Основные виды воспитания. Нравственное воспитание школьников: понятие, цель и задачи, методы, средства, организационные формы.

Воспитание - это целенаправленное создание социальных, материальных, духовных и организационных условий для развития человека.

Нравственное воспитание - совместная деятельность учителя и учащихся по формированию у школьников нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных отношений в обществе. НВ в системе педагогических задач занимает центральное место, ибо оно определяет направленность всех других качеств личности: эстетическая воспитанность, готовность к семейной жизни, правовая и политическая культура, отношение к природе, здоровье, готовность к труду. Главная задача общества и школы - возрождение нравственности везде и во всем как непреложной норме жизни. Методологической основой НВ является этика - философская наука, изучающая вопросы происхождения и видов морали в обществе. Мораль -одна из форм общественного сознания, выраженная системой выработанных в обществе принципов, норм и правил, которые регулируют отношения и взаимодействия людей, их поведение и деятельность. Принципы морали -самые общие требования к личности, ее жизни и деятельности (гуманизм, коллективизм, долг и др.). Нормы морали предписывают, какие конкретно поступки должен совершать человек (будь честен и правдив, береги личное и общественное имущество и т.д.). Правила поведения детализируют моральные нормы. Нравственным считают того, для которого принятые в обществе моральные принципы и нормы выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Эти компоненты нравственности определяют задачи НВ: формирование у школьников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственное развитие личности проходит три стадии. Доморальный уровень - ребенок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном - соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения. На автономном - человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро. Нравственность человека не передается по наследству, а воспитывается.

Процесс НВ включает: развитие моральных чувств (любовь, стыд, долг, ответственность, товарищество и др.), этических знаний, навыков и привычек культуры поведения. Отсюда три его компонента: 1) формирование нравственных отношений; 2) этическое просвещение; 3) формирование опыта нравственного поведения. Нравственные отношения предполагают создание высоконравственного морального микроклимата в коллективе, гуманного стиля общения. Этическое просвещение (знание основ этики) осуществляется в этических беседах, в процессе решения поведенческих задач, в общении с интересными людьми, чтением соответствующей литературы. Нравств. поведение формируется сначала через подражание взрослым, а затем посредством самостоятельного принятия поведенческих решений. Ориентиром для этического просвещения служить классификация нравственных качеств: 1) отношение к обществу: интернационализм, патриотизм, коллективизм, долг; 2) отношение к природе: любовь к природе, бережливость, рачительность в использовании природных ресурсов, сохранение природы и т.п.; 3) отношение к труду: трудолюбие, сотрудничество в труде, бережливость и т.д.; 4) отношение к людям: доброта, честность, доверие, любовь и т.д.; 5) отношение к самому себе: честь, достоинство, самоуважение, требовательность и т.д. Указанные моральные качества связаны друг с другом идеей гуманизма. Методика НВ включает: 1) убеждение (не назидание, а совместное с учеником осмысление жизни, деятельности и поведения людей); 2) внушение как вспомогательный метод в младших и подростковых классах; 4) решение жизненных практических задач по выполнению добрых и полезных дел; 5) стимулирование добрых волевых поступков; 6) создание ситуаций успеха, рассчитанных на скромность и бескорыстие поведения. Основные методы НВ: нравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций, вовлечение учащихся в трудовую, общественную, художественную, спортивную и др. деятельность. Поощрение и наказание не относятся к основным методам НВ. Наиболее желательным является метод замены интереса, когда ошибка или недостаток ученика не вытесняются из его сознания нажимом, запретом, наказанием, а замещаются соответствующим (по противоположности) положительным действием, умением, навыком, привычкой. Формы НВ: уроки нравствти, этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Критерии: знание нравств. норм, наличие в сознании ученика нравств. правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравств. чувства (сострадание, совесть, любовь), нравственное поведение.

Наши рекомендации