Организационная структура управления ДОУ
Понятие организационной структуры. Принципы построения организационных структур.
Виды организационных структур. Система внутрисадовского управления.
3. Внутренняя организационная структура ДОУ.
Вопрос. Понятие организационной структуры. Принципы построения организационных структур.
Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.
Под организационной структурой управленияП.И. Третьяков, К.Ю. Белая понимают целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. По определению М.М. Поташника организационная структура управления в ДОУ представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций, существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.
Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития ДОУ как комплексной педагогической системы, учёта объективных факторов её демократизации.
Решение задачи формирования организационной структуры управления видится в
- дальнейшем развитии демократических основ в управлении и как принцип государственно-общественного управления, и как систему его организации;
(так как существуют различные формы взаимодействия участников педагогического процесса и новые формы взаимодействия учреждения ДОУ – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель – подчинённый, педагог – педагог, педагог – родители, педагог – дети, ребёнок – ребёнок)
- обеспечение оптимального соотношения таких организационных принципов управления как централизация и децентрализация, коллегиальность и единоначалие.
Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных проблем: обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни ДОУ и общества, последовательный анализ каждого цикла управленческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъекта и средств управления для всестороннего рассмотрения вопроса совершенствования организации управления.
Принципы построения организационных структур:
Принцип оптимальной звенности (создание необходимого числа ступеней, уровней для управления.
Принцип оптимального объёма управления (определение максимального числа объектов управления).
Принцип соразмерности прав, обязанностей и ответственности (необходимо знать, кто будет управлять конкретно из сотрудников компонентами, звеньями, проблемами, ситуациями – группа или отдельный человек.
Вопрос. Виды организационных структур.
Существует несколько подходов к формированию организационной структуры управления учреждениями образованиями. Рассмотрим некоторые из них.
Один из подходов к формированию организационной структуры управления – функциональная структуризация (А.Е. Капто, А.И. Мищенко, М.М. Поташник).
Согласно её организационная структура ДОУ формируется, исходя из его функциональных особенностей. На основе систематизации функций определяется штатное расписание и кадровый состав учреждения, отсюда вытекает требования к квалификации персонала и ко всем направлениям педагогического процесса. В результате формируется вполне традиционная линейно-функциональная структура организационных отношений. Такая структура обеспечивает стабильность в работе учреждения.
Другой путь построения организационной структуры ДОУ – целевая структуризация (В.И. Бочкарёв, А.Е. Капто, В.С. Пикельная). Она представляет собой построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования м контроля, таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются особенности каждой категории работников, детей, их родителей, общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным учреждением: демократические принципы; гибкий режим работы с детьми; вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности; расширение взаимодействия с социальной средой.
Ещё один путь построения структуры управления основывается на комбинировании линейно-функционального управления и программно-целевого.
В этом случае происходит наложение временно созданных целевых структур на постоянные (объединение различных функциональных работников во временные коллективы для выполнения сложных проектов, программ).
Постоянными частями организационной структуры являются в данном случае линейные и функциональные подразделения ДОУ.
Временные структуры – это участие научных работников и студентов, не состоящих в штате ДОУ.
Т.П. Колодяжная выделяет два вида организационной структуры ДОУ:
Инвариантная – (наиболее общая, типичная, одинаковая для всех структура).
В ней выделяет 4 уровня управления:
Уровень заведующего (совет педагогов, родительский комитет);
Уровень его заместителей и других членов администрации;
Уровень воспитателей;
Уровень детей.
Оптимальная структура.
Вопрос. Внутренняя организационная структура ДОУ.
Перейдём к рассмотрению внутренней среды ДОУ, т.е. выделим его состав (совокупность составляющих его компонентов) и структуру (совокупность внутренних связей свойств, отношений).
ДОУ является сложной системой, имеющей трёхуровневое строение, состоящей из шести подсистем:
ая подсистема – коллектив;
ая подсистема – базисные основания;
ая - управление;
ая – организационно-педагогическая структура;
ая - образовательный процесс;
ая – условия жизнеобеспечения.
Каждая из этих подсистем, в свою очередь, также представляет собой систему, состоящую из различных элементов, в совокупности наиболее полно её характеризующих.
