Критерии оценки за практику
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ
1. Дневник практики (ведется рукописно в тетради), в котором отражаются:
– индивидуальный план работы студента-практиканта;
– образцы документации учителя-логопеда;
– перечень необходимого оборудования логопедического кабинета;
– результаты самостоятельной работы студента;
– конспекты занятий, проведенных учителем-логопедом, студентами-практикантами, их анализ;
– конспекты собственных проведенных занятий с записью замечаний и рекомендаций непосредственного руководителя практики, руководителя практики от кафедры логопедии с самоанализом каждого занятия.
– список литературы, рекомендуемой непосредственный руководителем и руководителем практики от кафедры логопедии.
2. Развернутые конспекты[2] двух зачетных проведенных логопедических занятий (согласно образцу 7.4) с их подробным самоанализом (согласно образцу 7.5): одного группового и одного индивидуального (оформляется на листах формата А 4).
3. Две речевые карты с перспективным планом работы. Речевая карта заполняется на детей (подростков, взрослых), с которыми проводились индивидуальные занятия.
4. Текст беседы (лекции) с родителями, педагогами или медицинскими работниками (оформляется на листах формата А4).
5. Отчет о прохождении практики (оформляется согласно образцу 7.7 на листах формата А 4).
6. Отзыв и оценка непосредственного руководителя практики от учреждения здравоохранения (оформляется согласно образцу 7.8 на листах формата А 4).
7. Рефлексивный анализ по проведению практики.
8. Творческое задание (для студентов заочной формы получения образования): видеоматериал, проведенного студентом-практикантом:
– индивидуального или подгруппового занятия;
– фрагмент первичного приема.
Документация по практике должна быть представлена на факультет специального образования (деканат заочной формы получения образования или кафедру логопедии) на заключительном этапе практики в отдельной папке в установленные факультетом сроки.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
ФАКТОРЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
Результаты деятельности студента получают отражение в общей оценке по практике. Предварительные итоги практики подводятся непосредственным руководителем практики от учреждения здравоохранения. Итоговую оценку работы каждого студента выставляет комиссия в составе руководителей практики от факультета и кафедры с учетом оценки непосредственного руководителя от учреждения здравоохранения.
При оценке результатов практики учитываются следующие факторы:
1. Уровень теоретической подготовки студентов (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).
2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой обследования детей (подростков, взрослых) и составления заключения о характере речевой патологии; овладение методикой проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий; овладение методикой проведения консультативно-диагностических мероприятий).
3. Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, подростками и взрослыми в соответствии с требованиями педагогической деонтологии; направленность на педагогическую деятельность, преодоление трудностей, познание нового; ответственность за качественное осуществление коррекционного процесса; реализация творческого подхода в работе; степень самостоятельности при выполнении обязанностей учителя-логопеда).
4. Степень выполнения объема программы практики.
5. Качество анализа и самоанализа различных видов коррекционно-педагогической работы.
6. Качество отчетной документации.
7. Посещаемость и дисциплина.
8. Отзыв и оценка непосредственного руководителя практики.
При оценке результатов практики используются следующие методы:
1. Изучение отчетной документации студентов (дневников, индивидуальных планов работы, конспектов занятий, отчетов, изготовленных наглядных пособий и др.).
2. Собеседование или анкетирование студентов по вопросам практики.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ
Оценку «десять» получает студент:
показавший глубокое знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;
способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно и творчески использовать его, методически верно организовать процесс обследования и проведения логопедических занятий;
проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, составлении конспектов занятий;
использовавший последние данные методической литературы при организации логопедической работы;
показавший глубокие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми), грамотно сочетавший подгрупповые и индивидуальные направления в работе;
умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, обработать и интерпретировать данные обследования, эффективно используя их в организации индивидуальной работы;
имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «десять»;
продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения, имеющий их положительные отзывы.
Оценку «девять» получает студент:
показавший глубокое знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;
способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно использовать его, методически верно организовать процесс обследования и проведения логопедических занятий;
проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, составлении конспектов занятий;
использовавший последние данные методической литературы при организации логопедической работы;
показавший глубокие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми), грамотно сочетавший подгрупповые и индивидуальные направления в работе;
умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, обработать и интерпретировать данные обследования, эффективно используя их в организации индивидуальной работы;
имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «девять»;
продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения, имеющий их положительные отзывы.
Оценку «восемь» получает студент:
показавший хорошее знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;
способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно использовать его, но затрудняющийся в обосновании и реализации, допускающий незначительные ошибки в построении обследования, а также в определении направления коррекционно-развивающей работы;
методически верно организовать процесс проведения логопедических занятий;
проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, но допускающий несущественные ошибки в составлении конспектов занятий;
использовавший последние данные методической литературы при организации логопедической работы;
показавший хорошие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми), грамотно сочетавший подгрупповые и индивидуальные направления в работе;
умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, но допускающий несущественные ошибки при интерпретации данные обследования;
имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «восемь»;
продемонстрировавший хороший уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения, имеющий их положительные отзывы.
