Обязательные виды контроля в семестре (1-10 смотри таблицу Виды контроля)

  Название учебного модуля  
1.Оздоровительные системы 1;4;6;9;10 1;4;6;7;9;10 1;4;6;9;10 1;4;6;7;9;10 1;4;6;9;10 1;4;6;9;10
2.Общефизическая подготовка бакалавра 1;2;7;8;9;10 1;2;8;9;10 1;2;8;9;10 1;2;8;9;10 1;2;8;9;10 1;2;8;9;10
3.Особенности занятий избранным видом спорта 1;3;8;9;10 1;3;8;9;10 1;3;7;8;9;10 1;3;8;9;10    
4. Социально-биологические основы ФК и ЗОЖ         1;5;7;10  
5. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке бакалавра           1;5;7;10

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин модуль модуль 3 модуль модуль модуль
1. История       *  
2. Концепции современного естествознания * *     *
Безопасность жизнедеятельности * *   * *
Анатомия * * *   *
Физиология * * *    
Теория и методика физического воспитания * * *    
Педагогика и психология физического воспитания * * *    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс (1 семестр)

Модуль «Оздоровительные системы»

Методико-практические занятия

Тема 1. Методы самоконтроля состояния здоровья, функциональных возможностей организма и работоспособности (стандарты, индексы, программы) (2 часа)

Краткое содержание. Оценка физического развития. Оценка уровня соматического здоровья по Г.П. Апанасенко (определение весоростового индекса, жизненного и силового индексов, индекса Эриксона, проведение пробы Летунова).

Ортостатическая проба, проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), проба Руфье.

Тема 2. Методы коррекции состояния зрительного анализатора (2 часа)

Краткое содержание. Факторы, влияющие на состояние зрительного анализатора. Гигиена зрения. Средства физической культуры, способствующие сохранению и коррекции зрения. Специальные упражнения, рекомендуемые при миопии Ю. Менделем. Гимнастика для зрительного анализатора по Т. Аветисову.

Древнекитайская медицина при коррекции зрения. Система сохранения зрения по Полю С. Брегу

Модуль «Общефизическая подготовка бакалавра»

Методико-практические занятия

Тема 1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, прыжки) (2 часа)

Краткое содержание. Систематизации физических упражнений и поз. Виды и техника ходьбы и бега. Спортивная ходьба. Кроссовый бег. Методы обучения ходьбе и бегу. Дозирование физических нагрузок при ходьбе и беге. Прыжки: классификация, техника, методы обучения.

Учебно-тренировочные занятия

Тема 2. Методы оценки и развития общей выносливости (6 часов)

Краткое содержание. Понятие, структура и содержание физического качества. Факторы и условия, детерминирующие проявление общей выносливости. Сенситивные периоды развития общей выносливости. Методы оценки выраженности общей выносливости (контрольные упражнения, тесты, сопоставительные таблицы). Средства и методы развития общей выносливости. Гендерные и возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при составлении дифференцированных и индивидуальных программ развития общей выносливости.

Тема 3. Методы оценки и развития скоростных способностей (4 часа)

Краткое содержание. Понятие, структура и содержание скоростных способностей. Факторы и условия, детерминирующие проявление скоростных способностей. Сенситивные периоды развития скоростных способностей. Методы оценки выраженности скоростных способностей (контрольные упражнения, тесты, сопоставительные таблицы). Средства и методы развития скоростных способностей. Гендерные и возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при составлении дифференцированных и индивидуальных программ развития скоростных способностей.

Тема 4. Методы оценки и развития силовых способностей (2 часа)

Краткое содержание. Понятие, структура и содержание силовых способностей. Факторы и условия, детерминирующие проявление силовых способностей. Сенситивные периоды развития силовых способностей. Методы оценки выраженности силовых способностей (контрольные упражнения, тесты, сопоставительные таблицы). Средства и методы развития силовых способностей. Гендерные и возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при составлении дифференцированных и индивидуальных программ развития силовых способностей.

