Выводы по второй главе

1. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики базируются на содержании указанной дисциплины с учетом не только ее фундаментального, общенаучного и мировоззренческого характера, но также прикладного и инженерно-практического. Поэтому указанные технологии предполагают перманентное обновление содержания физико-технического материала, отражающего тенденциозную динамику инновационной инженерно-практической деятельности в рамках развития производственной инфраструктуры. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики являются реализационным инструментом экспериментальной методической системы, обеспечивающей планомерное повышение уровня исследуемых личностных характеристик. Необходимость ориентировать педагогический процесс на формирование профессиональной компетентности будущих инженеров обусловлена темпами современной интенсификации экономики, а так же требованиями, предъявляемыми к эффективности и качеству инженерного труда, которые затрагивают как трудовые коллективы производственно-промышленных предприятий и концернов, так и получающих инженерно-техническое образование студентов, являющихся основными звеньями кадрового резерва.

2. Типизация технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики определяет основные направления деятельности студентов по их реализации. Каждая из указанных технологий (интерактивно-коммуникационная и информационно-аналитическая технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики) имеет равный приоритет в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров. Выбор методик указанных технологий определяется на этапе ранжирования – обнаружения проблемных зон, целей и направлений педагогической деятельности в группе студентов с соответствующим эмпирически различимым уровнем сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров. В процессе ранжированной реализации выбранных методик из указанных технологий в формирующей деятельности способ и функциональность их использования позволяет выявить наиболее оптимальные формы их сочетания. Однако, не смотря возможность ранжирования выбора методик из указанных технологий в соответствии с эмпирическим уровнем сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров, зависящего от контингента обучающихся студентов, все же приоритетным является их полное, комплексное использование в процессе изучения курса физики.

3. Организация деятельности студентов при помощи технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики оказывает закономерное однонаправленное влияние на формирование указанного качества личности в процессе приобретения студентами опыта инженерной деятельности в различных учебно-практических ситуациях, реализуемых в процессе освоения профессионально важного материала курса физики. Структуризация и подчинение принципам формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики требований к организации учебной работы по физике, а так же стиля инженерного поведения студентов обеспечивает эффективность активного формирующего процесса. Деятельность педагога, реализуемая посредством успешной методической организации модифицированного обучения студентов курсу физики при помощи указанных технологий, позволяет гармонично формировать необходимые профессиональные компетенции будущих инженеров в их интегральной совокупности.

4. Реализация указанных во второй главе настоящей монографии технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе обучения физике позволяет добиваться поэтапного (от простого к сложному) освоения студентами различных видов инженерной профессиональной деятельности, способствует постепенному накоплению опыта реализации функций специалиста в процессе выполнения различных операций и алгоритмичных действий интерактивного и компьютеризированного обучения физике. В приведенном описании педагогических технологий определены основные организационно-методические этапы деятельности педагога и студентов, дана их обобщенная характеристика и определены особенности дифференциации учебного материала по курсу физики в указанных технологиях, конкретизирующих локацию их профессиональной принадлежности. Детерминированное используемыми технологиями наращивание личностно-компетентностного потенциала будущих инженеров реализуется за счет отработки умений управлять собственной учебно-профессиональной деятельностью, сочетать консервативные и инновационные способы достижения профессиональных целей и решения поставленных инженерных задач, а так же за счет овладения различными способами профессиональной самостоятельной аттестации творческого коллектива студентов.

5. Применяемые интерактивно-коммуникационная и информационно-аналитическая технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики функциональны так же в аспекте, затрагивающем повышение авторитета организованного поведения, открывающего созидательные возможности технического творчества, не возможного в условиях отсутствия аналитической упорядоченности и коммуникативной изолированности информационно-методического оснащения учебного процесса от его участников. Указанные технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики реализуются через рост трудовой и социальной активности студентов, многоаспектного расширения учебно-профессиональной деятельности в условиях творческой интерактивности: как с обучающими компьютерными программами, инженерными аналитическими системами так и непосредственно с руководителями и агентами творческой деятельности: членами студенческой группы и преподавателем. Интерактивно-коммуникационная технология формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики основана на идее совместного развития участников творческого общения в процессе усвоения необходимых форм, норм этики и способов социально-культурного взаимодействия современных участников инженерно-технического труда в процессе выполнения практико-ориентированных физических заданий и задач. Результатом применения информационно-аналитической технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики является приобретенный опыт структуризации и актуализации имеющихся знаний, необходимых для решения задач предстоящей профессиональной деятельности будущего инженера, успешного достижения учебно и профессионально значимых целей.

