Глава iv литературно-графическое оформление курсовой работы
4.1 Структура и содержание разделов курсовой работы
Структура курсовой работы состоит из следующих разделов и элементов: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; выводы; список литературы; приложения.
Титульный лист
Титульный лист является первым листом курсовой работы и оформляется по определенному образцу (приложение 3).
Подписание работы студентом и научным руководителем проводится в день сдачи окончательного варианта курсовой работы.
На титульном листе указывается министерство (комитет), которому подчинено учебное учреждение, название учреждения (в верхней части листа); название темы работы (в центре титульного листа); фамилия, имя, отчество автора работы и научного руководителя; должность, ученую степень, звание научного руководителя (в нижней правой части листа); город и год написания работы (в нижней части титульного листа).
Название работы должно отражать ее содержание, быть кратким и конкретным. Неопределенность формулировок («Некоторые вопросы …», «К проблеме …» и т.д.) не допускается.
4.1.2 Содержание (оглавление)
Структурный элемент«Содержание»является второй страницей курсовой работы.Слово «Содержание» записывают прописными буквами посередине страницы без точки в конце.
Содержаниевключает следующие структурные элементы: термины, определения и сокращения (если этот элемент имеется), введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы (приложение 4).
Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
Номера подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно номеров разделов.
В случае необходимости запись наименования раздела или подраздела может продолжаться на второй (последующей) строке, при этом его продолжают на уровне начала этой записи на первой строке.
После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы курсовой работы, на которой начинается данный структурный элемент.
Межстрочный интервал элемента «Содержание» – одинарный с выставлением интервала после абзаца 6 пунктов.
Введение
Во введении необходимо дать краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящена курсовой работа.
В этом разделе автор раскрывает степень разработанности данного вопроса, основные причины, побудившие его приступить к изучению представляемой проблемы, актуальность и социальную значимость ее решения, т.е. вводит читателя в проблему своего исследования.
Содержание основных понятий, используемых во введении раскрываются на рисунке 1.
Рис. 1. Содержание основных понятий, используемых во введении (по Чермиту К.Д.)
Актуальность исследования должна выводить на тему курсовой работы. Исходя из названия темы формируется объект и предмет исследования. Во введении должна быть четко отражена логическая связь между актуальностью исследования и его темой, объектом и предметом.
Во введении определяется и гипотеза исследования, которая помогает правильно определить пути научного поиска и сформулировать цель и задачи педагогического исследования.
Структура введения:
1) современное состояние научной проблемы;
2) суть проблемы, ее актуальность;
3) объект и предмет исследования;
4) гипотеза исследования;
5) цель исследования и задачи;
Выделение практической значимости работы дает возможность обратить внимание читателя на прикладные результаты научного исследования и оценить возможность их использования в практической деятельности. Необходимо детально раскрыть суть практических рекомендаций, разработанных автором, указать конкретные адреса практической направленности.
Окончательный вариант введения пишется на завершающем этапе работы. Объем введения составляет 2-3 страницы печатного текста.
Обзор литературы
Обзор литературы по теме исследования должен полно и систематизировано излагать современное состояние проблемы, которой посвящена работа. Сведения, содержащиеся в обзоре, должны позволить объективно оценить результаты и современный уровень курсового исследования, его актуальность, целесообразность выбранного пути исследования и средств достижения цели. Необходимо отбирать тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме работы.
Обзор литературы должен быть написан своими словами, а не переписан с оригинала. Из работы должно быть ясно, где излагаются мысли авторов, заимствованные из литературных источников, а где он излагает собственные взгляды по какому-то вопросу.
Используют обычно два варианта ссылок на литературные источники:
1. М.И. Логинов [15] отмечает, что …
2. … ряд авторов [3, с.12, 8, с. 26, 15, с.80] считают, что …
Для курсовой работы можно использовать следующий вариант: … ряд авторов [2, 7, 8 ,15] рассматривают …
В первом случае после фамилии автора, в квадратных скобках указывается номер источника в библиографии, во втором – также в квадратных скобках проставляются номера источников в библиографии.
Изложение материала, при анализе литературных источников, обычно начинается словами: «Автор считает (подчеркивает, рассматривает, показывает и т.д.)», «Мы полагаем (считаем, рассматриваем и т.д.)», «По нашему мнению», «Как нам представляется», «Как удалось установить», «Наш опыт показал».
Текст разбивается на абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений. Для абзаца характерна единая тема, логическая целостность. Абзац есть своеобразный сигнал о начале новой мысли.
Раздел работы «Обзор литературы» должен заканчиваться кратким заключением о том, какие вопросы проблемы получили полное, а какие неполное освоение в литературе, в чем достоинство и недостатки проведенных другими авторами исследований, о наиболее спорных сторонах изучаемой проблемы.
Этот раздел должен иметь собственное название. Количество литературных источников, использованных студентом, должно соответствовать числу источников, указанных в разделе «Список использованных источников». Объем главы занимает 15-20 страниц печатного текста.
Выводы
Выводы пишутся в конце работы в виде кратко и четко сформулированных и пронумерованных (дисциплина Теория и история физической культуры) отдельных тезисов (положений). Каждый вывод должен отвечать на соответствующую поставленную задачу. Может быть 2-3 вывода, относящихся к одной задаче, их представляют в связанном виде.
В выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям. Они должны быть теоретически обоснованы.
Выводы должны конкретно отвечать на вопросы:
1. Какие важнейшие практические результаты работы?
2. Каким образом можно внедрить полученные результаты в практику?
3. Какие результаты можно ожидать от использования полученных данных?
Новизна выводов является показателем творческой самостоятельности студента. Не рекомендуется формулировать выводы, которые не раскрывают существо того нового, что получено в результатах исследования.
Приложения
Приложения приводят в конце научной работы, после списка литературы.
В приложения включают вспомогательный материал, например: протоколы контрольных испытаний, анкеты, графики и конспекты занятий, комплексы разработанных упражнений, таблицы вспомогательных цифр, описание аппаратуры и приборов, математические выкладки и расчеты и т.д.
Приложения нумеруют, а в тексте делают ссылку, например: приложение 1, приложение 2 и т.д. Каждое приложение начинают с новой страницы, где в правом верхнем углу печатают слово «приложение».
Приложение должно иметь заголовок. Располагают приложения в порядке появления ссылок в тексте.
Некоторые приложения могут быть представлены в отдельной брошюровке с сохранением общей нумерации (методические разработки и рекомендации, конспекты уроков и т.д.).