Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных организациях

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу и специальные образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией, рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.

Слайд 4 В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами консилиума образовательной организации.

Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации. Консилиум несет ответственность за создание и реализацию необходимых условий, которые «прописаны» в заключении ПМПК. В то же время, консилиум несет исключительно рекомендательную функцию по тактическим вопросам реализации рекомендаций ПМПК. Он также выполняет функцию выявления детей с ОВЗ и функцию объективной «углубленной» оценки состояния ребенка (детей).

В целом регламент деятельности консилиума по созданию и реализации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ содержит ряд принципиальных этапов.

1 этап. После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ, коррекционной программе сопровождения и/или обучения по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК. Завершением данного этапа являются рекомендации родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ и обучения по адаптированной образовательной программе, включая индивидуальную программу сопровождения, по прохождению территориальной (центральной) ПМПК с целью уточнения необходимости создания для них СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определение формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

2-й этап. В ситуации прохождения ребенком ПМПК и получением образовательной организации его заключения об психофизических особенностях ребенка, его статусе как «ребенок с ОВЗ» и соответствующими рекомендациями каждым специалистом консилиума проводится углубленное обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ.

По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс специальных образовательных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. Итогом консилиумной сессии является заключение консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и индивидуальная программа сопровождения ребенка (в рамках реализации адаптированной образовательной программы) на определенный период.

3-й этап. В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, разработана и реализовывается АОП проводится консилиумная сессия, основной задачей которого является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, в рамках реализации пакета СОУ, включая оценку эффективности реализации АОП.

Итогом 3-го этапа реализации СОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения процесса обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по данной АОП, необходимая корректировка коррекционной программы, всех компонентов деятельности специалистов по реализации СОУ и определяется следующий период сопровождения образования ребенка в данной образовательной организации. Следует отметить, что заключение консилиума носит для родителей рекомендательный характер.

Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения

В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность (в рамках коррекционной программы как компонента рекомендуемой образовательной программы), консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

В свою очередь, технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики должны опираться на:

- знание этапов и закономерностей нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

- понимание психологических задач каждого конкретного возраста, а не навязанных социумом нормативов обучения;

- специфику психического развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач, внутри каждой ступени образования;

- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

СЛАЙД 5 Перечислим основные технологии психолого-педагогического сопровождения. К ним следует, в первую очередь, отнести:

• Построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

• Технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

• Технологию выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);

• Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

СЛАЙД 6 • Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

• Технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

• Технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.

Каждая из представленных здесь технологий характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, индикаторами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе ее реализации. Важным аспектом является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.

Наши рекомендации