Методы психологич. воздействия.

Метод предъявления моделей — основан на исполь­зовании механизмов психич. заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в кач-ве образ­цов: поведения др. людей, персонажей кинофильмов.• Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем клиента с целью нахождения оптим. решений. Гл. ме­х-мом психологич. воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на сознание силой логи­ч. доказательств.• Тренинг — метод воздействия, направл. на созда­ние новых психич. образований, либо на изменение и развитие уже существующих. В ходе тренинга используются разл. Упр., ролевые игры, психогимнастика.

Психич. саморегуляция основана на произвол. Упр. своим собств. Психич. сост. Она предполагает наличие или выработку соотв. умений, в том числе умений психопрофилактики и

психогигиены. Для студента, напр., это след. умения:умение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;умение предупреждать и снимать стрессовые прояв­ления, излишнее напряжение и волнение;

умение мобилизовать свою волю или внутр. силы для создания рабочего настроения, необход. самочувствия;умение контролировать темп и тон своей речи, ды­хания, мышечного напряжения и т.п.;умение производить разрядку в сменяющих учебу видах де-ти: физич. труд, фира, дис­котека, кино, и т.д.

В практич. психологии разработаны разл. методики психофизич. саморегуляции. Наиб. известной из них является аутогенная тренировка. В пла­не психофизич. саморегуляции могут быть полезны книги америк. психолога и педагога Дейла Карнеги, др. психологов, а также спец. Методич. рекомендации, разработанные для этих целей.

14. Происхождение и виды способностейСпособности — это система качеств личности, позво­ляющая успешно выполнять опред. виды де-ти. Напр., способность к математике, музыке, тех­нике и т.д.

Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отнош. к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности.

Способности чела обнаруживаются только в де-ти, причем лишь в той, кот. не может осущ. без наличия соотв. способностей.

Способности — это продукт общественно-историч. практики чела, результат взаимод. Биологич. и соц. факторов. Природными предпосылка­ми способностей являются задатки.Задатки — это врожденные анатомо-физиологич. особенности человеч. Ор-ма, его нервной сис­темы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.

По уровню развития способности бывают:— одаренность — это совокупность нескольких способ­ностей, обуславливающая успешную де-ть чела в опред. Обл. и выделяющая его среди др. людей. Обычно одаренность проявляется в нали­чии разностор. способностей;— талант — совокупность способностей, кот. по­зволяет получать продукт де-ти, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и обще­ств. значимостью. Особенность таланта - высокий уров. творчества в процессе де-ти;— гениальность - высший уров. развития способно­стей, обеспечивающий достижение принцип. но­вого, имеющего большое историч. Знач.;

Выделяют также след. способности:

— общие — интегративные способности, необход. для успешного осущ. Разл. видов де-ти;

— спец. - способности,необход.для вы­полнения конкретн. видов де-ти;

— профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу чела по той или иной профессии (часто успех в профес. Де-ти зависит не от одной какой-нить способности, а от их удачного со­четания, возможна и компенсация недостающей способ­ности другими);— творч. — способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не сущ. (творч. спо­собности чела могут проявляться в любой де-ти: научной, худ., производств., поли­тич., экономич., педагогич. и др.).

15. Понятие о темпераменте

Темперамент — это индивид. своеобразная, при-родно обусловл. совокупность динамич. прояв­лений психики чела. Темперамент определяется интен­сивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания пси­хич. процессов и изменения психич. состояний личности.В основе темперамента лежат особенности нервной де-ти чела, кот. характеризуется разл. соотношением возбужд. и торможения нервных про­цессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются си­лой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.

На основе разл. сочетаний этих показателей фи­зиолог И.П. Павлов выделил 4 ярко выраженные типа высшей нервной де-ти:безудержный, силь­ный, инертный и слабый тип.

