Методы формы и средства воспитания в медицинском вузе. Классификация методов и форм воспитания.

Методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к практике метод – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработать у них качества в соответствии с задачами воспитания.

Наиболее удобной и объективной представляется классификация методов на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя целевую, содержательную, и процессуальную сторону методов воспитания.

Методы формирования сознания – убеждение – рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение – приучение, педагогическое требование, нравственный образец, поручение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования – мотивация – поощрение, наказание, соревнование, субъективно – прагматически метод.

Методы организации деятельности. Воспитание формирует требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

- системы упражнений;

- содержание упражнений;

- доступность и посильность упражнений;

- объем задания;

- частота повторений;

- контроль и коррекция;

- личностные особенности воспитанников;

- место и время выполнения;

- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

- мотивация и стимулирование упражнений.

В самовоспитании используются все рассмотренные выше методы, особенность состоит в том, что выбирает их и направляет на свое самосовершенствование сам обучающийся. Самовоспитание движется по следующей траектории: понимание (для чего мне это); самовнушение (ты можешь); упражнениями (я всё преодолею); санкциями ( никаких поблажек); успех (я смог это сделать).

Форма воспитания – это внешнее выражение его содержания. По количеству участников воспитательного процесса кроме индивидуальных и групповых выделяют и массовые формы.

Массовые формы: тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тематические месячники, декадники, недели; читательские конференции; встречи с интересными людьми; смотры, конкурсы, олимпиады; туристические походы, фестивали, выставки, экскурсии и т.д.

Групповые формы: коллективные воспитательные дела, экскурсии и т.д.

Индивидуальные формы организации воспитательной работы: чтение литературы, проведение досуга, хобби – занятия, самовоспитания и т.д.

20. Современные технологии воспитания. Классификация технологий воспитания. Сущность, цели и содержание воспитания в медицинском вузе.

Несмотря на сложность, длительность и неопределенность результатов, процесс воспитания технологичен.

Воспитательная технология (технология воспитания) – комплекс связанных между собой методов, форм, средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленными на создание продукта. В воспитании продукт – это заданные целью качества человека.

Основные критерии для сравнения воспитательных технологий являются жизненные ценности: свобода, истина, добро.

Степень свободы обучающегося в воспитательном процессе выражается в том на сколько воспитаннику позволено быть самим собой и в воспитании и в жизни. Соответственно степени свободы выделяют следующие технологии: принудительное воспитание (полное ограничение свободы), Манипуляция (ограничение важнейших частей свободы); коллективное воспитание (умеренная свобода); свободное воспитание (расширение умеренной свободы); самореализация (повышенная свобода); бесконтрольная самореализация (без ограничений свободы).

Технологии коллективного и свободного воспитания наиболее распространены в современном мире.

В педагогике коллективом называется объединение воспитанников, отвечающее ряду важных признаков: общая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели; отношения ответственной зависимости между членами коллектива; общий выборный руководящий орган; сплоченность коллектива, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу.

Чтобы стать коллективом группа проходит нелегкий путь качественных преобразований.

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Первая стадия считается завершённой, когда в коллективе выделился и заработал актив.

Вторая стадия – усиление влияния актива. На данной стадии коллектив становиться инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основные признаки и наиболее характерные черты коллектива. Вопрос об отношении коллектива и личности – один из ключевых. В течении многих десятилетий в отечественной педагогике считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу.

В основе технологии свободного воспитания лежит гуманизм как общий принцип уважения человека, его жизни и достоинства, прав и свобод. Основные гуманистические закономерности:

- в гуманистической технологии господствуют гуманистически ценности;

- гуманистические технологии могут применяться только в гуманистически сформированных системах;

- гуманистическая воспитательная система может существовать только в гуманистическом обществе.

Можно сделать вывод о том, что в каждом обществе существует воспитательная система, которая соответствует ценностям и уровню развития данного общества.

Наши рекомендации