Составные элементы:
1 –й подсистемы – коллектив: дети и родители, сотрудники учреждения (педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
2 – й – базисные основания: ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы;
3 – й - управление: анализ информации, планирование, организация, контроль и регулирование;
4 – й – организационно-педагогическая структура: ступени образования, типы структурных образований, уровни образования;
5 – й – образовательный процесс: цели, содержание, организация взаимодействия педагогов и детей. (эта подсистема по сути своей является атрибутивной, определяющей само существование ДОУ как учреждения, предназначенного для воспитания, обучения и развития детей);
6 – й – условия жизнеобеспечения – различные виды внутреннего ресурсного обеспечения учреждения финансово- экономические, материально-технические, программно-методическое, медико-оздоровительное и т.д.;
В совокупности 4-6 подсистемы образуют педагогическую систему ДОУ.
Охарактеризуем внутреннюю структуру ДОУ: установим уровни иерархии составляющих её компонентов и характер связи между ними.
Так, на первом уровне системы находятся две подсистемы – коллектив учреждения и базисные основания . Причём первая является ведущей.
Именно субъекты ДОУ определяют базисные основания его жизнедеятельности, которые, в свою очередь определяют характер организационно-педагогической структуры ДОУ, особенности его образовательного процесса, условия жизнеобеспеченности и управления. Изменение базисных оснований порождает изменения во всех подсистемах и элементах ДОУ.
На втором уровне – подсистема управления ДОУ – это стабилизирующая детерминанта, способствующая усилению системообразующего эффекта подсистем первого уровня. Эта подсистема, выступая в качестве стержневой основы ДОУ, обеспечивает целенаправленность деятельности и взаимодействие всех его подсистем
Третьему уровню системы соответствуют 4-6 подсистемы. Причём 4-ая система выполняет функцию связующего звена, объединяющего в единую функционально- динамичную систему образовательный процесс и условия жизнеобеспеченности учреждения.
и 6 подсистемы соединены связями изменения. Изменение каждого процесса приводит к изменению соответствующих элементов подсистемы условия жизнеобеспеченности. К примеру, введение нового содержания порождает изменения в программном обеспечении. Изменение содержания образования приводит к необходимым изменениям предметно-пространственной среды, в условиях которой это содержание будет реализовано и т.д.
Существенно то, что изменения между 5 и 6 подсистемами прямого и обратного действия, поскольку качественное изменение элементов одной подсистемы приводит к качественному изменению элементов другой. Например, изменение пространственно-предметной среды будет способствовать более успешному усвоению нового содержания.
Все подсистемы ДОУ связаны с 1 подсистемой. Изменение элементов 2-6 подсистемы будет способствовать приобретению новых качеств субъектами 1 подсистемы. К примеру, улучшение медико-оздоровительного сопровождения влечёт за собой улучшение состояния здоровья детей.
Перейдём к анализу макростуктуры системы ДОУ, т.е. рассмотрим характер связей между элементами каждой подсистемы.
1- ая подсистема коллектив: дети и родители, сотрудники учреждения (педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
Между элементами этой подсистемы существуют связи развития : педагог , обучая детей формирует у них ЗУН, обеспечивает их развитие. Существуют связи между сотрудниками.
2- ая подсистема – базисные основания.
Ценности – нормы жизнедеятельности ДОУ; отношение к ребёнку, к работе, друг к другу, к учреждению.
Миссия ДОУ – его предназначение, суть его существования. В ней отражается специфика учреждения, контингент, направленности деятельности.
Цели ДОУ связаны с моделью выпускника ДОУ.
Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражены в его Уставе, договорах, ПВТР, должностных инструкциях.
Третья подсистема – управление. Основа управленческой деятельности выражается в его функциях.
Четвёртая подсистема – организационно-педагогическая структура ДОУ.
В ДОУ могут быть представлены от одной до двух ступеней образования: раннее детство, дошкольное детство, соответственно разделяющееся на младший и старший дошкольный возраст.
Типы структурных образований зависят от вида услуг, оказываемых ДОУ, их адресной направленности. Могут функционировать общеразвивающие и коррекционные группы, группы краткосрочного пребывания.