Оказалось, что они соответствуют известным со вре­мен древнегреч. врача Гиппократа 4 типам темперамента:— холерик (безудержный тип) — преобладание возбуж­дения над торможением в нервн. системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критич. моменты — высокая концентрация сил;

— сангвиник (сильный тип) — характеризуется быстро­той реакции, высокой психич. активностью, богатст­вом мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;

— флегматик (инертный тип) - связан с медлительно­стью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокой­ствием, слабым проявлением эмоций, низкой психич. активностью, уравновешенностью;— меланхолик (слабый тип) — свойственны сдержан­ность речи и движений, низкий уров. Психич. ак­тивности, ранимость, преобладание отрицат. эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.От темперамента как врожденной особенности пси­хики зависят такие св-ва личности, как впечатлитель­ность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и др.

В чистом виде ни одного из 4 типов темпера­мента не сущ.. Каждый чел. имеет индивид. темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного тем­перамента.

Особенности темперамента личности обуславливают так­же индивид. стиль де-ти чела, кот. определяется, однако, и др. причинами, включ. в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жиз­ненного опыта.

В труд. Де-ти большое знач. имеет со­вместимость людей по темпераменту.

16.Характер личности

Характер — это психич. Св-во личности, представл. собой систему ее существенных и относит. устойчивых качеств (черт), обуславливающих пове­ление чела. Черты характера можно классифицировать по след. отношениям:• По отнош. к др. людям (общительность — замк­нутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).• По отнош. к себе (скромность — самовлюблен­ность,самокритичность - самоуверенность и т.д.).• По отнош. к делу (ответственность - недобросо­вестность, трудолюбие — леность и т.д.).• По отнош. к собственности (щедрость — жадность, бережливость - расточительность, аккуратность — неряш­ливость и т.д.).Структура и содерж. характераопределяется:

• Динамикой воли, т.е. тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самооблада­ние, самостоятельность, инициативность и противопо­ложные им черты характера).

• Спецификой проявления эмоций, кот. сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и др.).

• Интеллект. особенностями личности (глубо­комыслие, сообразительность, находчивость, любозна­тельность и т.п.).

Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с др. ее св-вами: темпераментом, способностя­ми, направленностью. Он формируется в теч. всей жизни на основе природных свойств в результате всевоз­м. действий и поступков чела. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общест­в. условия, конкр. обстоятельства, в кот. проходит его жизненный путь.

Сущ. Разл. типологии характеров.Напри­мер, нем. психолог и психиатр Э.Кречмер выделил 3 типа характеров личности в связи с наиб. часто встречающимися типами строения тела человека:

• Астенический тип (шизотимик) - обычно худой че­ловек, ср. или выше ср. роста, имеющий уз­кие плечи, тонкие руки, слаборазвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливается к окр., чувствителен, раним).

• Атлетич. тип (искотимик) — имеющий разви­тую мускулатуру, он ср. или высокого роста, с мощ­ной грудной клеткой и широкими плечами (бывает 2 видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессив­ный либо мало впечатлительный, со сдержанными жеста­ми и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).

• Пикнический тип (циклотимик) - отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, ср. роста, с короткой шеей (эмоции колеблются м/д радостью и печалью, общителен, откровенен, доб­родушен, реалистичен во взглядах).

Согласно типологии К. Юнгалюдей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:— экстраверт — заряжается энергией от людей и дей­ствий, направлен к внешнему миру, общителен;— интроверт — черпает энергию внутри себя, направ­лен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.

В типологииЭ. Фроммавсе выделенные им типы ха­рактеров подразделяются на 2 группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.Плодотворность по Э. Фрому — это реализация челом присущих ему возможностей, использование своих сил.

Неплодотв. ориентации: рецептивная, эксплуата­торская, стяжательская и рыночная.

Плодотв. ориентации: деятельная, любящая и ра­зумная.

Сущ. также психогеометрич. типология ха­рактеровна основе предпочитаемого выбора челом какой-либо из геометрич. фигур: квадрат, треуголь­ник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типоло­гии Сьюзен Далингер (США) Акцентуация характера — это понятие, означ. чрез­м. выраженность отд. черт характера или их сочетаний. Акцентуации характера представл. собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.Психопатия — это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта чела), в результате кот. резко нарушаются взаимоотношения с окр. людь­ми. Психопаты могут быть соц. опасны. В отлич. от психопатий акцентуации характера проявл. не посто­янно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме.

Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций.

