Выводы по второй главе. Вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутой нами
Вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутой нами гипотезы. Общее количество респондентов, выбранных для участия в эксперименте, составило 43 человека. Для оценки эффективности проведенного эксперимента все респонденты были разделены на две группы – контрольную (19 человек) и экспериментальную (24 человека) (условно их составили соответственно ученики 1Б и 1А). Предметом диагностики стали компоненты гражданской компетенции, выделенные нами в первой главе исследования: когнитивный, эмоционально-волевой, аксиологический, деятельностный. Диагностическими методиками выступали: методика «Пословицы» (автор С.М. Петрова) (приложение 1), анкетирование (приложение 2), методика «Что привлекает в деятельности?» (приложение 3). Для оценки уровня сформированности гражданской компетенции была разработана критериальная база.
Опытно-экспериментальная работа выстраивалась в логике проведения исследовательской деятельности и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Целью констатирующего этапа было установление начального уровня сформированности гражданской компетенции. Анализ полученных результатов продемонстрировал относительно одинаковые результаты у респондентов контрольной и экспериментальной группы по всем показателям.
Кроме того, на констатирующем этапе эксперимента был определен процентный состав каждого компонента внутри гражданской компетенции, в результате чего было обнаружено, что основную часть гражданской компетенции у учащихся как контрольной, так и экспериментальной групп, занимает когнитивный компонент. При этом минимальный процент приходится на аксиологический компонент.
Исходя из полученных на констатирующем этапе эксперимента результатов, был организован формирующий этап, главная цель которого заключалась в проверке выдвинутой гипотезы.
Формирующий этап эксперимента проводился в рамках уроков окружающего мира, в основе которых лежали следующие условия: использование взаимосвязанных методов словесной, практической и наглядной групп; смена видов деятельности в течение всего урока; использование проектной деятельности.
По окончании формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап, цель которого состояла в установлении динамики уровня сформированности гражданской компетенции в целом и отдельных ее компонентов. При этом использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе.
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты, свидетельствовали о положительной динамике процесса формирования гражданской компетенции у респондентов экспериментальной группы и статичном характере уровня сформированности гражданской компетенции у респондентов контрольной группы.
Таким образом, в ходе эксперимента цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение в той части, что формированию гражданской компетенции в начальной школе на уроках окружающего мира способствуют: использование проектной деятельности; комплекса наглядных, практических и словесных методов; смена разных видов деятельности.
Заключение
Наша работа носила опытно-экспериментальный характер и была посвящена формированию гражданской компетенции у детей младшего школьного возраста. Выбор темы обусловлен тенденциями развития общества в целом.
Методологический аппарат нашего исследования выстраивался на основе Федерального закона «Об образовании» и Федеральных государственных стандартов начального общего образования.
С целью определения основных путей формирования гражданской компетенции в начальной школе был проведен теоретический анализ подходов к определению понятий «компетенция», «гражданская компетенция».
Определению содержательных характеристик этих понятий способствовали идеи В.А. Беликова, Е.В. Бондаревской, В.А. Кан-Калика, В.Я. Ляудис, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, в рамках историко-культурологического подхода в образовании труды М.С. Каган, Т.Е. Климовой, Ю.М. Колягина, А.М. Новикова, С.А. Розановой, В.Н. Руденко, Н.В. Сычковой, В.Н. Худякова. Идеи компетентностного подхода в образовании были изучены из работ Е.В. Бондаревской, А.Г. Крупко, В.А. Кальней, А.В. Хуторского. В результате понятие «гражданская компетенция» представилось нам как комплекс когнитивного, эмоционально-волевого, аксиологического и деятельностного компонентов.
В связи с этим опытно-экспериментальная работа была направлена на формирование перечисленных компонентов.
Весь эксперимент был представлен констатирующим, формирующим и контрольным этапами. Участники эксперимента заведомо были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. На констатирующем этапе эксперимента был изучен начальный уровень сформированности всех гражданской компетенции в целом и всех ее компонентов отдельно. Полученные результаты свидетельствовали об относительно одинаковом уровне сформированности гражданской компетенции респондентов контрольной и экспериментальной групп.