Оценку «семь» получает студент:
показавший хорошее знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики, творческую самостоятельность и инициативность;
способный правильно подобрать материал для обследования ребенка (подростка, взрослого), адекватно использовать его, но затрудняющийся в обосновании и реализации, допускающий незначительные ошибки в построении обследования, а также в определении направления коррекционно-развивающей работы;
методически верно организовать процесс проведения логопедических занятий;
проявивший самостоятельность в подготовке к занятиям с детьми (подростками, взрослыми), в подборе методических пособий и дидактического материала, но допускающий несущественные ошибки в составлении конспектов занятий;
показавший хорошие теоретические и практические знания при проведении индивидуальной работы с детьми (подростками, взрослыми);
умеющий верно, с методической точки зрения, проанализировать анамнестические сведения, но допускающий несущественные ошибки при интерпретации данные обследования;
имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «семь»;
продемонстрировавший хороший уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности с другими специалистами учреждения.
Оценкой «шесть» отмечается студент:
продемонстрировавший знание теоретического материала при организации практической деятельности в учреждении здравоохранения;
проявивший самостоятельность в планировании и проведении коррекционно-педагогической работы;
адекватно подобравший и использовавший методические пособия, наглядный материал для проведения обследования;
методически верно, с незначительными недостатками, организовавший обследование и проведение логопедических занятий;
показавший самостоятельность в подготовке к логопедическим занятиям, подборе дидактического материала, однако, не в полной мере использовавший опору на последние данные специальной литературы;
проявивший навыки организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий, но допустивший некоторые погрешности при сочетании данных форм работы;
владеющий навыками сбора и научного анализа анамнестических сведений, но допускающий некоторые ошибки при использовании этих данных в организации и реализации процесса коррекционно-педагогического воздействия;
получивший по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «шесть»;
владеющий навыками организации сотрудничества с другими специалистами учреждения.
Оценкой «пять» отмечается студент:
продемонстрировавший недостаточное знание теоретического материала при организации практической деятельности в учреждении здравоохранения; самостоятельность в планировании и проведении коррекционно-педагогической работы;
испытывающий трудности в подборе и использовании методических пособий и наглядного материала для проведения обследования;
допускающий ошибки в организации обследования и проведении логопедических занятий;
допустивший ошибки в организации и проведении подгрупповых и индивидуальных занятий;
испытывающий небольшие трудности сбора и научного анализа анамнестических сведений, допускающий ошибки при использовании этих данных в организации и реализации процесса коррекционно-педагогического воздействия;
владеющий навыками организации сотрудничества с другими специалистами учреждения;
имеющий по всем зачетным видам работ преимущественно оценки «пять».
Оценкой «четыре» оценивается студент:
показавший недостаточный уровень теоретических знаний для организации практической деятельности; допустивший неточности в планировании и организаций логопедической работы;
допустивший неточности при сборе анамнеза и обследовании детей (подростков, взрослых), использовании этих данных в практической деятельности;
выявивший недостатки в определении целей, задач при организации коррекционно-педагогического воздействия, в планировании логопедических занятий;
недостаточно обеспечивший методическую базу практической деятельности, допустивший ошибки в подборе и изготовлении дидактического материала;
показавший недостаточность владения сочетанием форм подгрупповой и индивидуальной работы;
продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с коллективом учреждения, получивший от него нейтральные отзывы;
имеющий за зачетные занятия, в основном, отметки «четыре».
Оценкой «три» оценивается студент:
показавший низкий уровень теоретических знаний для организации практической деятельности; допустивший неточности в планировании и организаций логопедической работы;
допустивший серьезные ошибки при сборе анамнеза и обследовании детей (подростков, взрослых);
не владеющий умением в определении целей, задач при организации коррекционно-педагогического воздействия, в планировании логопедических занятий;
недостаточно обеспечивший методическую базу практической деятельности, допустивший ошибки в подборе и изготовлении дидактического материала;
продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с коллективом учреждения, получивший от него нейтральные отзывы;
имеющий за зачетные занятия, в основном, отметки «три».
Оценкой «два» оценивается студент:
показавший низкий уровень теоретических знаний и практических умений, несамостоятельность и безынициативность в практической деятельности;
не владеющий методами сбора анамнестических сведений; испытывающий большие затруднения при постановке цели, определении задач деятельности учителя-логопеда, выборе и реализации методов и приемов коррекционного воздействия, наглядного и дидактического материала;
не выполнивший программу практики;
имеющий отрицательные отзывы о проделанной работе от непосредственного руководителя практикой.
Оценкой «один» оценивается студент:
не приступивший к практике;
не выполнивший программу практики.
Окончательная оценка результатов практики для студентов специальности 1-03 03 08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия» выставляется по результатам педагогической практики в специальных дошкольных учреждениях (группах) для детей с тяжелыми нарушениями речи и педагогической практики в учреждениях здравоохранения.