Критерии оценки за практику

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ

1. Дневник практики (ведется рукописно в тетради), в котором отражаются:

– индивидуальный план работы студента-практиканта;

– образцы документации учителя-логопеда;

– перечень необходимого оборудования логопедического кабинета;

– результаты самостоятельной работы студента;

– конспекты занятий, проведенных учителем-логопедом, студентами-практикантами, их анализ;

– конспекты собственных проведенных занятий с записью замечаний и рекомендаций непосредственного руководителя практики, руководителя практики от кафедры логопедии с самоанализом каждого занятия.

– список литературы, рекомендуемой непосредственный руководителем и руководителем практики от кафедры логопедии.

2. Развернутые конспекты[2] двух зачетных проведенных логопедических занятий (согласно образцу 7.4) с их подробным самоанализом (согласно образцу 7.5): одного группового и одного индивидуального (оформляется на листах формата А 4).

3. Две речевые карты с перспективным планом работы. Речевая карта заполняется на детей (подростков, взрослых), с которыми проводились индивидуальные занятия.

4. Текст беседы (лекции) с родителями, педагогами или медицинскими работниками (оформляется на листах формата А4).

5. Отчет о прохождении практики (оформляется согласно образцу 7.7 на листах формата А 4).

6. Отзыв и оценка непосредственного руководителя практики от учреждения здравоохранения (оформляется согласно образцу 7.8 на листах формата А 4).

7. Рефлексивный анализ по проведению практики.

8. Творческое задание (для студентов заочной формы получения образования): видеоматериал, проведенного студентом-практикантом:

– индивидуального или подгруппового занятия;

– фрагмент первичного приема.

Документация по практике должна быть представлена на факультет специального образования (деканат заочной формы получения образования или кафедру логопедии) на заключительном этапе практики в отдельной папке в установленные факультетом сроки.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

ФАКТОРЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

Результаты деятельности студента получают отражение в общей оценке по практике. Предварительные итоги практики подводятся непосредственным руководителем практики от учреждения здравоохранения. Итоговую оценку работы каждого студента выставляет комиссия в составе руководителей практики от факультета и кафедры с учетом оценки непосредственного руководителя от учреждения здравоохранения.

При оценке результатов практики учитываются следующие факторы:

1. Уровень теоретической подготовки студентов (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).

2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой обследования детей (подростков, взрослых) и составления заключения о характере речевой патологии; овладение методикой проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий; овладение методикой проведения консультативно-диагностических мероприятий).

3. Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, подростками и взрослыми в соответствии с требованиями педагогической деонтологии; направленность на педагогическую деятельность, преодоление трудностей, познание нового; ответственность за качественное осуществление коррекционного процесса; реализация творческого подхода в работе; степень самостоятельности при выполнении обязанностей учителя-логопеда).

4. Степень выполнения объема программы практики.

5. Качество анализа и самоанализа различных видов коррекционно-педагогической работы.

6. Качество отчетной документации.

7. Посещаемость и дисциплина.

8. Отзыв и оценка непосредственного руководителя практики.

При оценке результатов практики используются следующие методы:

1. Изучение отчетной документации студентов (дневников, индивидуальных планов работы, конспектов занятий, отчетов, изготовленных наглядных пособий и др.).

2. Собеседование или анкетирование студентов по вопросам практики.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ

Оценку «десять» получает студент:

показавший глубокое знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно и творчески использовать его, методически верно организовать процесс обследования и проведения логопедических занятий;

проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, составлении конспектов занятий;

использовавший последние данные методической литературы при организации логопедической работы;

показавший глубокие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми), грамотно сочетавший подгрупповые и индивидуальные направления в работе;

умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, обработать и интерпретировать данные обследования, эффективно используя их в организации индивидуальной работы;

имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «десять»;

продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения, имеющий их положительные отзывы.

Оценку «девять» получает студент:

показавший глубокое знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно использовать его, методически верно организовать процесс обследования и проведения логопедических занятий;

проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, составлении конспектов занятий;

использовавший последние данные методической литературы при организации логопедической работы;

показавший глубокие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми), грамотно сочетавший подгрупповые и индивидуальные направления в работе;

умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, обработать и интерпретировать данные обследования, эффективно используя их в организации индивидуальной работы;

имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «девять»;

продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения, имеющий их положительные отзывы.

Оценку «восемь» получает студент:

показавший хорошее знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно использовать его, но затрудняющийся в обосновании и реализации, допускающий незначительные ошибки в построении обследования, а также в определении направления коррекционно-развивающей работы;

методически верно организовать процесс проведения логопедических занятий;

проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, но допускающий несущественные ошибки в составлении конспектов занятий;

использовавший последние данные методической литературы при организации логопедической работы;

показавший хорошие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми), грамотно сочетавший подгрупповые и индивидуальные направления в работе;

умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, но допускающий несущественные ошибки при интерпретации данные обследования;

имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «восемь»;

продемонстрировавший хороший уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения, имеющий их положительные отзывы.

