования понятий, установления законов и правил;

P применения полученных правил на практике;

P повторения и обобщения;

P контрольные;

P смешанные или комбинированные.

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков,

которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам,

но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по

характеру деятельности учителя и учащихся.

Виды :

уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и

практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных

видов.

Подготовка урока. Классификация по способу проведения урока.

Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

-Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат времени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

-Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

-Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся.
Классификация по способу проведения урока: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.п. Существует классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся: уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий и т.д. Следующая классификация: по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом). Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе.

Наши рекомендации