Уровни образования определяются спецификой образовательных услуг, предоставляемых ДОУ. Могут быть основные и дополнительные. В соответствии с этим два уровня образования основное и дополнительное.
5-ая подсистема- образовательный процесс.(цели, содержание, взаимодействие детей и педагогов в ходе образовательного процесса)
6 –ая подсистема – условия жизнеобеспеченности - санитарно-гигиенические, материально-технические, финансово-экономические. Зависят от вида ДОУ, организационно-правовой формы.
ДОУ является сложной трёхуровневой системой, которую составляют люди, идеи, процессы, предметы. Между элементами подсистем существуют различного рода связи – прямые и обратные. Стержневой основой являются связи первого уровня
Вопросы для обсуждения.
Что понимается под «организационной структурой управления»?
Какие виды организационных структур управления педагогическими системами существуют?
В чём особенность организационной структуры ДОУ?
Какими звеньями представлена система внутрисадовского управления?
Какие связи существуют между звеньями управления ДОУ?
Планирование – как функция управления
Понятие. Принципы. Задачи. Особенности. Характеристики функции планирования.
Виды и формы планирования в ДОУ.
3. Оптимизация и интенсификация функции планирования.
1 вопрос.
В современных условиях все учёные и научные школы уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как планирование. И не случайно, так как главным назначением управлением является обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности. Становится очевидным, что не обойтись без планирования, порождающего цели, а стало быть и возможность целенаправленной деятельности.
Психологическая наука рассматривает планирование в качестве одного из главных функций всякого человеческого мышления. Наличие планирования- одно из величайших преимуществ человека перед животными.
Планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку цели, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. Назначение планирования состоит в том, что в широком смысле этого слова оно включает не только целеполагание и разработку планов, но и анализ, прогнозирование внутренней среды учреждения, потребностей и возможностей, самоанализ эффективности планирования. Выделим особенности планирования:
- планирование призвано придать чёткую направленность, устремлённость деятельности образовательного учреждения;
- планирование на основе анализа и прогноза призвано смоделировать образы желаемого будущего состояния школы и её результатов;
- целеполагание в планировании опирается на внутренние, происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели – процессы целеобразования;
- планирование призвано определить средства достижения цели, их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и их взаимодействие, сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и её промежуточные результаты
- планирование призвано определить стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки;
- планирование призвано создать условия для образовательной и управленческой деятельности.
Для успешной работы план должен обладать следующими характеристиками:
- целенаправленностью (пригодным для достижения той цели, ради которой он создан);
- единством (цели каждой подструктуры составляющей план должны быть прочно спаяны вместе и отвечать целям всего образовательного учреждения);
- непрерывностью (опора как на краткосрочное, так и долгосрочное предвидение);
- гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий);
- точностью (достаточная детализация);
- прогностичностью (возможность прогнозировать конечный и промежуточный результаты);
- экономичностью (его составление, использование должно облегчать, а не затруднять достижение целей, задач).
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
- учёт конкретных педагогических условий, возрастного состава детей, воспитанников, обучающихся и уровня их развития;
- взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
- регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий.
Задачи планирования:
- обеспечить выполнение решения государственных органов по вопросам воспитания и обучения;
- обеспечить реализацию государственных образовательных стандартов;
- вычленение главных узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
- определение конкретных методических, образовательных, воспитательных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
- воспитание ответственности каждого члена коллектива.
Планирование любого вида плана, как правило, осуществляется в несколько этапов:
- Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы учреждения, уровня сформированности ЗУН, особенности развития детей, обучающихся).
- Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности.
- Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
- Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
- Обсуждение и коррекция проекта.
- Принятие и утверждение плана.
- Реализация и контроль его выполнения.
Вопрос.
В ДОУ существуют разные виды планирования, которые можно условно разделить на несколько групп:
1. Планирование работы всего ДОУ (годовое планирование) – осуществляет заведующий и методист, его обсуждают и принимают на заседании Педсовета в августе.
Годовой план работы ДОУ состоит из следующих разделов:
1. Методическая работа
- оснащение педпроцесса,
- формирование развивающей среды,
- изучение, обобщение передового педагогического опыта,
- работа по обеспечению преемственности со школой,
- тематические выставки.
