Организационные структуры управления фирмой, организационные отношения в системе менеджмента; формы организационного построения фирмы

Организационная структура управления – это взаимосвязь самостоятельных управленческих подразделений, выполняющих функцию управления.

Звено управления – это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функций управления, всю функцию управления или совокупность функций управлений, а так же руководителем.

Ступень управления – это совокупность звеньев, находящаяся на определенном уровне иерархии управления.

Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, которые делятся на:

1) горизонтальные – связи, кооперации и координации, равноправных звеньев управления. Носят характер согласования и является одноуровневым. Способствуют наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании, при решении появляющихся между ними проблем.

2) вертикальные связи – субординационные, иерархические. Возникают между руководством и подчиненными. Они необходимы при иерархичности управления, т.е. наличие нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Виды организационных структур управления:

1) Линейная – основным принципом построения является вертикальная иерархия, т.е. соподчиненность звеньев управления с низу до верху. При такой структуре четко осуществляется принцип единоначалия. Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными. Данный вид структур характеризуется однотипностью связей. В них получают развитие только вертикальные связи.

Достоинства: единство распорядительства, простота и четкость подчинения, полная ответственность руководителя за результат деятельности подчиненных ему подразделений, оперативность в принятии решений.

Недостатки: большая информационная перегрузка руководителя, множество контактов с подчиненными, высокие требования к квалификации руководителя.

Данная структура применима только в низовых производственных звеньях, на малых предприятиях и в начальный период становлении я предприятия.

2) Функциональная – создаются структурные подразделения, каждый из которых имеет свою четко определенные конкретные задачи и обязанности. В условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.

3) Линейно-функциональная – основу структуры составляет помимо линейных принципов руководства специализации управленческой деятельности по функциональным подсистемам компании:

- исследования и разработки

-производство

-финансы и экономика

-персонал

-маркетинг и т.д

Преимущества: стимулирование деловой и профессиональной специализации, улучшение координации деятельности.

Недостатки: возможность возникновения противоречий между целями структурных подразделений и организации в целом, отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между подразделами, резкое увеличение объема работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости согласования действий, слабое инновационная и предпринимательская реакция компании.

Линейно-функциональный подход используют мелкие и средние компании.

Крупные организации используют дивизиональный подход.

4) Дивизиональная – основана на выделении крупных производственно хозяйственных отделений, с предоставлением этим подразделениям оперативно производственную самостоятельность и перенесение на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. Для Д структур характерна полная ответственность руководителей отделений за результаты деятельности их подразделений.

Структурирование компании по отделениям производят по одному из 3-х принципов:

- по продуктовому

- по ориентации на конкретного потребителя

- по региональному принципу.

В связи с этим дивизиональные структуры делят на:

А) дивизионально-продуктивные

Б) организационные

В) дивизионально-региональные

5) Дивизионально-продуктовая структура – полномочия по руководству производством и сбытом какого либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции. Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологий и покупательского спроса. Недостатком является возможное увеличение затрат из-за дублирования однородных работ для различных видов продукции.

Наши рекомендации