Обоснование актуальности работы, формулировка цели и задач исследования, выбор методологии решения поставленных задач.

Основными требованиями, предъявляемыми к научному исследованию, являются:

1. Обоснование научной проблемы, предмета и объекта исследования.

2. Формулировка темы исследования с учетом ее доступности, актуальности, теоретической и практической значимости.

3. Разработка общей структуры работы, ее частей и плана исследования.

4. Определение того, что уже известно по данной проблеме.

5. Составление библиографии и историографии проблемы исследования.

6. Анализ источников, их классификация.

7. Определение понятийно-категориального аппарата.

8. Обобщение совокупности научных фактов.

9. Формулировка общих и частных выводов.

10. Подготовка общего заключения по результатам исследования.

Следовательно, в основе выпускной квалификационной работы лежит решение какой-либо научной проблемы или решение профессиональной практической задачи.

Проблема исследования – вопрос, стоящий на границе изученного и неизученного, противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Постановка научной проблемы предполагает

· Обнаружение существования дефицита знаний;

· Осознание потребности в устранении такого дефицита;

· Описание проблемной ситуации на естественном языке;

· Формулирование проблемы в научных терминах.

Таким образом, постановка проблемы является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнем познания.

Проблема определяется социально-значимым «заказом» общества или потребностями науки (а возможно, и тем, и другим). Это и определяет актуальность исследования, которую необходимо обосновать. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению.

2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения (в том числе и при решении профессиональных психологических задач).

3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

Следующим этапом работы является определение цели исследования и постановка задач. Цель исследования – это главный, конечный (желательный) результат исследования, это тот основной вопрос ответу на который посвящена вся работа. Цель исследования формулируется исходя из темы квалификационной работы.

В качестве цели работы может выступать:

1. Описание характеристик психического явления.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений.

3. Изучение возрастной динамики явления.

4. Обобщение научных представлений, сведений.

5. Разработка классификации.

6. Создание методики.

7. Адаптация психодиагностической методики, например, адаптация иноязычной методики.

8. Решение поставленной в исследовании практической задачи на основе эмпирического исследования.

Исходя из цели исследования, формулируются задачи. Задачи исследования – это конкретные направления изучения отдельных аспектов исследуемой проблемы, реализация которых ведет к решению общей цели исследования. Примером формулировки задач исследования могут быть следующие:

1. Выявить психические особенности успешных и неуспешных учащихся младших классов.

2. Изучить личностные характеристики успешных менеджеров по продажам.

3.Сравнить индивидуально-психологические и личностные характеристики студентов-первокурсников факультета психологии и факультета математики.

Одной из наиболее частых ошибок в формулировании задач является то, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме; 2) провести эксперимент (обследование); 3) обработать эмпирические данные; 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание этапов научного исследования, а, как известно, этапы исследования являются одинаковыми для каждой научной работы, вне зависимости от темы исследования.

После этого необходимо определить, что является объектом и предметом исследования, а также сформулировать гипотезу.

Объектом исследования в психологии, как правило, является носители психического (люди, в социальной психологии – большие и малые социальные группы, в зоопсихологии – животные). Предмет исследования психологии – психика и психические явления (психические процессы, психические состояния и психические свойства). Следовательно в качестве объекта исследования ВКР могут быть указаны, например, учащиеся начальной школы, студенты, руководители среднего звена и т.д, а в качестве предмета исследования – темперамент, произвольное внимание, личностные особенности и т.д.

Гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Это предположение, которое необходимо доказать в ходе выполнения квалификационной работы. Примерами гипотезы могут служить следующие:

1. Существует взаимосвязь личностных характеристик и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста.

2. Существуют различия в учебной мотивации успешных и неуспешных студентов.

На этапе завершения исследования необходимо подвести итоги, т.е. сформулировать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. В научной новизне должны быть отражены результаты проведенной работы в виде теоретических положений или практических рекомендаций. Примерами научной новизны могут служить следующие:

1. Выделены два этапа процесса адаптации студентов к учебному процессу.

2. Установлены психологические характеристики, которые могут быть использованы в качестве критериев прогноза успешности учебной деятельности курсантов.

Теоретическая значимость определяется степенью влияния полученных в ходе работы знаний на имеющиеся психологические теории, концепции, идеи. Примером теоретической значимости может быть следующее:

1. Охарактеризована специфика процесса психологического сопровождения учебной деятельности в школе.

Практическая значимостьобосновывается внедрением полученных результатов научно-исследовательской работы в деятельность какой-либо организации.

Таким образом, обоснование актуальности, формулирование цели и задач исследования, определение предмета и объекта ВКР является очень важным этапом выполнения квалификационной работы, определяющим характер и направление всей работы в целом. Данная часть ВКР представляется во введении.

Наши рекомендации