Далее мы изучили процентное содержание в гражданской компетенции отдельных ее компонентов. В результате было обнаружено, что основной процент всего содержания гражданской компетенции приходится на когнитивный компонент, при этом наименьшее место в содержании этого понятия приходится на аксиологический и деятельностный компоненты.
На основе анализа полученных результатов был организован формирующий этап эксперимента, целью которого стало подтверждение выдвинутой нами гипотезы.
Формирующий этап эксперимента проходил в рамках учебно-воспитательного процесса на уроках окружающего мира. Всего было проведено 8 занятий по 45 минут.
Все учебные занятия были построены в единой логике поисково-исследовательской деятельности. При этом в основу построения уроков были положены следующие психолого-педагогические условия: использование на уроках взаимосвязанные группы словесных, практических и наглядных методов; постоянная смена видов деятельности; использование проектной деятельности.
По окончании формирующего этапа эксперимента был организован контрольный, целью которого явилось установление динамики уровня сформированности гражданской компетенции в целом и отдельных ее компонентов. Диагностическим инструментарием, также как и на констатирующем этапе, выступали методика «Пословицы» (автор С.М. Петрова), анкетирование, методика «Что привлекает в деятельности?». Для оценки уровня сформированности использовалась разработанная нами критериальная база.
В результате диагностики было получено, что у респондентов контрольной группы никаких изменений, за прошедший от начала эксперимента период, не произошло. Процентный состав респондентов на каждом уровне на контрольном этапе, как при диагностике гражданской компетенции, так и при диагностике отдельных ее компонентов (когнитивного, эмоционально-волевого, аксиологического, деятельностного) практически совпадали.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, полученных после вторичной диагностики респондентов экспериментальной группы, продемонстрировал положительную динамику уровня сформированности каждого компонента гражданской компетенции и, соответственно, гражданской компетенции в целом.
Позитивная динамика формирования гражданской компетенции в экспериментальной группе – свидетельство эффективности выбранных для этого процесса условий.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы
1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.
2. Аманбаева, Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях [Текст] / Л.И. Аманбаева Дис... д-ра пед. наук. – Якутск, 2002. – 360 с.
3. Байденко, В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы [Текст] // В.И. Байденко Высшее образование сегодня. - М. : 2004. № 2 – С. 65-68.
4. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст] / А.В. Беляев Дис... д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2007. – 400 с.
5. Богомаз, М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.smolpedagog.ru
6. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003. - 234 с.
7. Борисова, Ю. Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» / Ю. Г. Борисова. [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2009. - Режим доступа: www. omgpu.ru
8. Вахрушев, А.А. Я и мир вокруг : Учебник 1 класса [Текст] / А.А. Вахрушев. – М. : Баласс, 2012. – 192 с.
9. Виноградов, Ю.А. Гражданское движение в условиях перестройки. Сущность, ориентации, тенденции [Текст] / Ю.А. Виноградов Дис... канд. политич. наук. – М., 2001. – 240с.
10. Волынчикова, Е. А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников [Текст] / Е. А. Волынчикова // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.smolpedagog.ru
11. Врублевская, Е. А. Быть гражданином [Текст] / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214 - 216.
12. Вяземский, Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009.-№ 8.- С. 4 - 13.
13. Галанцева, И.А. Развитие системы гражданского образования школьников в социально-педагогических условиях мегаполиса [Текст] / И.А. Галанцева Дис... канд. пед. наук. – М., 2003. – 193 с.
14. Гаврилычева,Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа - 2006. - № 12. - С. 10 - 16.
15. Гаязов, А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе [Текст] / А.С. Гаязов Дис... д-ра пед. наук. – Бирск, 1996. – 390 с.
16. Голубева, Г.А. Взаимосвязь морального и правового сознания: проблема гражданственности [Текст] // Г.А. Голубева Философские науки. 2007. - № 11. – С. 2-7.
17. Гуляева, И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С.А. – Вологда : Книжное наследие, 2007. - 686 с.
18. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
19. Дармодехин, С. В. Развитие воспитания в современной системе образования: национальные стратегические приоритеты и воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / С. В. Дармодехин. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.niisv.ruwsection
20. Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Мы и мир вокруг : учебник 1 класса [Текст] / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – М. : Федоров. – 2013. – 112 с.
21. Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания [Текст] / М. В. Ерхова // Директор школы. - 2008. - № 5. - С. 78 - 82.
