Предмет,цели,задачи,принципы и методы специальной психологии.
Предмет,цели,задачи,принципы и методы специальной психологии.
Наука Дефектология появилась в 60 года20 века в России началась развиваться в послевоенное время. Специальная психология молодая наука, являясь частью дефектологии и определяется, как— психология особых состояний ,возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных факторов и проявляющихся в замедлении и выражено в своеобразии психо-социального развития ребенка, затрудняющих его психо-социальную адаптацию ,вовлечение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Цель специальной психологии - изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры отклоняющегося развития, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.
Предмет изучения спец псих: дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном и личностно-социальном развитии,а также лица более старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Наиболее важное значение для понимания аномального развития имеют три принципа: принцип детерминизма,принцип развития, принцип единства сознания и деятельности.
1. Принцип детерминизма -. Этот принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.
2. Принцип развития. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно развивающиеся. Правильная оценка психического состояния ребенка возможна при исследовании динамики его развития.
3.Принцип единства сознания и деятельности означает двустороннюю связь сознания и деятельности. С одной стороны, сознание человека, его психика формируются в деятельности, с другой стороны, деятельность является отражением уровня сознания человека. Только в деятельности можно установить особенности психических свойств, состояний, процессов.
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент .
2. Наблюдение
3. Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
4. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
Условно-рефлекторные методики
Беседа
2.Понятие аномального развития (дизонтогенеза).
Аномальное развитие - нарушение общего хода развития человека в результате каких-либо физических или психических дефектов.
Аномальными считаются дети, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. К основным категориям аномальных детей относятся дети: 1)с нарушением слуха
2)с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3)с тяжелыми нарушениями речевого развития;
4)с нарушением интеллектуального развития (дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети);
5) с комплексными нарушениями психофизиологического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);
6) с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В зависимости от характера и времени нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие только компенсироваться, а третьи лишь корректироваться. Характер и уровень сложности того или иного дефекта в процессе нормального развития индивидуума определяют соответствующие формы педагогической работы с ним. Нарушения в психическом или физическом развитии ребенка оказывают влияние на весь ход развития его познавательной деятельности.
Каждый дефект имеет свою структуру. Понятие «структура дефекта» было введено известным отечественным психологом Д.С. Выпит. Так, любое отклонение, например, нарушение слуха, зрения, речи влечет за собой вторичные отклонения, а при отсутствии соответствующей коррекционной работы еще и третичные отклонения. Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского воздействия, когда как устранение вторичных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии.
Предмет,цели,задачи,принципы и методы специальной психологии.
Наука Дефектология появилась в 60 года20 века в России началась развиваться в послевоенное время. Специальная психология молодая наука, являясь частью дефектологии и определяется, как— психология особых состояний ,возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных факторов и проявляющихся в замедлении и выражено в своеобразии психо-социального развития ребенка, затрудняющих его психо-социальную адаптацию ,вовлечение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Цель специальной психологии - изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры отклоняющегося развития, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.
Предмет изучения спец псих: дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном и личностно-социальном развитии,а также лица более старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Наиболее важное значение для понимания аномального развития имеют три принципа: принцип детерминизма,принцип развития, принцип единства сознания и деятельности.
1. Принцип детерминизма -. Этот принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.
2. Принцип развития. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно развивающиеся. Правильная оценка психического состояния ребенка возможна при исследовании динамики его развития.
3.Принцип единства сознания и деятельности означает двустороннюю связь сознания и деятельности. С одной стороны, сознание человека, его психика формируются в деятельности, с другой стороны, деятельность является отражением уровня сознания человека. Только в деятельности можно установить особенности психических свойств, состояний, процессов.
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент .
2. Наблюдение
3. Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
4. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):