Обоснование необходимости реализации данной программы

Программа «Я свободен!», направлена на социально-психологическое развитие и становление личности подростка. Она оказывает влияние на формирование характера и теснейшим образом связана с эмоционально-волевой и коммуникативной сферами личности подростка. Социально – психологическое и личностное развитие невозможно, если подросток не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями и волей.

Социально – психологическое и личностное развитие возможно при использовании понятного и доступного подростку пониманию языка. В связи с этим наша программа «Я свободен!» построена на основе тренинговой технологии. Именно через тренинг, подросток может научиться оценивать поступки, пытается рассматривать сложившуюся ситуацию с различных точек зрения, учится справляться с трудностями, сочувствовать и сопереживать.

Психологическая коррекция в тренинге позволяет ребенку на эмоциональном уровне осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Позволяет ребенку другими глазами взглянуть на окружающих его людей и мир, в котором он живет.

В современной школе акцентируется необходимость создания условий для саморазвития каждого. Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и заложить основу, сформировать и развить гармоничную, всесторонне развитую адаптивную личность. И тренинг способен в полной мере помочь в решении этой задачи.

6. Структура и содержание программы

Программа включает в себя 5 занятий длительностью 2-2,5 астрономических часа, частота проведения от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц. Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:

1. Упражнения - активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.

2. Обсуждение происходящего между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.

3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.

4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.

5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их

разрешения.

6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.

7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.

8. Информационно - правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.

9. Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.

Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах (Петровская, 1989, с.59–65):

«Здесь-и-сейчас» — разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент времени; исключение общих, абстрактных рассуждений.

Персонификация высказываний — отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают» и т. п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».

Акцентирование языка чувств — избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…»).

Активность — включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

Доверительное общение — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

Конфиденциальность — рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.

Возможность структурировать общение в соответствие с этими принципами дают правила тренинга, которые обычно обсуждаются в группе и принимаются на первом же занятии.

Учебно-методические планы тренинговых занятий по формированию основ здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков

№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Упражнения и задания
Мы и наши привычки 2,5 - Упражнение "Знакомство" - Выработка правил работы группы - Тест "Легко ли нам отказаться от привычки?" -Упражнение "Страна привычек" - Упражнение "Ладошка" - Рефлексия и обратная связь
Зачем люди курят? 2,5 - Упражнение "Курение - за и против" - Упражнение "Три на три" - Упражнение "Путешествие на облаке" - Упражнение "Пересадка сердца" - Упражнение "Четыре квадрата - Рефлексия и обратная связь
Скажи алкоголю "нет" 2,5 - Разминка "Поезд" - Упражнение "Жертва и ответственность" Упражнение "Побег из тюрьмы" - Мозговой штурм "Зачем люди употребляют алкоголь и наркотики?" - Упражнение "Трудная ситуация" - Упражнение "Портрет алкоголика" - Прощание и обратная связь
Учимся общаться эффективно 2,5 - Разминка "Мы с тобой похожи" - Упражнение "Толкалки" - Упражнение "Табу" - Информирование "Ассертивное поведение" - Упражнение "Три способа сказать "НЕТ" - Упражнение "Пинг-понг" - Упражнение "Водопад" - Упражнение "Концентрические круги"
Я хозяин своей жизни 2,5 - Разминка "Приветствие" - Обсуждение "Что такое "Я", Я - кто я, Я - какой я - Информирование " Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное" - Информирование и упражнение "Я-высказывания" - Упражнение "Список удовольствий" - Упражнение "Ассоциации" - Упражнение "Прошлое, настоящее, будущее" - Притча о старом индейце - Групповой коллаж- портрет группы - Прощание и обратная связь
    12,5  


Наши рекомендации