22. Журавлева, Т.Б. Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки [Текст] / Т.Б. Журавлева Автореф. дис... канд. пед. наук. – Казань, 2004. – 237 с.
23. Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона [Текст] / Л. В. Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. -№ 2 (10). - С. 85-93.
24. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] // И.А. Зимняя Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. – С. 34–42.
25. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.
26. Золотов, В.И. Политическая культура и гражданственность [Текст] // В.И. Золотов Формирование социалистической гражданственности. – Барнаул, 2009. – С.34-38.
27. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.
28. Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир : Учебник [Текст] / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов М. : АСТ Астрель, 2013. – 128 с.
29. Казаева Е.А. Основные направления развития гражданского воспитания [Текст] / Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4 (68). - С. 154 - 163.
30. Карпушкин, С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи [Текст] / С.И. Карпушкин Дис... канд. филос. наук. – М., 2009.- 230 с.
31. Коваленко, Л.Г. Роль социальной справедливости в формировании гражданственности личности [Текст] // Л.Г. Коваленко Формирование гражданственности. – Барнаул, 2010. – С. 23-27.
32. Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения [Текст] / С. В. Колотий // Инновации в образовании. - 2006. - № 6. - С. 142-145.
33. Крысяк, В. Воспитание гражданственности как интегрального качества качества личности учащихся средних учебных заведений Польши [Текст] / В. Крысяк Дис... д-ра пед. наук. – М., 2009. – 430 с.
34. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 28 - 35.
35. Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России [Текст] / Л. В. Кузнецова // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 95 - 102.
36. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России [Текст] / О. В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 138 с.
37. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В. И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.
38. Маркин, В.Н. Жизненная позиция личности (идеологический и социально-психологический аспекты) [Текст] / В.Н. Маркин, М.: Мысль, 2008. – 234 с.
39. Маркин, В.Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория : Основные тезисы выступления на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности [Текст] // В.Н. Маркин РАГС. – М., 2005. – С.23-27.
40. Микрюков, В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота [Текст] / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112 - 119.
41. Никифоров, Ю. Н. О понятии «гражданственность [Текст] / Ю.Н. Никифоров, А. Н. Скалина // Известия АлтГУ. - 2007. - № 43. С. 34 - 46.
42. Никитин, А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст] / А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов – М., 2011. – 129 с.
43. Османкина, Т.Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Т.Н. Османкина Дис... канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 190 с.
44. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 [Текст] / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с.
45. Плешаков, А.А.Окружающий мир : Учебник для 1 класса [Текст] / А.А Плешаков. Часть 2. – М. : Просвещение, 2012. – 98 с.
46. Показаньев, Д. А. Формирование гражданственности как основы нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Д.А. Показаньев, Н.В. Червоткина // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке», Т. 2. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - С. 40 - 50.
47. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева [Текст] // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 36-43.
48. Родина, М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы [Текст] / М. С. Родина // Народное образование РМ. - 2006. - № 3 - 6. - С. 126 - 135.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : Учебное пособие [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М. : Просвещение, 2007. – 543 с.
50. Руссу, И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И.Н. Руссу – Кишинев : Штиница, 2006. – 98 с.
51. Семыкина Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьника как стратегическая задача школы [Текст] / Е Н. Семыкина // Материалы научно-практической конференции «Гражданско-нравственное становление школьника - М.: Компания «Спутник+», 2007. - 125 с.
52. Следзевский, И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия [Текст] / И. В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 7. - С. 9 - 15.
53. Сычёва, Т. Б. Гражданственность как психологический феномен / Т. Б. Сычёва, Ф. А Маркина [Текст] //Сб. статей регионал. научно-практич. конференции / под ред. О. В. Лешер. - Магнитогорск: МГТУ, 2005. - 131 с.
54. Сластенин, В.А. и др. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2012. – 512 с.
55. Толкачева, Т.М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания [Текст] / Т. М. Толкачева / - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 20 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2013. – 63 с. - (Стандарты второго поколения).
58. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / (Кодексы. Законы. Нормы). - Новосибирск : Норматика, 2013. – 128 с.
59. Халтагарова, О.Д. Гражданственность как компонент «Я-концепции» государственного служащего [Текст] / О.Д. Халтагарова. - Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 2010. – 28с.
Приложения
Приложение 1