Виды педагогического контроля
1. Поэтапный- оценивать состояние спортивно-технической и так
тической подготовки занимающихся на конкретном этапе.
2. Текущий- определять повседневные изменения в подготовке за
нимающихся.
3. Оперативный- экспресс-оценка того состояния, в котором нахо
дится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физическими упражнениями.
Специалисты различают три типа состояний: 1. Перманентные,сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности). 2. Текущие,с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности). 3. Оперативные,изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).
К методам педагогического контроляотносятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности.
Самоконтроль
Самоконтроль- регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самокон
троля. Определить уровень физического развития, тренированности и
здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической куль
турой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.
Показатели, которые используют для самоконтроля, условно делят на субъективные и объективные.
К субъективным показателямотносят: самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, настроение, желание тренироваться и др.
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно является важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие отмечается хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Если выполненная нагрузка не превысила ваших функциональных возможностей, то вы быстро уснете, сон будет крепким и освежающим, а пробуждение - быстрым и приятным. На протяжении дня у вас будет хорошее самочувствие и настроение, бодрость и желание тренироваться. Если выполненная работа оказалась для вашего организма чрезмерной, сон будет прерывистый, с тяжелыми сновидениями. На протяжении дня вас могут преследовать вялость и сонливость, раздражительность и вспыльчивость. При таких симптомах необходимо внести коррективы в планы занятий: для восстановления организма увеличить интервал отдыха перед следующим занятием и уменьшить нагрузку на последующих занятиях.
Аппетит отмечается хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.
Болевые ощущения: боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов явле-
ние закономерное на первом этапе тренировочных занятий. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений в мышцах и других болевых ощущений следует обратиться к врачу.
К объективным показателямотносят: ЧСС в покое, вес (масса тела), рост, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота дыхания, артериальное давление, динамометрия, контрольные нормативы и др.
Для ведения самоконтроля используется дневник, куда заносятся субъективные и объективные показатели с ежедневной (утром и вечером) оценкой и регистрацией уровня набора контрольных показателей. Оценка каждого показателя производится в баллах, по ежедневной сумме которых определяется соответствие реального и модельного движения к цели.
Контрольные вопросы по теме № 5
1.Дать определение понятия "Диагностика" в физической культуре.
2.Основные виды диагностики в физической культуре.
3.Характеристика врачебного контроля студента.
4.Определение состояния здоровья студента.
5.Характеристика функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.
^.Характеристика педагогического контроля студента.
7.Характеристика самоконтроля студента.
З.Самоконтроль за физическим развитием и двигательной подготовленностью занимающихся.
9.Дневник самоконтроля и его содержание.
Тестовые задания по теме № 5 с одним правильным ответом:
5.1 Частота сердечных сокращений и величина максимального
кровяного давления во время выполнения физических упражнений:
а) не изменяются
б) уменьшаются
в) увеличиваются
(Ответ: в)
5.2 Спортсмен, у которого быстрее восстановится пульс после 20
приседаний:
а) футболист
б) культурист
в) боксер
г) марафонец
(Ответ: г)
5.3 Самый распространенный тест определения общей выносли
вости:
а) бег 100 м
б) 20 приседаний за 30 сек
в) 12-минутный беговой тест,К. Купера
г) прыжок в длину с места
(Ответ: в)
5.4 Наилучший вид физических упражнений для оценки вынос
ливости ______________(Ответ: бег)
Тестовые задания по теме №5 с тремя правильными ответами:
5.5 Тестовые задания для оценки гибкости:
а) челночный бег
б) «мостик»
в) тест К. Купера
г) наклоны
д) «шпагат»
(Ответы: б, г, д)
5.6 Тестовые задания для оценки ловкости:
а) переменный бег
б) челночный бег
в) метание мяча в цель
г) пальцевые повороты
д) бег «змейкой»
(Ответы: б, в, д)
Тестовые задания по теме №5 с четырьмя правильными ответами:
5.7 Ошибки, которые могут нанести вред здоровью при самостоя
тельных занятиях физическими упражнениями:
а) неправильная организация занятий
б) ведение дневника самоконтроля
в) пренебрежение методическими принципами
г) водные процедуры после физкультуры
д) планирование физической нагрузки без учета состояния здоровья
е) отсутствие регулярных медицинских наблюдений
(Ответы: а. в, д, е)
5.8 Последовательность медицинского обследования:
а) проведение функциональных проб
б) наружный осмотр
в) антропометрические измерения
г) опрос
д) обследование сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
(Ответы: б, г, в, д)
5.9 Субъективные показатели самоконтроля:
а) форма стопы
б) самочувствие
в) динамометрия
г) сон
д)аппетит
е) настроение
(Ответы: б, г, д, е)
5.10 Частота сердечных сокращений повышается:
а) во время чтения литературы
б) при выполнении физических упражнений
в) в вертикальном положении тела по сравнению с горизонтальным
г) в период сна
д) после приема пищи
е) при повышении температуры окружающего воздуха
(Ответы: б, в, д, ж)
5.11 Тестовые задания для оценки развития силы:
а) подтягивание на перекладине
б) стойка в позе Ромберга
в) сгибание рук в упоре лежа
г) приседание на одной ноге («пистолетик»)
д) упражнения с обручем
е) поднимание туловища из положения лежа на спине в положение
сидя
(Ответы: а, в, г, е)
Тестовые задания по теме №5 с пятью правильными ответами:
5.12 Требования, которым должно удовлетворять тест-упражнение:
а) надежность
б) валидность
в) наглядность
г) достоверность
д) объективность
е) простота выполнения
ж) доступность
(Ответы: а. б, г, д, е)
5.13 Объективные показатели самоконтроля:
а) пульс
б)утомление
в) артериальное давление
г) вес
д) тремор
е) контрольный тест
ж) спортивный результат
(Ответы: а, в, г, е, ж)
5.14 Критерии оценки скоростно-силовых способностей и силовой
выносливости:
а) километраж
б) дальность бросков
в) количество отжиманий
г) пульс
д) количество подтягиваний
е) дальность прыжков
ж) время удержания висов
(Ответы: б, в, д, е, ж)
5.15 Соответствие физических качеств человека контрольным
тестам:
а) сила б)скорость
в) выносливость
г) гибкость
д)координация
(Ответы: а, б, в, г, д)
Тестовое задание по теме №5 с шестью правильными ответами:
5.16 Антропометрические измерения:
а) окружность грудной клетки
б) ортостатическая проба
в) вес
г) сила кисти сильнейшей руки
д) жизненная емкость легких
е) окружность талии
ж) рост
з) становая сила
(Ответы: а, в, г, д, ж, з)
ГЛОССАРИЙ
Выносливость- способность человека к продолжительной работе без снижения ее эффективности (или способность противостоять утомлению).