• Гипертимический тип – чрезм. приподнятое на­строение,стремление к лидерству, риску, авантюрам; не реагир. на замечания, теряет грань дозволенного и т.п.• Дистимический тип - постоянно пониженное настрое­ние, замкнутость, немногословность,пессимистичность и т.п.• Циклоидный тип - общительность циклич. меня­ется в завис. от крайностей в настроении.

• Эмотивный тип – чрезм. чувствительность, ра­нимость, глубокое переживание малейших неприятно­стей, неудач.

• Демонстративн. тип - повышенное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой це­ной (слезы, обморок, скандал, болезни, хвастовство, на­ряды, ложь и т.п.).

• Возбудимый тип — повышенная раздражительность,несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, хамство и т.п.).

• Застревающий тип (на мыслях, на действиях) - не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склон­ный к склокам и конфликтам.

• Педантичный тип - занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет домашних чрезм. аккурат­ностью, сослуживцев и посетителей формальными тре­бованиями и т.д.

• Тревожный тип — пониженное настроение, опасение за себя и своих близких, неуверенность, сомнение. • Экзальтированный тип - изменчивое настроение, по­вышенная отвлекаемость на внешние события и т.д.

• Интровертированный тип — малая общительность, замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рас­сказывает, не раскрывает своих переживаний, холодное отношение к др., даже близким людям.

• Экстравертированный тип — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, не самостоятелен, не организован, предпочитает быть как все, подчиняться.

17. Соц. психология изуч. закономерности пове­дения и де-ти людей, обусловленные фактом их включ. в соц. группы, а также психологич. Хар-ки этих групп. Вместе с тем, как пишут америк. психологи и педагоги Д. Майерс, Ш. Тей­лор и др., соц. психология — это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют др. на др. и относятся др. к др.Если психология личности сосредоточена на внутр. мире индивида и на индивид. различиях, то соц. психологи обращают внимание на то, что во­обще свойственно большим и малым группам людей.Основные категории соц. психологии:

социум; соц. группа; соц. роль; соц. статус; соц. установка; социализация; общение; конфликт.

Поведение чела уже с рождения предопределяет­ся соц. окружением. О том, как влияют люди на поведение др. людей, свидетельствуют след. Соц. процессы:— соц. фасилитация — это процесс повышения скорости или продуктивности де-ти индивида вследствие актуализации в его сознании образов др. людей, выступающих в кач-ве соперников или наблю­дателей за его действиями. Например, улучшение спорт. результатов велогонщика, выступающего в груп­повом заезде, под влиянием соперников;— соц. ингибиция — процесс противоположный соц. фасилитации. Суть его в том, что иногда ре­альное или воображаемое присутствие др. людей ве­дет к ухудшению результатов де-ти. Чаще всего это происходит при выполнении не заученных и привычных задач, как при фасилитации, а при новых, сложных, твор­ч. задачах, когда влияние др. людей подавляет, тормозит индивид. активность. Например, в работе диспетчера, конструктора, архитектора и т.д.;

— соц. научение - процесс, осущ. пос­редством психологич. механизмов заражения, подра­жания, внушения и т.д. На основе соц. научения происх. социализация индивида. Например, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми пу­тем наблюдения за поведением взрослых в семье, на эк­ране, на улице.— соц. контроль — система воздействия соц. общностей на индивида с целью регуляции его поведения. Воздействию соц. контроля в наиболь­шей степени подвергаются индивиды, чье поведение ха­рактеризуется как девиантное, то есть отклоняющееся от групповых норм.Различают позитивные и негативные способы соц. контроля. К негативным относятся: наказание, принуж­дение и т.д. К позитивным — поощрение, одобрение и т.п.

