Модели технологии «Дебаты»
Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях.
Большой аудиторией считается группа численностью до нескольких десятков участников. Свободные дебаты позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями (все участники имеют равное право голоса).
Панельные дебаты (Panel Debate) – дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории.
Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трех - пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они или высказывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Симпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.
Два или три специалиста (или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и общее обсуждение.
«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.
«Модифицированные дебаты». Это использование отдельных элементов технологии дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например,
– сокращается регламент выступлений;
– увеличивается число игроков в командах;
– допускаются вопросы из аудитории;
– организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;
– осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;
– создается «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;
– изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.
Круглый стол. Одной из наиболее актуальных и распространенных в практике форм дебатов являются «круглые столы» (предполагается посадка участников по кругу, лицом друг к другу).
«Круглый стол» – это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В дискуссии могут участвовать представители различных групп педагогического коллектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего звеньев, родители.
«Аквариум». Процедура «аквариум» заключается в том, что все заинтересованные лица садятся вокруг вступивших в диалог и, на первом этапе не имея права вмешиваться, внимательно слушают, затем на втором этапе происходит рефлексирование ситуации, т.е. обсуждение позиций сторон, аргументов, предпочтений.
«Аквариум» выделяется среди всех моделей дебатов тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума»может быть таков:
• Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или администрацией.
• Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.
• Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.
• Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)
• Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.
• Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.
• «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в дискуссии. Тема дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.
Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более 5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов группы составляют четкую картину обсуждаемой темы. Подсчитывающая дискуссия, несмотря на то, что оценивание в ней проводит учитель, дает учащимся возможность разговаривать с товарищами, выслушивать то, что думают другие.
Способ проведения дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре класса в небольшом кругу, в это время оставшиеся ученики вместе с учителем садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8 до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.
Учитель присуждаетпоощрительные очки за:определение положения в обсуждаемой проблеме (другими словами:ученик «определился»); предоставление информации,опирающейся на факты или полученной учеником входе исследований; сосредоточенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от темы»); привлечение другого ученика к дискуссии.
Штрафные очки можно получить за:прерывание дискуссии;помехи в проведении дискуссии; монополизацию дискуссии; выпады против личности; внесение несущественных замечаний.
Выставление очков за дискуссию. После того, как группа поделена на дискуссионные малые подгруппы, им раздаются карточки по данному образцу (рис. 35). Колонки А, Б, В, Г, Д, Е, … – имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо конкретное поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведенного времени ученики-счетчики собирают и обсчитывают результаты.
Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после ее завершения дает анализ протекания дискуссии, представленных идей и результатов подсчета очков.
Очки | Действия участников | Участники | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | … | ||
(+2) | Определение положения в дискуссии | |||||||
(+1) | Формулирование существенного замечания | |||||||
(+2) | Использование доказательств, подтверждающих высказывания или представление информации, опирающейся на факты | |||||||
(+1) | Вовлечение в дискуссию другого лица | |||||||
(+1) | Постановка уточняющего вопроса, продвижение дискуссии вперед | |||||||
(+2) | Формулирование аналогии | |||||||
(+2) | Выявление противоречия | |||||||
(+2) | Выявление замечания | |||||||
(–2) | Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи | |||||||
(–2) | Прерывание в дискуссии | |||||||
(–1) | Несущественные замечания | |||||||
(–3) | Монополизация дискуссии | |||||||
(–3) | Выпад против другого лица | |||||||
Всего очков (уровень) |
Рис. 35. Карточка учета действий участников дискуссии.