Общие контуры сравнительной специальной педагогики
Н.М.НАЗАРОВА, Е.Н.МОРГАЧЁВА, Т.В.ФУРЯЕВА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СПЕЦИAЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
для студентов учреждений высшего профессионального образования
Москва ИздатеЛЬСКИЙ центр «Академия •• 2011
УДК 37.013.8(075.8) ББК 74.3я73
H192
Р е Ц е н з е н т ы: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Б. Л. Вульфсон ;
доктор педагогических наук, профессор
РГПУ им. А. И. Герцена В. З. Кантор;
доктор педагогических наук, профессор О. Г. Приходько
Назарова Н. М.
Н 192 Сравнительная специальная педагогика: учеб. пособие для
студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
ISBN 978-5-7695-6931-9
Учебное пособие представляет собой не имеющее аналогов инновационное издание. В первой его части изложены теоретические основы сравнительной специальной педагогики, теоретико-методологические и актуальные практические проблемы специального образования и специальной педагогики в зарубежных странах. Вторая часть посвящена раскрытию этапов становления и развития специальной педагогики и специального образования в ведущих странах мира (США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Скандинавских странах, Японии), дана характеристика современного состояния этой области науки и практики.
Для студентов высших педагогических учебных заведений (бакалавриат и магистратура). Может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов и научным работника.
УДК 37.013.8(075.8) ББК 74.3я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
ISBN 978-5-7695-6931-9
© Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева ТВ., 2011 © Образователыю-издательский центр «Академия», 2011 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2011
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в отечественной специальной педагогике проявляет серьезный и разносторонний интерес к практике и теории специального образования за рубежом. Обусловлено это не только последовательной интеграцией России в мировое экономическое, политическое, культурное, образовательное пространство, но и началом ее движения к построению гражданского общества, основу которого составляет реальное равенство прав и возможностей людей. В таком обществе статус гражданина становится определяющим для человека с ограничениями физического или психического развития, предполагая наличие у него социальной компетентности для полноценной реализации своих гражданских прав и личностной самореализации.
Развитые страны мирового сообщества уже довольно давно реализуют в рамках гражданского общества новый подход к решению образовательных и социальных проблем людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Этот подход, в отличие от традиционного российского подхода, по сути своей патерналистского, функционального и ограничивающего статус такого человека социальной ролью больного, строится на понимании инвалидности как целостной социально-политической проблемы и объекта внимания всего общества. Он предусматривает не только равенство прав и возможенсотей для людей данной категории, но и в не меньшей степени социальную ответственность, возлагаемую на каждого гражданина (ДаНилова Н., 2001).
Место равноправного гражданина в современном открытом обществе, занимаемое человеком с ограниченными возможностями, предполагает переосмысление и изменение социальной политики в различных сферах - здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, на рынке труда.
Многие зарубежные страны в последние десятилетия вели поиск новых путей решения проблемы включения в социум человека с ограниченными возможностями как полноправного члена общества за счет использованию средств специального образования. Во второй половине хх в. в международной практике в области специальной педагогики выделились следующие магистральные пути решения проблемы интеграции таких людей в социум: комплексная ранняя помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям; совместное обучение этих детей и детей обычных при условии кардинальной перестройки массовой системы образования на основе учета образовательных потребностей каждого ребенка; снятие всех барьеров, ограничивающих свободу взаимодействия, коммуникации, передвижения, жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями; обеспечение социальных структур и институтов, обслуживающих людей с ограниченными возможностями (образование, службы трудоустройства и занятости, социальная защита и др.), квалифицированными специалистами; расширение возможностей трудоустройства или занятости таких людей.
В указанных направлениях развития специальной педагогики, специального образования и подготовки кадров многими зарубежными странами накоплен значительный опыт. Его обобщение позволяет увидеть как позитивные, так и негативные стороны избранных путей развития специального образования, выявляет трудности и пока еще нерешенные проблемы. Безусловно, такой опыт не может не быть интересен для отечественной системы образования, так как создает возможности для более ответственного, компетентного и взвешенного принятия решений в области социальной и образовательной политики применительно к людям с ограниченными возможностями.