18. Виды и хар-ка малых групп

Малые гр. — это немногочисл. по своему со­ставу (от 3 до 35 чел.) совокупности людей, объеди­ненных опред. Де-тю или др. соц. отношениями. Например, семья, студенч. группа, производств. бригада и т.д. В малых гр. в процессе общения ее членов возникают эмоц. отношения, вырабатываются груп. нормы по­ведения, развиваются др. групп. процессы.По ур. развития или организованности выделяют след. разновидности гр.:— диффузная гр. — члены гр. вступают в отно­шения, кот. опосредуются не содержанием групп. Де-ти, а только личными симпатиями (гр. приятелей);

— ассоциация — члены гр. вступают в отношения, кот. опосредуются только лично значимыми целями (группа охотников, нумизматов и т.п.);— корпорация — члены гр. вступают в отношения, опосредуемые частно-груп. интересами или целя­ми, не выходящими за рамки гр.;— коллективы — члены гр. вступают в отношения, опосредуемые единством личных, групп. и обществ. интересов.Выделяют 4 стадии развития труд. коллективов:

• Новички присматриваются друг к другу, совместно вырабатывая нормы делового взаимод., однако в личных отношениях руководствуются собств. по­нятиями о нормах и правилах поведения.

• Еще не все члены гр. принимают равное участие в выработке и принятии коллективных решений, формиру­ется актив будущего труд. коллектива.• Формирование соц. ориентированной моти­вации работников, т.е. усвоение коллективных норм поведения, идентификация (отождествление) своих лич­ных интересов с коллективными.• Полное созревание коллектива, внешний контроль за де-тю членов гр. сменяется самоконтро­лем, коллектив становится самоуправляемым.

Разл. этапам развития малых гр. присущи и др. внутр. Соц.-психологич. процессы. Совокупность всех этих процессов называют внутригруп. динамикой. К процессам внутригруп. динамики отно­сятся:руководство и лидерство, принятие групп. ре­шений, групп. нормообразование, формирование функц.-ролевой структуры гр., сплочение, групп. давление, конформизм, конфликты и др.Структура малой гр. — это совокупность связей, складывающихся в ней м/д индивидами. Выделяют 2 вида таких связей:— связи, порождаемые совместной де-тю (функ­ц., организац., экономич. и управ­ленч.— связи, порождаемые общением и психологич. отношениями.

Для малой гр. характерна также социометрич. структура, т.е. совокупность соподчиненных позиций членов гр. в системе внутригруп. Межличн. предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий Свое название структура получила от основного метода еедиагностирования — метода социометрии.Различают также группы членства и референтные (эта­лонные) гр., нормы и правила кот. служат для индивида образцом. Референтные группы могут быть ре­альные и воображаемые,позитивные и негативные, мо­гут совпадать или не совпадать с гр. членства.Малые соц. Гр. подразделяют также на фор­мальные и неформ., временные и стабильные, от­кр. и закр.

19. Понятие о конфликте и его фу-цияхИндивид. различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совм. жизни приво­дят к противоречиям м/д ними, обострение кот. и называют конфликтом.Конфликт — это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.Самые распространенные из конфликтов — это меж­личностные: м/д супругами, м/д родителями и т.д.

Конфликтное взаимод. отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновр. и связующим звеном. Чем большее зависимы межличн. отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объе­диняет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушит. тенденций,быть доб­ром и злом одновр.Фу-ции конфликтов:• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотн., нормы и ценности совместной жизнеде-ти людей.• Активизирующая — взаимод. Станов. более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотно­шений.

• Сигнализирующая — выявляются причины, усл. и факторы неудовлетворенности сущ. положе­нием дел.• Функция эмоц. разрядки ~ откр. выраже­ние своих мыслей и чувств в конфликте позволяет лю­дям снять эмоц. напряжение.

• Фу-ция инновации — конфликт как ср-во творч. инициативы, побуждение к обновлению.

• Профилактич. — своевременный кон­фликт предотвращает разрушит. поведение какой-либо из сторон

Структурные элементы конфликта:• Предмет конфликта — это реально существующая при­чина, из-за кот. стороны вступают в противоборство.• Конфликтн. ситуация — совокупность всех усл. конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.

• Инцидент — это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтн. ситуации, кот. провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.• Конфликтн. поведение — это действия, направл. на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.• Разрешение конфликта — это преодоление конфликт­н. поведения, конфликтн. действий.В завис. от остроты противоречийконфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногла­сие, противодействие, раздор, вражда.

Осн. виды конфликтов:• По составу конфликт. сторон: внутриличн., межличн., внутригруп. и межгруп.• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.

• По формам столкновения: откр. и скрытые.• По масштабам и продолжительности: общие и ло­кальные, кратковрем. и затяжные.

• По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные.