2. Работа с кадрами.
- заседание совета педагогов,
- семинары-практикумы,
- коллективные просмотры,
- работа с молодыми специалистами,
- консультации,
- аттестация,
- повышение квалификации.
3. Контроль.
4. Работа с родителями.
- родительские собрания,
- консультации,
- другие формы.
5. Административно- хозяйственная работа.
6. Оздоровительная работа.
2. Тематическое планирование (по отдельным видам деятельности) составляют авторы парциальных программ или методистами ДОУ совместно с заведующим.
3. Индивидуальное планирование специалистами (методистами, муз. руководителем, логопедом, психологом);
4. Планирование работы в конкретной группе – составляют воспитатели группы под руководством зам. Заведующего.
Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется годовой план, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.
Планы могут быть перспективными (на год, квартал, месяц), так и календарными (на неделю, день). Как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплекс утренней гимнастики, развлечения, занятия. В перспективном плане могут быть отражены:
- Цели и задачи.
- Список детей по подгруппам.
- Циклограмма (структура режимных моментов).
- Виды детской деятельности (общение (беседы, ситуации, рассказы, пояснения), физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спортивные упражнения, подвижные игры), игровая деятельность (виды игр), художественная деятельность (театр, музыка, изодеятенльность), трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно- бытовой, ручной).
- Индивидуальная работа с детьми.
- Работа с семьёй.
- Перспективы.
Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.
Порядок составления планов от перспективного к календарному.
В методической литературе описаны и в практической деятельности руководителей ДОУ сложились разнообразные формы составления планов: текстовая и графическая. Графическая в свою очередь делится на схематично- блочную, циклограммно- сетевую.
Графическая форма планирования наиболее удачная, так как гарантирует наглядность, способствует обеспечению равномерности работы, позволяет увидеть связь между мероприятиями, облегчает контроль за выполнением плана.
В практике работы ДОУ используется сочетание двух форм планирования – текстовой и графической.
3 вопрос.
Анализ существующей практики планирования работы дошкольного учреждения выявил определённые недостатки этого вида управленческой деятельности: высокая плотность планов, неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам, планирование нереальных дел, отсутствие контроля и самоконтроля.
Важным условием реального планирования является также учёт специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, а также индивидуальных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике те или иные мероприятия.
Рассмотрим пути оптимизации и интенсификации функции планирования. Прежде всего это оптимальное сочетание самопланирования работы всех подразделений ДОУ с планированием его деятельности советами учреждения и местными органами в соответствии с целями и задачами обновления системы образования в условиях новой социокультурной обстановки в стране; расширение информационно-аналитической основы планирования на всех уровнях; обучение всех участников педагогического процесса наиболее эффективным методам планирования работы всех звеньев и дошкольного учреждения в целом с учётом достигнутых конкретных результатов. Для этого можно предложить педагогам и родителям перед разработкой плана высказать свои позиции и предложить свои варианты решения тех или иных проблем, стоящих перед коллективом ДОУ. Всё это позволяет повысить мотивацию, инициативу членов коллектива, эффективность планов, провести учёт практически всех условий и особенностей.
В планировании ДОУ предлагается использовать следующие нововведения:
- итоги анализа окружающей среды;
- прогнозы изменения среды и социального заказа ДОУ;
- обоснованные выводы о достигнутом уроне работы ДОУ, его достижениях;
- итоги проблемного анализа состояния ДОУ;
- операционные цели для различных участников работы ДОУ;
- модели выпускника ДОУ;
- программы обучения и воспитания;
- согласованные системные планы работы ДОУ;
- цели и планы развития ДОУ;
- концепции и программы развития ДОУ в целом, отдельных её участков, и звеньев.
Такие нововведения способны изменить ситуацию в планировании ДОУ.
Вопросы для обсуждения.
Что понимается под «планированием»?
Какие характеристики и особенности планирования в ДОУ?
Какие этапы выделяют при планировании?
Какие виды планов существуют в ДОУ?
Какова структура и технология составления годового плана работы ДОУ?
Какие формы планирования можно использовать?
Какова последовательность составления планов в ДОУ?