Гибкость- морфофункциональная способность двигательного аппарата, позволяющая выполнять движения с определенной амплитудой.
Двигательная активность- выполнение любых действий с проявлением физических сил.
Жизненно необходимые умения и навыки -это умения и навыки, позволяющие улучшить качество жизни через повышение эффективности двигательных действий, функциональной подготовленности, состояние здоровья и жизненно-важных функций.
Здоровье- процесс сохранения и развития его психических и физиологических функций, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровый образ жизни- это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как непременное условие и предпосылка осуществления и развития других сторон общественной жизни и обеспечивающий сохранение плодотворной творческой и физической активности и высокой продолжительности жизни
Интенсивность физической нагрузки -это отношение времени, в течение которого выполняются физические упражнения, к общему времени занятия, выраженное в процентах.
Ловкость (координационные способности) -это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях. Массовый спорт- это спорт, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеют место, но в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации.
Массовая физическая культура- это развитие физической культуры среди широких масс и различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества.
Объем физической нагрузки- это количественная величина выполненной работы (может рассчитываться в метрах, секундах, общем весе отягощения, количестве повторений и т.п.).
Олимпийское воспитание- это освоение ценностей физической культуры в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциала.
Олимпийский спорт-спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.
Профессиональный спорт- это физкультурно-спортивная деятельность, имеющая цель, помимо достижения высоких результатов, извлечение прибыли.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) -это воспитание и развитие физических способностей, отвечающих специ-
фическим требованиям определенной профессии и приобретение профессионально важных двигательных умений и навыков.
Психофизическая подготовка- это система упражнений, сочетающая двигательную активность с мыслительными процессами по созданию двигательной модели, основывающаяся на свойствах обратной связи человеческого организма и способности осмысливать и перерабатывать информацию, поступающую по различным каналам от всех рецепторов.
Работоспособность- это качественная мера возможности организма человека совершать двигательные действия на протяжении определенного промежутка времени.
Свободное время- это время, предоставляемое человеку для восстановления своих духовных и физических сил после выполнения трудовых обязанностей.
Сила- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений.
Скоростные способности- это комплекс морфофункциональных свойств человека, определяющих быстроту выполнения двигательных действий.
Спорт высших достижений- это сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.
Спортивное зрелище- это эффективное социально-педагогическое средство воспитания, как участников (спортсменов), состязающихся туристов, так и больших групп и масс населения, даже непосредственно не вовлеченных в активные занятия физическими упражнениями.
Спортивная культура- это составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности. Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека.
Спорт- это составная часть физической культуры, осуществляемая в форме специально организованной соревновательной деятельности.
Туризм- это добровольно совершаемые пространственные перемещения продолжительностью более суток с познавательной, оздоровительной, спортивной или иной неутилитарной целью.
Утомление- это реакция организма на воздействие физических упражнений, проявляющаяся в снижении работоспособности.
Физическая культура- это социальная, то есть организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических (или естественно-природных) качеств и способностей человека.
Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение- это форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности
государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивная организация- это одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей.
Физкультурные и спортивные общественные объединения -это добровольные формирования (организации), возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов развития физической культуры и спорта и действующие на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления и законности.
Физическое обучение- это вид обучения, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, приемам и действиям, развитие физических качеств, овладение специальными знаниями в области физической культуры и формирование осознанной потребности в регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Физическая тренировка- это процесс развития физических качеств, двигательных умений и навыков на определенном периоде с целью достижения какого-то результата или подготовки к спортивным соревнованиям.
Физическое развитие- это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни человека морфофункцио-нальных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое совершенство- это процесс физического развития и физической подготовленности студента, оптимально соответствующий требованиям учебы, работы, повседневной деятельности.
Физическая подготовленность- это процесс развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков, а также результат достижения уровня развития этих качеств и навыков.
Физические упражнения- это двигательные действия человека, выполняемые осознанно для решения задач, поставленных в процессе физического обучения и воспитания.
Физическая нагрузка- это количественная сторона физического воздействия на организм, которая выражается в степени воздействия физических упражнений или степени преодолеваемых объективных и субъективных усилий.
Физические качества- это отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов-на-Дону, 2012. - 380 с.
2. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В.В. Понома
ревой. - М.: ГОУ ВИМЦ, 2001. - 352 с.
3. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов / Под
ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2009. - 448 с.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта:
учеб. Пособие для студ. Высш. учеб, заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Куз
нецов.- 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- С. 266-
278.
Дополнительная
1. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура
студентов вузов: Учеб. пособие. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 128 с.
2. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное посо
бие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова. - СПб., 1999. - С. 77-103.