Тема 5. Методы оценки и развития гибкости (2 часа)

Краткое содержание. Понятие, структура и содержание физического качества. Факторы и условия, детерминирующие проявление гибкости. Сенситивные периоды развития гибкости. Методы оценки выраженности гибкости (контрольные упражнения, тесты, сопоставительные таблицы). Средства и методы развития гибкости. Гендерные и возрастные особенности студентов, которые необходимо учитывать при составлении дифференцированных и индивидуальных программ развития гибкости.

Модуль «Особенности занятий избранным видом спорта»

Теоретические занятия

Тема 1. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений (2 часа)

Краткое содержание. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Учебно-тренировочные занятия

Тема 2. Специальная физическая подготовка (10 часов)

Краткое содержание. Специфические особенности вида спорта как двигательной деятельности. Требования вида спорта к физическим кондициям занимающегося. Ведущие физические качества и двигательные способности, характерные для данного вида спорта (физических упражнений). Средства и методы развития специальной физической подготовленности. Развитие специальной выносливости, скоростно-силовых, координационных способностей и т.д.

Тема 3. Обучение технике вида спорта (20 часов).

Краткое содержание. Систематизация двигательных действий в виде спорта. Специфика обучения движениям в виде спорта. Формирование двигательных умений и навыков в виде спорта (ООД, ООТ). Дозирование физических нагрузок. Этапы спортивной подготовки.

Тема 4. Обучение тактике вида спорта (2 часа).

Краткое содержание. Тактические индивидуальные и групповые действия в виде спорта. Тактические умения и навыки. Тактический план и его реализация.

Тема 5. Соревновательная практика (14 часов)

Краткое содержание. Правила соревнований по виду спорта. Организация и проведение соревнований по виду спорта. Участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах между группами, курсами, факультетами и институтами.

1 курс (2 семестр)

Модуль «Оздоровительные системы»

Теоретические занятия

Тема 1. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом (2 часа)

Краткое содержание.Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Методико-практические занятия

Тема 2. Системы комплексного оздоровления человека (2 часа)

Краткое содержание. Классификация систем оздоровления человека в аспекте запад – восток.

Характеристика систем комплексного оздоровления: система П.Иванова; Г.Малахова; система Н.Амосова; К.Купера; П.Брегга; Лидера; Моргауза: оздоровительная гимнастика цигун; оздоровительная гимнастика ушу; оздоровительная гимнастика хатха-йоги и др.

Биологические, психологические и социальные резервы здоровья и продления жизни. Индивидуальная система оздоровления и факторы ее определяющие.

Тема 3. Методика составления индивидуальных программ оздоровления и физического самосовершенствования (2 часа С/Р)

Краткое содержание. Осознание своего физического «Я». Самодиагностика и целеполагание. Проективная деятельность и самоконтроль. Самоуправление и коррекция плана. Система положительных стимулов, волевая регуляция поведения и здоровьесберегающей деятельности.

Модуль «Особенности занятий избранным видом спорта»

Учебно-тренировочные занятия

Тема 1. Специальная физическая подготовка (6 часов)

Краткое содержание. Современные методики и технологии развития специальной выносливости, скоростно-силовых, координационных способностей и т.д.

Тема 2. Обучение технике вида спорта (24 часа)

Краткое содержание. Современные и инновационные методики и технологии обучения технике вида спорта.

Тема 3. Обучение тактике вида спорта (4 часа)

Краткое содержание. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в виде спорта.

Тема 4. Соревновательная практика (14 часов)

Краткое содержание. Разработка положения о соревнованиях.Организация и проведение соревнований по виду спорта. Участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах между группами, курсами, факультетами и институтами.

Тема 5. Судейская практика (2 часа)

Краткое содержание. Обслуживание соревнований в качестве контролеров, помощников судей и судей.

Модуль «Общефизическая подготовка бакалавра»

Наши рекомендации