Организационные формы учебного процесса. Вспомогательные формы обучения.
Формы организации учебного процесса (организационные формы) -- это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы организации учебного процесса классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
* постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
* каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
* учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
* каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
* постоянное чередование уроков (расписание);
* руководящая роль учителя (педагогическое управление);
* применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.
Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному -- вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
Урок как основная форма обучения в школе. Требования предъявляемые к современному уроку.
Существует много форм организации учебного
процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с
тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения,
основоположником которой является Я. А. Коменский.
При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с
постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным
учебным предметам.
Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, позволяет: 1)
равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету
на определенные части—уроки, которые в строгой логической
последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно
отведенного учебного времени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль
учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся; 3) организовать
учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями,
умениями, навыками в их единстве с формированием личности; 4) чередовать
труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной
четкости в работу школы; 5) формировать коллективистические отношения.
Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит
от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса.
Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически
законченное целое.
Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что
урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и
учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют
на работу, время распределено четко и рационально.
Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании
урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее
логическую структуру.
Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения
цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и
стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на
уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы
учащихся.
В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны
взаимосвязаны.
Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.
1.Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4.Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5.Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8.Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.
Типология и виды уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим
типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
P урок ознакомления с новым материалом;
P урок закрепления изученного;
P урок применения знаний и умений;
P урок обобщения и систематизации знаний;
P урок проверки и коррекции знаний и умений;
P комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
P в форме беседы;
P лекции;
P экскурсии;
P киноуроки;
P самостоятельная работа учащихся;
P лабораторные и практические работы;
P сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса,
то выделяют уроки:
P вводные;
P первичного ознакомления материалом;
P образования понятий, установления законов и правил;
P применения полученных правил на практике;
P повторения и обобщения;
P контрольные;
P смешанные или комбинированные.
Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков,
которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам,
но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по
характеру деятельности учителя и учащихся.
Виды :
уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и
практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных
видов.
Подготовка урока. Классификация по способу проведения урока.
Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.
-Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат времени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.
-Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.
-Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся.
Классификация по способу проведения урока: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.п. Существует классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся: уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий и т.д. Следующая классификация: по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом). Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе.