Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
Навыки общения – это основные помощники в процессе социализации ребенка. Их формирование начинается ещё в раннем детстве, и продолжает на протяжении всего периода взросления. Коммуникативная компетентность является составной характеристикой личности обучающегося. Современные стандарты образования предъявляют новые требования к ученику. Навыки эффективного сотрудничества, умение решать конфликтные ситуации и учитывать точку зрения своего собеседника, являются теми личностными результатами, которыми должен овладеть ученик в процессе обучения на ступени основного общего образования.
При переходе к подростковому возрасту общение со сверстниками приобретает все большую ценность, отодвигая учебу на второй план. На первый план выходят личностные качества подростка, а не его успеваемость. Конфликтные ситуации приобретают новую окраску, они становятся ценностными, личностными. И если раньше процесс обучения в школе не был направлен на формирование именно навыков конструктивного общения, то новый федеральный государственный стандарт нацелен на развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Учитель в процессе обучения развивает у ученика не только предметные, но и личностные компетенции. Учит аргументировано выражать свою позицию, сравнивать мнения различных персонажей, строить конструктивный диалог. Однако, коммуникативные навыки могут успешно развиваться только в общении, и психолог, как никто лучше, может организовать соответствующую среду и деятельность для развития коммуникативной компетентности. Мы делаем акцент на том, что для успешного развития коммуникативной компетентности учащихся необходима совместная работа как учителей, так и психолога.
Педагог-психолог имеет возможность составить программу занятий, которая будет направлена на развитие коммуникативных навыков учащихся с учетом всех возрастных особенностей. Подбор видов деятельности, возможность использовать в процессе занятий групповые виды деятельности, дискуссии, ролевые игры – делают обучение более продуктивным. Занятия включают в себя как теоретическую, так и практическую часть, позволяющую отрабатывать навыки общения, аргументации, конструктивного решения конфликтных ситуаций непосредственно в группе сверстников. Развивающие занятия с элементами тренинга, ролевые игры, кейсы позволяют учащимся менять свою точку зрения, учитывать точку зрения своего собеседника и находить выходы из представленных проблемных ситуаций.
Программа включает в себя различные виды деятельности педагога-психолога, план занятий для младших подростков, описание целей, задач и предполагаемых результатов.
Комплексность программы психологического сопровождения позволяет добиться значительных результатов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя различные виды деятельности педагога-психолога, план занятий для младших подростков, описание целей, задач и предполагаемых результатов.
Комплексность программы психологического сопровождения позволяет добиться значительных результатов. В нашей программе присутствуют 3 блока, которые разделены на работу с педагогами, с родителями и, непосредственно, с младшими подростками. Основные виды деятельности педагога-психолога в рамках реализации данной программы представлены в таблице 1.
Таблица 1.Основные виды деятельности педагога-психолога.
№ | Мероприятие | Кол-во часов | Цель | Участники | Форма работы |
Диагностика сформированности коммуникативных компетенций | 2ч х кол-во 5-х классов | Выявление уровня сформированности коммуникативных компетенций | Обучающиеся 5-х классов | Групповая диагностика | |
Развитие коммуникативных навыков обучающихся | 10ч х кол-во 5-х классов | Развитие коммуникативных навыков и профилактика конфликтного поведения | Обучающиеся 5-х классов | Психологическая профилактика, просвещение, развивающая работа (психологический тренинг, урок психологии, проектная деятельность, круглый стол) | |
Большая психологическая игра «Остров» | 2чх кол-во 5-х классов | Развитие коммуникативных навыков и навыков эффективного сотрудничества | Обучающиеся 5-х классов | Большая психологическая игра | |
Групповое консультирование педагогов по вопросам создания психолого-педагогических условий для обучающихся, испытывающих трудности в коммуникативной сфере. | 2ч | Психологическое просвещение | Классные руководители, педагоги | Развивающая работа (проектировочный семинар, проблемная лекция) | |
Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам создания условий для развития коммуникативных навыков обучающихся ( в том числе, по результатам диагностики) | 5ч | Психологическое просвещение | Классные руководи-тели, педагоги | Индивидуальное консультирование | |
Групповое консультирование родителей по вопросам развития коммуникативных навыков учащихся. | 2ч х кол-во 5-х классов | Психологическое просвещение | родители | Просвещение, лекция, дискуссии, семинары, круглый стол, беседы | |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам создания условий для развития коммуникативных навыков обучающихся ( в том числе, по результатам диагностики) | 3ч | Психологическое просвещение | родители | Индивидуальное консультирование | |
Итого: 18 ч х кол-во классов+10 ч |
Материалы для педагогов и родителей – см. приложение 1.
Далее представлено подробное описание всех трех блоков.
1 Работа с педагогами. Для работы с педагогами в программе отведено 7 часов, которые деяться на групповые и индивидуальные консультации. При работе с педагогами в программу включаются групповые семинары, направленные на актуализацию знаний о специфике коммуникативной компетентности, о способах развития и формирования коммуникативных навыков у учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности. Мероприятия для педагогов должны быть направлены на развитие профессиональных компетентностей, информирование педагогов о важности и необходимости развития коммуникативной компетентности подростков. По результатам диагностики для педагогов предусмотрены часы, которые могут быть потрачены для индивидуальных консультаций, посвященные обсуждению результатов диагностического обследования, выработке рекомендаций по взаимодействию с классом, обсуждению конкретных проблемных ситуаций внутри классного коллектива.
1 Работа с родителями. Для организации работы с родителями отводится 5 часов, которые умножаются на количество 5-х классов в параллели. В эти часы включена групповая работа и индивидуальные консультации. Психолог может выбирать те формы работы, которые комфортны для него - это могут быть лектории, родительские клубы, семинары, мастер-классы и дискуссии. Основная их задача должна заключаться в информировании родителей о развитии коммуникативных навыков в подростковом возрасте, акцентирование внимания на важности общения для ребенка при переходе в подростковый возраст. Индивидуальные консультации так же включаются в программу психологического сопровождения. На консультации родитель может получить результаты диагностики своего ребенка, обсудить аспекты развития коммуникативных навыков и способностей, выработать совместно с педагогом-психологом стратегию по преодолению сложностей, связанных с коммуникативной сферой подростка.
3 Работа с обучающимися. Для работы с детьми отведено 10 часов практических занятий (умножаются на кол-во 5-х классов в параллели) 2 час для большой психологической игры. Программа направлена на повышение психологической грамотности в области межличностного взаимодействия, формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, профилактику конфликтного поведения в школьной среде. Цель данного блока - развитие коммуникативной компетентности учащихся 5-х классов.
Задачи программы:
-развитие умений решать коммуникативные задачи;
- формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
-развитие навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;
- -развитие навыков конструктивного решения конфликтной ситуации всех участников образовательного процесса;
-профилактика конфликтного поведения среди участников образовательного процесса;
- формирование навыков и умений работы в коллективе сверстников;
-повышение психологической грамотности педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков подростков;
- повышение психологической грамотности родителей по вопросам развития коммуникативных навыков подростков.
Методы работы: тренинговое занятие, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевая игра, просмотр видеороликов с последующим анализом.
Для подростков, обучающихся 5 классов, программа включается в себя 10 тем, на каждую тему отведен 1 час. Время проведения одного занятия – 45 минут. При соблюдении режима проведения, из расчета 1 занятие в неделю, цикл программы рассчитан на 2,5 месяца; рекомендуется проведение цикла занятий в январе – апреле. (II-III триместр).
Каждое тренинговое занятие имеет определенную структуру, в которую входит приветствие, блок теоретической информации, практическая деятельность и рефлексия. В блок приветствия входит разминка, представление своего состояния, затем следует блок информирования о теме занятия, включающий в себя работу с наглядными пособиями, просмотр видео-роликов и презентаций. В практической части обязательно присутствие проигрывания и закрепления полученной информации в форме тренинговых упражнений, дискуссии или ролевой игры. В конце каждого занятия – рефлексия. Занятия проводятся в классе, где есть возможность использовать парты, а отдельные темы, требующие работы в кругу и большого пространства, могут проходить в актовом зале.
Прогнозируемые результаты программы: - получение учащимися представлений о групповых нормах и правилах, основных ролях в групповом взаимодействии;
- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, ситуациях провокации и критики;
- развитие умений решать различные коммуникативные задачи и ситуации, вступать в контакт, налаживать коммуникативную ситуацию;
-развитие эмпатии и чувства сопереживания;
- формирование представлений о структуре общения, видах общения.
- развитие навыков группового взаимодействия, взаимопомощи в различных ситуациях общения, развитие организаторских качеств. Учебно-тематический план занятий представлен в таблице №2.
Таблица 2. Учебно-тематический план программы «Школа общения», 1 час в неделю
№занятия | Тема | Цель |
1. | Введение. Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство | Развитие представлений о внутригрупповых процессах, ролевых позициях |
2. | «Общение в жизни человека» | Развитие умений решать коммуникативные задачи |
3. | Навыки понимания окружающих людей | -взаимодействие с другими; коммуникативные задачи; -учет позиций собеседника |
4. | Что такое невербальное общение? | развитие умений решать коммуникативные задачи; - формирование представлений о вербальном и невербальном общении |
5. | Отработка навыков невербального взаимодействия | развитие умений решать коммуникативные задачи; - формирование представлений о вербальном и невербальном общении |
6. | Вербальное общение: что это такое и как мы им пользуемся? | развитие умений решать коммуникативные задачи; - формирование представлений о вербальном и невербальном общении |
7. | Конфликт и его роль в жизни. | -развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов;-навыки работы в коллективе или группе сверстников. |
8. | «Конфликтное и бесконфликтное общение в команде. Искусство разрешения конфликтов. | -развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов;-навыки работы в коллективе или группе сверстников. |
9. | Барьеры общения. Учимся слушать друг друга | -формирование навыков и умений работать в коллективе или группе, - развитие умений решать коммуникативные задачи |
10. | Что такое команда и как в ней работать? | -формирование навыков и умений работать в коллективе или группе, - развитие умений решать коммуникативные задачи |
Конспекты и развернутые планы занятий – см. приложение 2.
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ, ИНСТРУМЕНТАРИЯ СО ССЫЛКОЙ НА ИСТОЧНИКИ:
Методика, технология, инструментарий | Источник |
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) | http://www.psyoffice.ru/1-88-105.htm |
Диагностика коммуникативных и организационных склонностей -КОС В.В. Синявский, В.А. Федорошин | http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html |
«Кораблекрушение» | Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.,; под ред. М.Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2008 -304с.: ил. – (серия «Практическая психология») |
Упражнения: Переправа. Веревочные фигуры, разговор в рисунках, построимся, вавилонская башня, копирование движений, запоминание позы. | Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008- 368с. |
«Лабиринт», «Общий язык», решение задач в команде. | Кипнис М. Тренинг лидерства. – 3-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2008. -114с. |
Упражнения для тем «вербальное и невербальное общение», «конфликт и его роль в жизни» Тест на определение конфликтности поведения, «передача движений по кругу», «запоминание позы», «решение конфликтной ситуации» | Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс) / С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, И.О. Еронова, Е.А. Пояркова; Под ред. С.В. Кривцовой. –М.: Генезис, 2012.-336с. |
«Угадай кто», встреча взглядом, «унисон», «Общий язык». Рекомендации для педагогов. | Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. 541 с. |
ОБОСНОВАННЫЕ КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ:
· психические заболевания
· грубые психические и интеллектуальные нарушения
· несогласие родителей на проведение психологических мероприятий
· возраст до 10 лет.