II. Предмет, задачи, методы и принципы психологии

I. История психологии

1. Соотнесите основные этапы развития психологии в правильном порядке и дайте определения этим этапам:

II. Предмет, задачи, методы и принципы психологии - student2.ru

2. Заполните пробелы:

а) Одно из первых объяснений функционирования разума сводится к идее о некой ……………..…., заключенной в теле.

б) Для древних греков характерно всеобщее …………….… природы.

в) Согласно Платону, ………….…… обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в …………….…… .

г) Для Аристотеля психика – это одна из …………..…… тела, его …………..….… .

д) По мнению Декарта, действия организма определяются ………………, находящимися в головном мозгу.

е) Представление о том, что тело выполняет свои функции механически, под контролем «разумной души», известно под названием ………………… .

ж) ……………… – это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.

з) Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь …………….…… .

и) В XVIII веке изучение души заменяется изучением ………..……… и …………….….. .

к) Развитие психологии из описательной в научную отрасль знания связано с разработкой ………….…… .

л) Современный этап развития психологии характеризуется образованием самостоятельных ………..…… .

м) Согласно ………………, многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.

н) ……...…..… психология сделала предметом исследования ……..……… безсознательное – ……………… личности.

о) По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной ……………….. .

п) Предметом рассмотрения отечественной психологической школы является …………..… как ……………..… мир ……………….. действительности.

3. Заполните таблицу:

№ п/п Персоналии Даты жизни Основные проблемы, учения, понятия
Античность
1. Пифагор    
2. Демокрит    
3. Сократ    
4. Платон    
5. Аристотель    
6. Эпикур    
7. Гиппократ    
8. Фалес    
Средневековье
9. Августин Аврелий    
10. Фома Аквинский    
11. Роджер Бэккон    
Возрождение
12. Николай Кузанский    
13. Леонардо Да Винчи    
14. Бернандино Телезио    
15. Дж. Бруно    
Новое Время
16. Френсис Бэкон    
17. Рене Декарт    
18. Бенедикт Спиноза    
19. Г.В. Лейбниц    
Развитие ассоцианизма
20. Джон Локк    
21. Джордж Беркли    
22. Иммануил Кант    
23. Вильгельм Гегель    
19 век
24. Чарльз Дарвин    
25. Генрих Вебер    
26. Вильгельм Вундт    
Гештальтпсихология
27. Макс Вертгеймер    
28. Вольф Келер    
29. Курт Левин    
Глубинная психология
30. З. Фрейд    
31. К.Г. Юнг    
32. А. Адлер    
Неофрейдизм
33. Анна Фрейд    
34. Э. Эриксон    
35. К. Хорни    
36. Г. Мюррей    
37. Э. Фромм    
Гуманистическая психология
38. К.Р. Роджерс    
39. А. Маслоу    
Когнитивная психология
40. Ж. Пиаже    
41. Дж. Брунер    
Отечественная психология
42. Б.Г. Ананьев    
43. В.М. Бехтерев    
44. Л.С. Выготский    
45. П.Я. Гальперин    
46. А.Н. Леонтьев    
47. А.Р. Лурия    
48. С.Р. Рубинштейн    
49. И.М. Сеченов    
50. Д.Н. Узнадзе    
51. Д.Б. Эльконин    


4. Решите задачи:

Задача 1. Среди «звезд» психологии фигурируют такие имена, как Вундт, Уотсон, Пиаже, Фрейд, Бине. Студент, изучающий психологию, перепутал сведения об этих ученых, в частности, даты их рождения и смерти, названия их главных трудов и даты их опубликования. Попробуйте соотнести ученых со сведениями о них, учитывая следующее:

- Пиаже, опубликовавший свой труд в 1947 г., прожил на 30 лет дольше, чем автор «Экспериментального исследования интеллекта», причем, этот последний труд не принадлежит Вундту;

- «Введение в психоанализ» Фрейда не было опубликовано в 1903 г.;

- «Элементы физиологической психологии» были опубликованы в 1873 г. Автор этого труда прожил на 4 года дольше, чем тот ученый, который умер позже всех;

Автор «Психология интеллекта» родился на 18 лет позже Уотсона и опубликовал свой труд на 23 года позже Уотсона.

II. Предмет, задачи, методы и принципы психологии - student2.ru

Задача 2.Одной из крупнейших школ 20-го столетия является гештальтпсихология. Установите путем сравнения, в чем родство гештальтпсихологии со взглядами импрессионистов. Какие принципы импрессионизма особенно дороги гештальтпсихологии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Предмет, задачи, методы и принципы психологии

1. Опишите особенности психологии как науки:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Опишите методы психологического исследования по Б.Г. Ананьеву:

Организационные:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эмпирические:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Способы обработки данных:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интерпретационные:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заполните таблицу сравнительного анализа количественных и качественных методов исследования:

Параметр сравнения Количественные методы Качественные методы
1. Гипотезы    
2. Концепции    
3. Измерительные процедуры    
4. Теории    
5. Процедуры    
6. Представления данных    
7. Анализ    

4. Соотнесите термины с определениями:

II. Предмет, задачи, методы и принципы психологии - student2.ru

5. Соотнесите утверждения и принципы психологии:

II. Предмет, задачи, методы и принципы психологии - student2.ru

6. Заполните пробелы:

а) Все методы, применяемые в психологии, имеют своей целью ………………. ………………. психики и поведения.

б) К основным методам относят метод ………………… и метод ………………….., к вспомогательным – все остальные.

в) Метод ………………….. – это метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

г) Метод ………………… был вызван к жизни практическими потребностями изучения психики детей, душевнобольных и т.д.

д) При наблюдениях в естественных условиях самое трудное – это дать ………………… наблюдаемого явления с учетом ………………… обстоятельств.

е) Метод ……………… отличается от житейского восприятия ………………….., …………………, ……………….... условий.

ж) При …………………… наблюдениях используется …………………… или …………………. наблюдений.

з) При …………………….. анализе возникает проблема интерпретации зависимости, существующей между двумя ………………….. .

и) Первая лаборатория экспериментальной психологии была основана ………………… в …………………… .

к) …………………….. метод состоит во …………………. в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.

Наши рекомендации