Теоретико-нормативные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Министерство образования и науки Челябинской области

Копейский филиал

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

(КОР ГБОУ СПО (ССУЗ) « ЧТТЛП»)

Дипломная работа

на тему:

Приоритетные формы устройства детей-сирот.

Адаптация детей-сирот в приемной семье.

Выполнила студентка:

Научный руководитель

г. Копейск

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………………... 4

I.ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ...……………..……..… 8

1.1. Становление различных форм устройства детей-сирот в России...…….. 8

1.2. Адаптация детей-сирот оставшихся без попечения родителей.............. 19

Выводы по I главе……………………...……….…………………………..……25

II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ….27

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования…...................27

2.2.Программа адаптации. Основные этапы опытно-экспериментального исследования……………………………………………….………………….…28

2.3. Результаты………………………………………………………...…………38

Выводы по II главе……………………………………………………………...42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..49

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………51

ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации».

"В России ведется необъявленная война против детства" [5], - так назвал Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда, ту ситуацию, когда даже по скромной официальной статистике у нас числится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разных причин остаются без попечения родителей, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид.

Общественное воспитание обходится самому обществу крайне дорого - это вычеркнутые жизни детей, впустую израсходованные деньги, пополнения маргинального и криминального сообщества. "Государственные сиротские учреждения выдают 90% брака: 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками, 10% заканчивают суицидом". [5]

Обострение проблем, связанных с обеспечением выживания, защиты и развития детей в условиях современной социально - экономической ситуации, а также осознание того факта, что сформированная раннее система государственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективные методы воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлять функций социализации воспитания ребенка и позволяет говорить, что помещение ребенка в замещающую семью является лучшим средством его социализации. Этим обусловлена актуальность исследования.

Альтернативной формой воспитания детей-сирот является замещающая семья. По многочисленным данным в замещающей семье, как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Но даже на первых этапах интеграции ребенка-сироты в замещающую семью возникает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, её ресурсностью и готовностью к приему нового ребенка. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях государственного учреждения правилами поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. В связи с этим встает острая проблема оказания профессиональной помощи таким семьям на сложных этапах интеграции ребенка. Одним из таких этапов является этап адаптации ребенка в замещающей семье. Цель работы специалистов на данном этапе – это создание социально-поддерживающих механизмов для адаптации и социализации приемного ребенка.

Цельюданной работы является исследование приоритетных семейных форм социального устройства детей-сирот.

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на воспитании в детском доме.

Предмет работы: семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1.Анализ социального сиротства как феномена современного российского общества.

2.Уточнение значения семьи для социализации развития ребенка.

3.Анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение поставленных задач осуществлялось в обзорно - теоретической и аналитико - практической части работы. В заключение данной работы предложены пути решения проблем приемной семьи.

Идея о том, что ничто не может заменить ребенку семью, общепринята. Было доказано, что институциональное воспитание детей-сирот строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие. Воспитатели детского дома даже при большом желании не способны осуществить равноценную замену семьи, прежде всего, в силу того, что число детей, приходящихся на одного воспитателя в сиротском учреждении, составляет около двадцати, тем самым ребенок-сирота не в полной мере достигает понимания жизненных ценностей на протяжении своей дальнейшей жизни.

Теоретическое обоснование:Если в педагогике проблема педагогической поддержки и сопровождения ребенка достаточно полно освещена, то относительно профессионального сопровождения замещающей семьи или замещающего родительства научно-теоретические работы в социальной педагогике или психологии представлены эпизодично и преимущественно в методическом аспекте. Вместе с тем исследование сущности и основных процессуальных характеристик сопровождения замещающего родительства представляет научную, теоретическую и практическую значимость. Их выявление и обоснование позволят научно обоснованно выстраивать процесс профессиональной консультационной, коррекционной и профилактической работы с опекунскими, приемными и патронатными семьями.

В результате ознакомления с рядом публикаций и результатами литературных исследований (Н. А. Хрусталькова, Е. А. Горбунова, Н. А. Палиева, С. Н. Кашман, Холостова , А. В. Мудрик, и др.) по проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено явное разночтение в понимании сущности сопровождения замещающих семей и его этапов.

Методическое обоснование: Методологическую основу выпускной квалифицированной работы образуют общенаучные методы анализа и обобщения исторического, нормативно-правового и практического материала по этой проблеме, структурно-функциональный анализ деятельности социальных работников, а также логический, аналитический и иные частно - научные методы.

Структура работысостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наши рекомендации