6. Информационно-аналитическая технология формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики предполагает применение и освоение специфических познавательных процедур, аналитических инженерных методов оценки физико-технических характеристик и параметров, планомерных действий по выполнению решений поставленных задач, осуществление мыслительной деятельности по построению физических моделей изучаемых процессов и явлений и определение границ их применимости. В процессе реализации информационно-аналитической технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики происходит качественное изменение личностных качеств студентов: развивается творческая активность, инициатива студентов, повышается мотивация к профессиональному самоанализу и самосовершенствованию, выполнению методической рефлексии и оценочной практики по обработке данных, представлению полученных результатов и формулировке выводов. В процессе освоения теоретических знаний по физике и их творческой реализации в информационно-аналитической деятельности будущие инженеры учатся получать новые знания в виде аналитических таблиц, графиков, диаграмм, корреляционных зависимостей изучаемых данных, параметров и характеристик физических процессов и явлений; критически оценивать уровень своих знаний и профессиональных умений; искать новые возможности их приобретения и совершенствования.

7. Основой для формирования квалификационных информационно-аналитических умений будущих инженеров является активная постановка, оценка оптимальности и выбор способов решения задач, определение соответствия вариативности методов и приемов решения поставленного задания общему целевому контексту исследовательской ситуации, умение самостоятельно ставить новые задачи на основе полученных результатов и сделанных выводов. Развитие и самоорганизация исследовательский рефлексии и креативности, интегрирующей многозадачности, индивидуального стиля творческого мышления. Формирование умения формулировать звенья проблемного решения и распределять алгоритм решения на шаги в оптимальной последовательности выполнения аналитических операций, умения оптимально распределять время, умения выбирать доминирующие, приоритетные методы познания, обрабатывать, фиксировать и представлять результаты с помощью новейших средств инженерной аналитической практики.

8. Накопление, совершенствование, актуализация и осмысление необходимого в квалификационной деятельности коммуникативного опыта в процессе реализации интерактивно-коммуникационной технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики позволяет развивать общительность, эмоциональную сдержанность и гибкость поведения студентов, целенаправленно совершенствовать их профессиональную этику и профессиональный такт, способности находить решения в проблемных ситуациях, самостоятельно обосновывать и принимать решения, брать на себя ответственность за свой выбор. Ведущими мотивами к профессиональной социализации будущих инженеров в процессе совместного изучения физики являются общение, активное межличностное взаимодействие, стремление занять свое место, определить свои функции в коллективе, стимул к получению подтверждения своей общественной значимости, обмен информацией, планирование и осуществление контроля качества общей для участников обучающего процесса деятельности, интерес и внимание к учебе, целостное профессиональное восприятие практической значимости изучаемого материала курса физики в контексте прикладного значения в условиях возможного трудоустройства. Формирование инженера-профессионала в процессе изучения физики с помощью интерактивно-коммуникативной технологии реализуется в процессе когнитивного функционального и личностно ценностного взаимодействия студентов, связанных с усвоением и творческой переработкой содержания изучаемого учебного материала, регуляцией личностных позиций и партнерства.

9. Для освоения организационно-управленческих функций специалиста в процессе общения, как одного из факторов формирования профессиональной компетентности будущих инженеров имеет значение смена ролевой позиции «студент», «исполнитель» на «лидер», «руководитель» студенческой группы, возможность планировать, контролировать, регламентировать действия участников коммуникативных учебных ситуаций позволяет развивать новое направление учебно-профессиональной деятельности в мотивационном и ценностном смыслах. Эффективность тренингов, межличностного интерактивного общения для формирования профессиональной компетентности будущих инженеров зависит от адекватности осуществляемой коммуникативной деятельности поставленным целям и задачам, от выбора средств и методических приемов, содержания и сценария учебной интерактивной деятельности, от возможностей и контингентных особенностей группы студентов, их личностных особенностей, склонностей и умений проявлять себя в решении учебно-профессиональных задач. А так же развивающихся в сфере упорядоченных субъект-субъектных и субъект-объектных отношений профессиональной наблюдательности, технической интуиции, умения рассуждать, слушать и говорить, выступать перед аудиторией, убеждать и обсуждать способы оценки эффективности и управления качеством традиционно выполняемых действий, направленных на получение заданных результатов, удовлетворяющих заранее сформулированным требованиям и параметрам.

10. Указанные технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики строятся с учетом взаимосвязи изучаемого курса физики со специальными техническими дисциплинами. Это позволяет посредством актуализации профессионально-практической значимости знаний, добываемых, творчески коммуникационно перерабатываемых и аналитически преобразуемых в учебном процессе задействовать личную мотивацию к профессиональному росту студентов. В процессе реализации указанных технологий, прежде всего, происходит формирование устойчивых профессиональных интересов, навыков и умений организационно-аналитической творческой деятельности, развитие методической самостоятельности студентов в поисках, интерактивном обсуждении и компьютеризированном выполнении решения поставленных аналитических задач и заданий по физике с профессиональным содержанием.

Наши рекомендации