Оценку «семь» получает студент:

показавший хорошее знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;

способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно использовать его, но затрудняющийся в обосновании и реализации, допускающий незначительные ошибки в построении обследования, а также в определении направления коррекционно-развивающей работы;

методически верно организовать процесс проведения логопедических занятий;

проявивший самостоятельность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, но допускающий несущественные ошибки в составлении конспектов занятий;

показавший хорошие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми);

умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, но допускающий несущественные ошибки при интерпретации данные обследования;

имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «семь»;

продемонстрировавший хороший уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения.

Оценкой «шесть» отмечается студент:

продемонстрировавший знание теоретического материала при организации практической деятельности в учреждении здравоохранения;

проявивший самостоятельность в планировании и проведении коррекционно-педагогической работы;

адекватно подобравший и использовавший методические пособия, наглядный материал для проведения обследования;

методически верно, с незначительными недостатками, организовавший обследование и проведение логопедических занятий;

показавший самостоятельность в подготовке к логопедическим занятиям, подборе дидактического материала, однако, не в полной мере использовавший опору на последние данные специальной литературы;

проявивший навыки организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий, но допустивший некоторые погрешности при сочетании данных форм работы;

владеющий навыками сбора и научного анализа анамнестических сведений, но допускающий некоторые ошибки при использовании этих данных в организации и реализации процесса коррекционно-педагогического воздействия;

получивший по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «шесть»;

владеющий навыками организации сотрудничества с другими специалистами учреждения.

Оценкой «пять» отмечается студент:

продемонстрировавший недостаточное знание теоретического материала при организации практической деятельности в учреждении здравоохранения; самостоятельность в планировании и проведении коррекционно-педагогической работы;

испытывающий трудности в подборе и использовании методических пособий и наглядного материала для проведения обследования;

допускающий ошибки в организации обследования и проведении логопедических занятий;

допустивший ошибки в организации и проведении подгрупповых и индивидуальных занятий;

испытывающий небольшие трудности сбора и научного анализа анамнестических сведений, допускающий ошибки при использовании этих данных в организации и реализации процесса коррекционно-педагогического воздействия;

владеющий навыками организации сотрудничества с другими специалистами учреждения;

имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «пять».

Оценкой «четыре» оценивается студент:

показавший недостаточный уровень теоретических знаний для организации практической деятельности; допустивший неточности в планировании и организаций логопедической работы;

допустивший неточности при сборе анамнеза и обследовании детей (подростков, взрослых), использовании этих данных в практической деятельности;

выявивший недостатки в определении целей, задач при организации коррекционно-педагогического воздействия, в планировании логопедических занятий;

недостаточно обеспечивший методическую базу практической деятельности, допустивший ошибки в подборе и изготовлении дидактического материала;

показавший недостаточность владения сочетанием форм подгрупповой и индивидуальной работы;

продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с коллективом учреждения, получивший от него нейтральные отзывы;

имеющий за зачетные занятия, в основном, отметки «четыре».

Оценкой «три» оценивается студент:

показавший низкий уровень теоретических знаний для организации практической деятельности; допустивший неточности в планировании и организаций логопедической работы;

допустивший серьезные ошибки при сборе анамнеза и обследовании детей (подростков, взрослых);

не владеющий умением в определении целей, задач при организации коррекционно-педагогического воздействия, в планировании логопедических занятий;

недостаточно обеспечивший методическую базу практической деятельности, допустивший ошибки в подборе и изготовлении дидактического материала;

продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с коллективом учреждения, получивший от него нейтральные отзывы;

имеющий за зачетные занятия, в основном, отметки «три».

Оценкой «два» оценивается студент:

показавший низкий уровень теоретических знаний и практических умений, несамостоятельность и безынициативность в практической деятельности;

не владеющий методами сбора анамнестических сведений; испытывающий большие затруднения при постановке цели, определении задач деятельности учителя-логопеда, выборе и реализации методов и приемов коррекционного воздействия, наглядного и дидактического материала;

не выполнивший программу практики;

имеющий отрицательные отзывы о проделанной работе от непосредственного руководителя практикой.

Оценкой «один» оценивается студент:

не приступивший к практике;

не выполнивший программу практики.

Окончательная оценка результатов практики для студентов специальности 1-03 03 08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия» выставляется по результатам педагогической практики в специальных дошкольных учреждениях (группах) для детей с тяжелыми нарушениями речи и педагогической практики в учреждениях здравоохранения.

Наши рекомендации