Выводы по второй главе. В результате исследования было установлено, что:

В результате исследования было установлено, что:

1) Выраженность компонента вовлеченность у студентов с хорошей и отличной успеваемостью выше, чем у неуспевающих студентов.

2) Успевающие студенты, убежденны в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. Они сами выбирает собственную деятельность, свой путь.

3) Студенты с низкой успеваемостью, рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Действительно, успеваемость взаимосвязана с уровнем выраженности таких компонентов жизнестойкости, как «вовлеченность» и «контроль».

Заключение

Целью нашей работы было определение взаимосвязи между выраженностью компонентов жизнестойкости первокурсников и особенностями их успеваемости по результатам первого семестра обучения.

При изучении литературы мы выяснили, что жизнестойкость особенно актуальна в юношеском возрасте, на который и приходиться студенчество.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа часто иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. От того как вчерашние школьники справляются с жизненными проблемами зависит успеваемость уже сегодняшних студентов.

Овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека происходит через способность преодолевать трудности в образовательном процессе. Это центрального периода становления характера и интеллекта

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой и ситуацией.

В ходе изучения литературы мы так же выяснили, что жизнестойкость состоит из трех компонентов: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Эти компоненты можно развивать в юношеском возрасте. Для развития вовлеченности принципиально важно принятие, поддержка и одобрение. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Механизмы психологической защиты, к которым каждый прибегает бессознательно на начальных этапах затруднений, копинг-стратегии как привычные способы сознательного функционирования при разрешении проблем и жизнестойкость как позитивное отношение человека к изменениям — все это внутренние ресурсы, позволяющие справиться с тревогой в ситуации неопределенности. Жизнестойкость, в отличие от психологической защиты и копинг-стратегий, более эффективный ресурс стрессоустойчивости. Жизнестойкость предполагает действия, направленные на совладание со стрессовой ситуацией, и одновременно изменение характера отношений — увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два аспекта формируют систему, которая оберегает от непомерной тревоги и утраты здоровья. Жизнестойкость — необходимый ресурс, на который каждый из нас может опереться при выборе будущего в меняющемся мире.

В ходе эмпирического исследования связи между выраженностью компонентов жизнестойкости и успеваемостью студентов выявлено, что такие компоненты жизнестойкости, как «вовлеченность» и «контроль», напрямую влияют на качество успеваемости. Из этого следует, что успевающие студенты более вовлечены в образовательный процесс, заинтересованы в окружающей обстановке. Они мотивированы выполнять работу как можно лучше, прикладывают максимум усилий. Ответственность за свои действия они принимают в полной мере. Самостоятельно принимают необходимые решения. Выбор собственной деятельности происходит осознанно и продуманно. Им не присуще ощущение собственной беспомощности.

Можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась частично: успевающие студенты, по компонентам «вовлеченность» и «контроль» имеют более высокие показатели, чем неуспевающие студенты. Но по компоненту «принятие риска» показатели студентов с низкой успеваемостью более высокие, чем показатели студентов с хорошей и отличной успеваемостью.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева и др. - М., 1980. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ, 2009. С. 50.

2. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 2010. № 10.

3. Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 2011.

4. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 2014.

5. Ващенко Г Г Общие методы обучения: Учебное пособие-Дрогобыч: Круг, 2010

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 2013.

7. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. - М.: МГУ, 2011.

8. Зайченко И В Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - Чергнигив, 2013.

9. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные труды. М., 2010

10. Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2012.

11. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2011.

12. Крушельницкая О В Методология и организация научных исследований: Учебное пособие - М.: Кондор, 2009

13. Кузьминский А И Педагогика высшей школы: Учеб пособие - М.: Знание, 2005

14. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. С.

15. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2010 – 63с.

16. Овчаренко Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 2013.

17. Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 2009. № 2, 7.

18. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч. пособ. М.: Интерпакс, 2014.

19. Педагогика высшей школы: Учеб пособие / 3 Н Курлянд, Р / Хмелюк, А В Семенова и др.; под ред 3 Н Курлянд-2-е изд, перераб и доп - М.: Знание, 2005 Педагогика высшей школы: Учебное пособие - В имени К Д Ушинского, 200 Д. Ушинського, 2009.

20. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П.чар. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 2013.

21. Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. Т. 19. 2013. № 3.

22. Слепкань 31 Научные основы педагогического процесса в высшей школе: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2005 Фицула М М Педагогика высшей школы: Учеб пособие - М.: \"Академвидав\", 2014

23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 2010.

24. Талызина Н.Ф., Карлов Ю.В. Педагогическая психология // Психодиагностика интеллекта. - М.: МГУ, 2009.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2012.

26. Ягупов В В Педагогика: Учебное пособие - К Лыбидь, 2010

27. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. - М., 2012
Приложение 2

Сводная таблица результатов по методике «Жизнестойкость» С.Мадди, перевод и адаптация Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказов.

Уровень выраженности компонента «вовлеченность»

Номер студента Вовлеченность Уровень выраженности
Средний
Высокий
Низкий
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Низкий
Низкий
Средний
Высокий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Высокий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Средний
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
Средний

Уровень выраженности компонента «контроль»

Номер учащегося Контроль Уровень
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
Средний

Уровень выраженности компонента «Принятие риска»

Номер учащегося Принятие риска Уровень
Средний
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
Средний
Средний
Низкий
Средний
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Средний
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Средний
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
Средний

Приложение 1

Баллы студентов по итогам трех модулей

Номер студента Количество баллов Качество успеваемости
хорошо
хорошо
хорошо
хорошо
хорошо
отлично
удовлет
хорошо
хорошо
Удовлет
Хорошо
хорошо
хорошо
хорошо
удовлет
хорошо
удовлет
удовлет
удовлет
хорошо
неудовлет
хорошо
хорошо
хорошо
хорошо
удовлет
хорошо
удовлет
отлично
удовлет
хорошо
хорошо
удовлет
хорошо
хорошо
удовлет
хорошо
удовлет
хорошо
удовлет
хорошо
хорошо
неудовл
хорошо
удовлет
хорошо
удовлет
удовлет
отлично
хорошо
удовлет
удовлет
удовлет
хорошо
удовлет
хорошо
неудовлет
хорошо
отлично
хорошо
хорошо
удовлет
хорошо
отлично
удовлет
хорошо
отлично
хорошо

Уровни успеваемости

1500-1365баллов-отлично

1350-1140баллов-хорошо

1125-915баллов-удовлетворительно

900-540баллов-неудовлетворительно

Наши рекомендации