Основные направления воспитания дошкольника. Формы, методы и средства воспитания дошкольников. Комплексные и парциальные программы воспитания дошкольников.

Выделение направлений воспитания дошкольников позволяет подробнее рассматривать методы, задачи и средства воспитания:

· умственное воспитание,

· нравственное воспитание,

· трудовое воспитание,

· физическое воспитание,

· художественно-эстетическое воспитание,

Дополнительно:

· экологическое воспитание,

· правовое воспитание.

Прослеживается тесная взаимосвязь между направлениями воспитания детей дошкольного возраста, но, между тем, каждому направлению воспитания соответствуют свои специфические задачи:\

1. физического воспитания

Ведущее направление в современных дошкольных образовательных организациях. Включает:

· охрана и укрепление здоровья,

· совершенствование растущего и развивающегося организма;

· совершенствование функционального состояния организма ребёнка на каждом этапе дошкольного детства.

В ходе физического воспитания формируются двигательные навыки, умения и физические качества детей, развивается интерес к доступным видам деятельности. Поэтому важна стимуляция и обогащение двигательного опыта ребёнка, формирование правильной осанки, развитие физических качеств – гибкости, ловкости, быстроты, силы, выносливости.

2. умственного воспитания.

Важным структурным компонентом является речевое развитие ребёнка. Поэтому решаются задачи обогащения и активизации словаря детей, проводится работа по формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм речи. Формируется интерес детей к составлению рассказов, описаний, пересказов. Другим направлением умственного воспитания дошкольников является развитие логического мышления, в ходе которого совершенствуются приёмы сравнения, устанавливаются доступные ребёнку причинно-следственные связи, анализируются факты, явления, события.

3. нравственного воспитания:

· формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику;

· совершенствование культурно-гигиенических навыков;

· формирование личностных качеств – ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к окружающим людям, животным;

· воспитание стремления совершать хорошие поступки и воздержания от недозволенных поступков;

· формирование справедливой оценки собственных поступков и действий сверстника.

В ходе нравственного воспитания развиваются нравственные чувства детей, воспитываются нравственные привычки, формируются нравственные суждения и оценки.

4. эстетического воспитания.

· формирование чувства прекрасного,

· эстетического отношения к миру,

· художественное развитие.

Использование музыки, изобразительного искусства художественной литературе в процессе воспитания дошкольников позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания дошкольников.

5. трудового воспитания.

· формируются представления дошкольников о труде взрослых и общественном значении труда;

· воспитывается уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к результату труда;

· формируются трудовые навыки, положительные взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Формы воспитания - варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога - правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности школы.

8. Уровень профессионализма учителя.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа:

· мероприятия,

· дела,

· игры.

Они различаются по следующим признакам:

§ по целевой направленности;

§ по позиции участников воспитательного процесса;

§ по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия, пр

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

§ когда нужно решить просветительские задачи;

§ когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

§ когда организаторские функции слишком сложны для детей;

§ когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

§ когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации дела различают три их подтипа:

§ дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

§ творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

§ коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями.

Игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

По времени подготовки и проведения формы делят на:

§ экспромт;

§ относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

§ организуемые одним человеком;

§ организуемые группой участников;

§ организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

§ обязательное участие;

§ добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

§ «открытые» (для других, совместно с другими);

§ «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

§ словесные (конференции);

§ практические (походы);

§ наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

§ организация познавательно-развивающей деятельности;

§ нравственное воспитание;

§ эстетическое воспитание;

§ физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

Выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).Включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, дис­пут, лекцию, пример. Для работы с детьми дошкольного возраста не все могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лек­ция, диспут).

Направлены на обогащение и разви­тие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нрав­ственных правилах обучения, о труде взрослых. У детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение. Главным инструментом является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стиму­лируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д.

2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения. Объединяют такие методы, как приуче­ние, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. В совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных ка­честв. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности. Деятельность сама по себе не будет иметь должно­го воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не использу­ются педагогически оправданные методы воздействия на детей. Педагогическое руководство деятельностью воспи­танников опирается на структуру деятельности, ее звенья. В работе с детьми дошкольного возраста использу­ется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разносто­роннего развития ребенка, его природных задатков.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельнос­ти и поведения. Поощрение, наказа­ние, соревнование. Среди указанных методов наиболее употребитель­ны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Средства обучения — объекты, созданные человеком и предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Виды:

· печатные (учебники, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы);

· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные);

· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе);

· учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

· тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды).

Пидкасистый П.И.:

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Наши рекомендации