Выводы ко второй главе

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор [42].

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность поговорок, пословиц, привлекает детей. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками своего народа и народов соседних стран.

В методике изучения пословиц в детском саду можно также использовать следующие приемы: дописывание окончания в пословицу, исправление ошибки в слове, изображение на рисунке, сценке содержание пословицы.Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, при формировании гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.

Глава. 3. Опытно практическая.

Описание исследования эффективности применения пословиц и поговорок для развития словаря старших дошкольников.

Актуальность исследования.Становление словаря дошкольников позволяет им в будущем успешно обучаться в системе общего среднего образования. Успешно завершивши среднее образование люди, могут успешно получать специальность. В итоге страна получает грамотных специалистов, способных решать задачи любой сложности. Продуманную словарную работу

воспитателей с детьми необходимо вести и дома и в дошкольных учреждениях для успешного становление словаря у дошкольников.

Одной из методик словарной работы является методика ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками. Методика постоянно меняется, а эффективность проверяется не регулярно, поэтому проведение исследования по разработке и проверке эффективности методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками является актуальной[55].

Цель исследования.Проверить эффективность применения методики ознакомления детей с пословицами и поговорками описанной в параграфе 2.2.

Задачи исследования.

1. Измерить уровень развитости словаря дошкольников в основной и контрольной группе.

2. Сделать вывод относительно эффективности применения методики разработанной в параграфе 2.2

Этапы исследования.

I.Подготовительный. На этом этапе формируется две группы. Первая – основная. Вторая – контрольная. С основной группой проводится занятие по разработанной в параграфе 2.2 методике. С контрольной группой проводятся занятие по старой проверенной методике[54].

II.Проведение замеров в основной и контрольной группе до проведения констатирующего эксперимента[54].

III.Проведение констатирующего эксперимента.

IV.Сравнение показателей в основной и контрольной группе после констатирующего эксперимента[54].

V.Заключительный этап. Выводы относительно эффективности применения методики развития словарного запаса у дошкольников и их ознакомления с пословицами и поговорками, описанными в параграфе 2.2[54].

Описание выборки. В выборку попали садики из полного списка дошкольных учреждений Москвы. Это согласуется с целью проведения исследования – проверить эффективность применения методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками.

Основа выборки – полный список дошкольных учреждений расположенных в Москве.

Из чего следует что генеральная совокупность для выборки N=1941.

Единица отбора – общеобразовательное учреждение для детей дошкольного возраста.

Определим номера учреждений вошедшие в выборочную совокупность по формуле:

Выводы ко второй главе - student2.ru ; (1)[54].

Номер первого элемента согласно с формулой 1 равен 971.

Рассчитаем объем выборочной совокупности по формуле:

Выводы ко второй главе - student2.ru (2)[54].

Где Выводы ко второй главе - student2.ru , Выводы ко второй главе - student2.ru и Выводы ко второй главе - student2.ru табличные величины, выбираемые согласно объему генеральной совокупности.

Выводы ко второй главе - student2.ru = 1, 72;[54],

Выводы ко второй главе - student2.ru =0, 0025;[54],

Выводы ко второй главе - student2.ru =0,04[54].

После подстановки в формулу исходных величин получаем:

Выводы ко второй главе - student2.ru

Таким образом, в выборочную совокупность попало только 3 детских садика.

Шаг выборки равен 1941/3 =647.

Номер первого садика известен и равен 971, номер второго садика будет 1618, номер третьего садика превышает число из генеральной совокупности, поэтому для определения номера вернемся в начало списка, отсюда, номер третьего садика из списка генеральной совокупности равен 648[54].

Таким образом, получаем, что для исследования отобраны: 648, 971, 1618 детские сады.

Инструментарий для замеров.«Индивидуальный профиль речевого развития ребенка». Показатели, включенные в профиль, оценивают грамматическую, лексическую, логическую сформированность словаря, дошкольника и соответствие морально-этическим нормам речи. Каждый из показателей оценивается по пятибалльной шкале (значения от «-2» до «2», где данное проявление обнаруживается (или проявляется): «2» - обычно, «1» - часто, «0» - иногда, «-1» - редко, «-2» - никогда) тремя экспертами (учителем-логопедом, воспитателем группы и психологом дошкольного учреждения) [55].

Для проверки знаний и представлений дошкольников социально-этических правил речевого поведения, а также состояние словаря и синтаксической структуры предложения использовался «Модифицированный опросник». Ребенку последовательно задавались 13 вопросов, ориентированных на типовые ситуации общения. При анализе можно выделить три степени усвоения детьми социально-этических норм речевого поведения: высокая, средняя и низкая [54].

Наши рекомендации