Структура научного знания

 
  структура научного знания - student2.ru

структура научного знания - student2.ru структура научного знания - student2.ru структура научного знания - student2.ru структура научного знания - student2.ru

структура научного знания - student2.ru структура научного знания - student2.ru структура научного знания - student2.ru Научные Абстрактные Законы, Теории,

факты понятия закономерности принципы

Приведем примеры.

К фактам педагогической науки можно отнести результаты педагогического наблюдения за развитием личности школьника, за ходом реального педагогического учебно-воспитательного процесса в том или ином образовательном учреждении, результаты инновационной деятельности школы.

К основным научным понятиям (категориям) педагогики следует отнести следующие: воспитание, обучение, образование, развитие, просвещение.

В любой науке очень важен вопрос о законах и закономерностях. Как известно - нет законов - нет и науки.

А.С.Макаренко в своих работах формулирует закон, неоднократно подтвержденный позднейшими исследованиями (центры изучения наследия А.С.Макаренко находятся в Германии, Японии). Этот закон носит название “педагогики параллельного действия”. Суть закона проста: педагог, оказывая педагогическое воздействие на детский коллектив, влияет тем самым и на каждого конкретного ребенка.

Приведем закон, сформулированный Г.И.Щукиной, который имеет наиболее актуальное звучание в современных условиях: самореализация ребенка возможна только в деятельности и общении, в которых он является субъектом деятельности и отношений.

Следует подчеркнуть одну существенную особенность педагогических законов: они носят характер статистических закономерностей, т.е. выполняются не абсолютно, а в большинстве случаев.

В педагогике также четко можно выделить теории: теорию обучения (дидактику), теорию воспитания, теорию урока и проч. С ними мы подробно познакомимся при изучении педагогических теорий и систем.

К принципам педагогической науки следует отнести, например, принцип природосообразности, который заключается в том, что природа учащегося, его здоровье, физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие являются условием результативности педагогического процесса. Следует также упомянуть о принципе развивающего обучения, который предписывает педагогу, организующему педагогический процесс, развивать активность ученика, включать во все возможные виды творческой деятельности.

Науки, отличаясь друг от друга системой законов, научных категорий и проч., отличаются еще объектом и предметом.

Объект науки - это фрагмент реальности, на изучение которого направлена активность исследователя.

Объектом педагогики как науки является живая развивающаяся личность ребенка. Но личность изучают и другие науки (психология, социология, литература). У каждой из этих наук есть свой аспект изучения , иначе говоря - предмет науки.

Предмет науки - конкретная часть объекта изучения или процесс в нем, который исследуется, изучается.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, в результате которого происходит становление личности.

Сущность педагогического процесса заключается в создании и постоянном поддерживании условий, способствующих саморазвитию, самореализации Человека, становлению Личности

Педагогика - гуманитарная наука. Совокупность наук условно делится на гуманитарные, естественные и технические. В основу этой классификации (деления) положен объект изучения каждой из этих систем наук. Например, естественные науки имеют объектном изучения природу, технические - технику как вторую природу, созданную человеком.

У множества гуманитарных наук также один объект изучения - человек. Таким образом, педагогика относится к числу гуманитарных наук. В связи с этим фактом можно выделить особенности педагогики как гуманитарной науки.

1) Результаты исследования в гуманитарных науках всегда отражают позицию исследователя. Это особенно проявляется в педагогике.

Поэтому в педагогике одни и те же явления могут быть описаны по-разному. И это хорошо. Потому что и педагоги, и дети разные. Разными могут быть описания их поступков, личностных качеств, а, следовательно, у ребенка появляется возможность для самоопределения.

2) Педагогика как гуманитарная наука обосновывает необходимость субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником. Сущность этих отношений заключается не просто в воздействии педагога на воспитанника, а во взаимодействии с ним.

Схема № 2

Наши рекомендации