Исследователями также установлено, что обновление методологического базиса современной специальной педагогики происходит за счет активизации сравнительных (компаративистских) исследований. Они помогают осмыслить актуальные отечественные проблемы теории и практики воспитания детей при соотнесении их с другой культурно-образовательной традицией, при сопоставлении «своего сущего» с «иным сущим».
Процесс интеграции отечественной педагогики, в том числе и специальной, в мировую педагогическую культуру предполагает преодоление догматизма, политизации, идеологизации в оценках. Диалог разных педагогик выстраивается наиболее оптимально при наличии свободного выражения и соотнесения идей, позиций, взглядов. Вовлеченность в международную реформаторскую мысль открывает возможности для лучшего пони мания собственных концепций и подходов, содействует выработке самобытных концептуальных ориентиров, помогает выйти на прогностическую функцию теоретического знания в специальной педагогике.
Интеграционные процессы в современном образовании требуют не только пополнения отечественной теории и практики специальной педагогики новыми подходами, но и обеспечения всей полноты имеющегося сегодня научного знания по той или иной проблеме. Особое значение это требование приобретает в современных условиях подготовки педагогических кадров в системе двухуровневого образования, когда ставится задача формирования специалиста с широким кругозором и самостоятельным профессиональным мышлением, способного работать в интернациональном коллективе, в условиях реализации международных образовательных проектов и т.д.
Однополярность знания, любой вид «центризма», даже если он выступает в «демократических одеждах», может быть ущербен. В процессе исследования важно учитывать и сохранять «Иные голоса». Только тогда возникает диалог, который предполагает не только тождественность, схожесть событий, явлений, но и их различие. В таком сопоставлении достигается утверждение ценности и значимости сравниваемых педагогических решений, концепций. Здесь уместно привести высказывания по этому поводу специалистов в области сравнительной философии: «Компаративистский подход основан на стремлении услышать голос иного, сравнить его с "нашим" собственным голосом и с голосом сравниваемого явления». И далее: «При сравнении осуществляется диалектическое размышление, поскольку в нем участвуют, по крайней мере, три голоса. Это голоса различных культурных традиций, голоса одной традиции, но временно отстоящие друг от друга, и голос - позиция автора-исследователя».
Отечественная сравнительная специальная педагогика пока находится на начальной стадии своего развития. Долгое время шло накопление фактического материала, а проведение сравнительных исследований сдерживалось неблагоприятной идеологической обстановкой в стране и значительными трудностями в получении зарубежной информации, необходимой для компаративных исследований. Лишь в последние годы стали появляться первые компаративные работы отечественных специалистов в области специальной педагогики (Н. Н. Малафеев, Н. М. Назарова, Т. В. Фурцева, Л. М. Шипицына).
Предлагаемое студентам, преподавателям, исследователям пособие - первая учебная книга по сравнительной специальной педагогике. Авторы предприняли попытку очертить общие контуры сравнительной специальной педагогики, обозначив современную зарубежную интерпретацию ее теоретических основ и раскрыв содержание ключевых проблем, решаемых за рубежом на основе компаративного анализа. Помимо этого перед читателями предстает страноведческая иллюстрация указанных основополагающих проблем, построенная на детальном рассмотрении процессов становления, развития, а также современного состояния специального образования в тех странах мира, которые имеют не только давнюю историю его возникновения и сделали значительный вклад в его развитие, а сегодня являются признанными лидерами в реализации нового подхода к решению проблем людей с ограниченными возможностями.
Содержание книги опирается на зарубежные первоисточники, представленные в списках литературы к главам. Значительный материал получен благодаря участию в проекте Российского Государственного Научного Фонда (грант NQ 06-06-470).
Авторы полагают, что книга станет лишь отправной точкой в изучении студентами, аспирантами, исследователями новейшего опыта специального образования и теоретических достижений зарубежных коллег в сравнительном плане. С этой целью для самостоятельной исследовательской деятельности студентов предложены не только темы заданий для магистерских диссертаций и реферативных работ, но и обширный список зарубежной литературы, по главам.
1 Schulz Th. Situation, piidagogische / / D. Lепzеп (Hгsg.): Епzуklорiidiе Eгziehungswissenschaft. Bd. 1: Theoгien und Gгundbegгiffe deг Eгziehung und BiJdung. - Stuttgart, 1983. - S. 537-541.
ЧАСТЬ 1
ОБЩИЕ КОНТУРЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1