Тема 3. Научные основания специальной педагогики и специальной психологии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
(ЛГУ имени Тараса Шевченко)
Институт педагогики и психологии
Кафедра дефектологии и психологической коррекции
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ГРАФИКЕ
По дисциплине [ИПП].[Кор_Обр_Лог_ДФО_Маг_15].[1_1.1_7],
[ИПП].[Кор_Обр_Деф_ДФО_Маг_15].[1_1.1_7], «История и философия специальной педагогики и психологии»
По специальности 6.010105 Коррекционное образование (по нозологиям)
Профиль подготовки «Логопедия. Специальная психология». «Коррекционная психопедагогика. Специальная психология»
Форма освоения ООП – очная, заочная
Курс 1Группы Коррекционное образование (1КОЛ_Маг, 1КОСП_Маг, 1КО_Маг)
Преподаватель:доцент кафедры дефектологии и психологической коррекции, к.пед.н. Афанасьева Виктория Викторовна
Луганск
2015-2016 уч. год
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Специальная педагогика и специальная психология в контексте истории науки
Генезис проблемы предмета и объекта специальной педагогики и специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содержания специальной педагогики и специальной психологии. Цели и задачи специальной педагогики. Научно-теоретические задачи современной специальной педагогики. Прикладные и практические задачи специальной педагогики. Основные направления в решении научно практических задач – реабилитационная педагогика, адаптивная педагогика, педагогика интегрированного обучения, возрастная специальная педагогика, коррекционная (специальная) педагогика. Связь специальной педагогики с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной педагогики психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Особенности связи специальной педагогики с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, основы нейрофизиологии и ВНД, неврология и др.). Связь специальной педагогики со специальной психологией. Цели и задачи специальной психологии. Основные отрасли современной психологии. Роль и значение специальной педагогики и специальной психологии в понимании природы человека и его развития. Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные представления о природе аномалий развития. Особенности отражения отклонений в психическом развитии в художественной литературе и искусстве как форме художественного сознания. Научное сознание как основной источник знаний о сущности и природе отклонений от нормального хода развития. Связь специальной педагогики и специальной психологии с философией и социальными науками.
Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной педагогики.
Роль и значение Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной педагогики и специальной психологии. Современное состояние специальной педагогики в России. Основные отрасли современной специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, обучение и воспитание лиц с умственной отсталостью (олигофренопедагогика), обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучение и воспитание лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, коррекционно-педагогические системы образования детей со сложными недостатками развития и др.
Тема 2. Развитие специальной педагогики на базе достижений технологической и информационной революцией ХХ в., в контексте интеграции научного и гуманитарного знания. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.
ВОПРОСЫ: Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности. Общепедагогические принципы коррекционно-педагогической деятельности. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Методы и направления процесса коррекционно-педагогической деятельности. Диагностика отклонений в развитии ребенка. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
Профессиональная подготовка кадров для специального и инклюзивного образования. Современное педагогическое образование. Сферы деятельности педагога-дефектолога. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования. Современная система образовательных услуг.
Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь по адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Тема 3. Научные основания специальной педагогики и специальной психологии
ВОПРОСЫ: Философские основания специальной педагогики и специальной психологии. Современная философия и смежные науки как теоретико-методологическая основа специальной педагогики и специальной психологии. Важнейшие образовательные идеи специальной педагогики в контексте основных разделов философии – истории философии, онтологии, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия. Этические основания специальной педагогики. Понятие об этике и морали, как определяющих категориях специальной педагогики. Гуманистическая этика, как основа современного отношения социума к людям с ОВЗ. Деонтология в специальной педагогике.