Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок установления усыновления, опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью

Вопросы к практическому занятию

1. Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей.

2. Опека и попечительство над детьми.

3. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.

4. Права и обязанности опекунов и попечителей.

5. Права детей находящихся под опекой (попечительством).

6. Прекращение опеки и попечительства.

7. Приемная семья.

8. Понятие и условия усыновления. Порядок усыновления

9. Правовые последствия усыновления.

10. Отмена усыновления.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Перечислите основания признания детей оставшимися без попечения родителей (при ответе используйте положения СК и Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

2. Расскажите о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. В какие сроки орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью? Каков порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей?

3. На какие виды подразделяется учет детей, оставшихся без попечения родителей? Какой орган и каким образом формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей?

4. Назовите основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?

5. Дайте понятие опеки и попечительства. Сформулируйте цели опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

6. Какие органы осуществляют функции по опеке и попечительству над детьми? Чьим решением устанавливается опека и попечительство?

7. Какие требования предъявляются законом к лицам, назначаемым в качестве опекунов (попечителей) детей? Перечислите лиц, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями) детей.

8. Дайте понятие приемной семьи. Раскройте основания и порядок образования приемной семьи. Какое максимальное количество детей (включая родных и усыновленных) может быть в приемной семье?

9. Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью? На какой срок может быть заключен договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью?

10. Какие требования предъявляются законом к приемным родителям? Кем осуществляется их подбор?

11. Дайте понятие усыновления (удочерения).'В чем состоит значение института усыновления?

12. В отношении каких детей допускается усыновление? Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами? Могут ли быть усыновлены лица, достигшие совершеннолетия?

13. Какие условия усыновления предусмотрены законом? Что следует понимать под интересами детей при усыновлении?

14. Допускается ли законом усыновление детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства?

15. Чем обусловлены установленные СК ограничения по усыновлению детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства?

16. Какие требования предъявляются законом к личности усыновителя? Кто не может быть усыновителем?

17. 7.Предусмотрены ли СК требования к разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком? Если да, то какие и чем они обусловлены? Распространяются ли они на случаи усыновления ребенка отчимом (мачехой)?

18. Назовите лиц, согласие которых требуется для усыновления ребенка.

19. Раскройте правовые последствия отмены судом усыновления ребенка. Вправе ли суд взыскать с бывших усыновителей алименты на ребенка?

20. Возможна ли отмена усыновления после достижения усыновленным ребенком совершеннолетия?

Задача 1

После развода с мужем Е. Куц стала выпивать и со временем превратилась в алкоголичку. Вместе с Е. Куц проживала ее дочь семи лет Ксюша. Во время запоев матери девочка оставалась без присмотра, ее никто не кормил, не заботился о ней. Однажды соседи услышали крики помощи Ксюши и вызвали милицию. После приезда милиции выяснилось, что мать постоянно бьет дочь и не пускает ее в школу. Представители опеки и попечительства провели обследование условий жизни ребенка и приняли решение о помещении Ксюши в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Е. Куц была лишена родительских прав в установленном законом порядке.

В течение четырех месяцев орган опеки и попечительства не мог решить вопрос об устройстве Ксюши в семью на воспитание. По решению органа опеки и попечительства сведения о девочке были направлены в орган исполнительной власти субъекта РФ и в федеральный банк данных о детях . Таким образом, информация о Ксюше в федеральный банк данных поступила спустя шесть месяцев с момента ее отобрания у Е. Куц.

Соблюдены ли органом опеки и попечительства условия и сроки для постановки на централизованный учет Ксюши? В течение какого времени со дня лишения родительских прав Е. Куц орган опеки и попечительства обязан был обеспечить устройство Ксюши, прежде чем передать ее в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Предусмотрена ли ответственность должностных лиц за несвоевременную передачу информации о детях, оставшихся без попечения родителей?

Задача 2

Исимбаева Л. просила разрешить усыновление ее восьмилетнего сына Коли ее новым мужем Исимбаевыем М. без согласия отца мальчика Пыжикова. Свою просьбу она мотивировала тем, что Пыжиков, который женился во второй раз, злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем был ограничен в дееспособности. Кроме того, Пыжиков не платит, алименты на ребенка и не принимает участия в воспитании сына.

Наши рекомендации