Предмет, задачи, разделы специальной педагогики и специальной психологии
Специальная психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии.
Специальная психология (от лат. specialts -«особый») - отрасль психологии, изучающая людей с отклонением от нормы в психическом развитии, связанным с врожденными или приобретенными дефектами.
* У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.
Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций.
На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.
Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототского было установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.
Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом целого ряда принципов: принципа комплексного подхода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребенка, принципа единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития и др.
Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети.
К категории аномальных относят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития;
с нарушением интеллектуального развития, с комплексными нарушениями психофизиологического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Кроме перечисленных групп, существуют и другие, группы детей с отклонениями в развитии: дети с психо-патоподобными формами поведения, дети с трудностями в адаптации к школе, одаренные дети, страдающие так называемыми школьными неврозами.
Специальная психология стала основой для развития целого ряда отраслей. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести:
1. Тифлопсихология - часть специальной психологии. Это наука изучает лиц с нарушениями зрения. Основными задачами тифлопсихологии являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.
2. Сурдопсихология - наука, изучающая категорию лиц с различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопсихологии являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овладения такой категорией специальным образованием, принципы проведения работы, направленной на социальную адаптацию и социально-профессиональную реабилитацию.
3. Олигофренопсихология - наука, представляющая собой систему научных знаний о психическом развитии и его особенностях лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться новые отрасли олигофренопсихологии.
4. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этой отрасли специальной психологии является изучение особенностей развития лиц с ДЦП, становления их личности с целью создания особых условий жизни, обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лиц.
5. Психология детей с задержкой психического развития занимается изучением особенностей развития этой категории детей. Это многочисленная группа детей с минимальным органическим поражением или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.
6. Психология детей с комплексными нарушениями является частью специальной психологии. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главными целями этой предметной области являются поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурного тупика.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА является одним из направлений общей педагогики. В нашей стране синонимами понятия «специальная педагогика» принято считать такие понятия, как «коррекционная педагогика», или «дефектология».
Под специальной педагогикой как наукой понимается обучение и воспитание лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых получение образования в обычных педагогических условиях невозможно.
Предметом специальной педагогики является теория и практика специального образования. Предмет специальной педагогики включает в себя:
1) изучение особенностей развития и образования категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
2) изучение особенностей становления и социализации личности категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
3) использование полученных знаний для нахождения наилучших средств, условий, путей коррекции психических или физических недостатков;
4) организацию компенсации деятельности нарушенных органов и систем организма человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
5) образование такого человека, достижение его социальной адаптации и интеграции в современное общество;
6) обеспечение лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной независимости и самостоятельности.
Общая и специальная педагогика имеет единую конечную цель - это достижение развивающейся личностью самореализации и социализации. Однако специальная педагогика делает акцент на достижении человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельной и независимой жизни как предпосылки для дальнейшей самореализации и социализации.
Кроме того, специальная педагогика обладает специфическими целями, одной из которых является личностная реабилитация. Под личностной реабилитацией понимают преодоление чувства неполноценности, воспитание чувства собственного достоинства, формирование адекватных форм социального поведения и др.
Специальная педагогика - это отрасль педагогики, объектом которой является человек, развивающаяся личность с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой или поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации, нормальной жизни в обществе, трудоспособность и жизнедеятельность.
Первые исследования в области специальной педагогики, посвященные детям, доказали, что эффективность коррекционной работы зависит от времени ее начала, ее содержания, методов и приемов.
Для достижения ряда целей, без которых невозможны конечная социализация и реабилитация лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности, специальная педагогика решает целую систему задач:
1) обоснование и определение построения педагогических классификаций категорий лице ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;
2) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограничения возможности жизнедеятельности;
3) определение коррекционных и компенсаторных возможностей индивидуума с конкретными нарушениями в соответствии с их структурой и социально-личностными условиями их проявления;
4) изучение закономерностей специального образования, прогнозирование возникновения новых педагогических систем, а также развитие уже существующих педагогических систем образования различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;
5) изучение и реализация процессов средового и социального адаптирования, реабилитации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями;
6) организация интеграции лиц с ограниченными возможностями в современное общество на различных ступенях жизненного цикла;
7) разработка научных основ содержания образования, принципов, методов, технологий, организация реализации условий специального образования;
8) разработка и реализация различных программ, направленных на коррекцию, компенсацию и образование лице ограниченными возможностями;
9) взаимодействие с рядом смежных наук, в частности с социальной педагогикой, по проблемам, касающимся людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;
Для всех предметных областей объединяющим началом является специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX в. Тогда начали складываться предметные области современной специальной педагогики.
1. Тифлопедагогикаявляется частью специальной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифлопедагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.
2. Сурдопедагогика - наука об обучении и воспитания лице различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопедагогики являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овладения такой категорией специальным образованием, проведение соответствующей педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию.
3. Олигофренопедагогика - наука, представляющая собой систему научных знаний об обучении и воспитании лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться новые отрасли олигофренопедагогики, такие как дошкольная олигофренопедагогика и ряд других.
4. Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средствами специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролинг-вистике и некоторых других науках. Эти дисциплины позволяют разрабатывать и использовать методы развития, исправления и восстановления речи.
5. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии,нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социальной адаптации.
6. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам со сложными нарушениями в развитии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурной адаптации.