Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

·усыновление (удочерение);

·передача под опеку или попечительство;

·передача на воспитание в приемную семью;

·устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

СК РФ закрепляет в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, передачу ребенка на воспитание в семью (ст.123 СК РФ). И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, всех типов.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании).

С принятием Семейного кодекса появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то есть тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. П.). Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.


Виды семейного устройства детей и их отличия

Дорогая редакция! Каждый раз с нетерпением жду очередного номера «Семейного совета», чтобы прочитать историю об усыновлении. Читаю и плачу — так жалко этих ребятишек и так хочется им помочь! Мы думаем, как лучше это сделать. Те мамы, рассказы которых вы печатали, говорили о приемных семьях. Расскажите об этом подробнее. Думаю, это будет интересно многим читателям.
Ирина Голованова, г. Омск

Усыновление (удочерение)

Принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей — высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Плюсы:

·Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.

·Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.

·Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и в некоторых случаях дату рождения.

Минусы:

·Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление утверждается гражданским судом.

·Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец.

·Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.

·Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека, попечительство

Опека — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но неполный уровень ответственности.

Плюсы:

·Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется суда.

·На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

·По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

·Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.

Минусы:

·Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.

·Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка.

·Нет тайны передачи ребенка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.

·Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Приемная семья

Форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у «приемного родителя»-воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку приемные родители являются его опекунами. Высокий, хотя и неполный уровень ответственности за судьбу ребенка.

Плюсы:

·Возможно взять в семью ребенка, не имеющего статуса, под опеку или усыновление; в противном случае он будет обречен жить в детском доме.

·Менее жесткие требования к кандидатам — такие же, как при опеке.

·На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

·По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Минусы:

·Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

·Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).

·Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.

·Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

Патронат

Форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат — форма, заменяющая временное содержание в приюте, и часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса.

Срок помещения ребенка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

Плюсы:

·Возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статуса, позволяющего передать его под опеку или усыновить, и в ином случае обреченного попасть в приют, детский дом.

·Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие, чем при опеке.

·На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.

·Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

Минусы:

·Работа по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств.

·Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент по решению Уполномоченной службы.

·Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, и их регламент определяется Уполномоченной службой.

·Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Примечание:при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в них, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых.

55 Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

[Семейный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 54]

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Наши рекомендации