Причины возникн. конфликтов

Источники конфликтов подразделяют на 3 гр.: усл. функционирования соц. Гр., харак­тер межличн. или деловых отношений и сами люди. Наблюдения показывают, что около 80% конфликтов воз­никает помимо желания их участников. А непосредств. возбудителями конфликтов выступают так назы­ваемые конфликтогены, т.е слова, действия (или без­действия) потенц. участников. Суть конфликтов в том, что люди гораздо более чувствительны к словам и действиям др., нежели к тому, что говорят и делают сами, а также в желаниях защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.Однако, одиночный конфликтоген не способен при­вести к конфликту. Должна возникнуть эскалация конфликтогенов, когда на конфликтоген в наш адрес мы ста­раемся ответить еще более сильным. За конфликтогенами обычно скрываются взаимная неприязнь, обиды, зависть, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, угро­зы, насмешки, обман и т.д.Управление конфликтами

Конфликты — это явл. прогнозируемые. Они мо­гут быть частично либо полностью управляемыми. При час­тичном разрешении конфликтов устраняются конфликт­ные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уров. поведения и на уров. Внутр. побуждений.

Методы управления конфликтами:• Внутриличн. методы — касаются отд. лич­ности и состоят в правильной организации своего собст­в. поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оп­понента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоц. заражения.

• Межличн. методы — предполог. создание опред. Усл. Взаимод., кот. могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимн. доверия. После вы­яснения причин конфликта не менее важно найти взаи­моприемлемое для конфликтующих решение.

• Структурн. методы — касаются преимущ. конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти осн. стратегий поведения в конфликтн. ситуации:

• Настойчивость (принуждение). Тот, кто придержива­ется этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения др. стороны. Эта стратегия может быть эф­фективной в ситуации, угрожающей существованию ор­ганизации или достижению ее важных целей.

• Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для чела большой цен­ности, если ситуация может разрешиться сама собой.

• Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ чела от собств. интересов, готовность принес­ти их в жертву др., пойти ему навстречу. Эта страте­гия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для чела меньшую ценность, чем взаимоотношения с противополож. стороной.• Компромисс — характеризуется принятием точки зре­ния др. стороны, но лишь до опред. степени. Поиск приемлемого решения осущ. за счет вза­имных уступок.• Сотрудничество — участники конфликта признают право друг друга на собств. мнение и выражают го­товность ко взаимопониманию. Это дает возможность про­анализировать причины разногласий и найти приемле­мый для всех выход.

20. Виды власти и стили руководства

Руководителю (в отлич. от неформ. лидера) для управления гр. требуются спец. власт­ные полномочия, т.е возможность оказывать влия­ние на поведение людей, действия «сверху».

Виды власти руководителя:— власть, основанная на принуждении;

— власть, основанная на поощрении;— экспертная власть, основанная на спец. зна­ниях руководителя, кот. не имеют др.;

— эталонная власть или власть примера, когда подчи­ненные стараются быть похожими на своего руководителя;— законная или традиц. власть, когда один че­ловек подчиняется др. в силу того, что они стоят на разл. Иерархич. ступенях в организации.Стиль руководства — это совокупность характ. методов, приемов и действий руководителя по отнош. к подчиненным. Стиль руководства определяется сле­д. осн. факторами:— степень делегирования руководителем своих полно­мочий;— степень участия подчиненных в принятии решений;

— ур. информированности подчиненных о состоя­нии дел в организации;— виды власти, использ. руководителем. Осн. стили рук-ва:• Авторит. стиль — характеризуется концентра­цией власти у одного рук. Он сам принимает решения и жестко определяет всю де-ть подчи­ненных. При этом они получают мин. Необход. инфы. Рук. применяет в осн. пря­мые методы побуждения: приказ, команду, распоряже­ние, требование. Де-ть подчиненных строго кон­тролируется. Вступает с подчиненными только в деловые контакты, не принимает критику со стороны подчинен­ных. Преобладает власть, основанная на принуждении.

• Демократич. стиль — рук. децентрали­зует свою власть. Он консультируется с подчиненными, кот. также принимают уч. в выработке решений. Подчиненные получают достаточную инфу, что­бы иметь представление о перспективах своей работы. Их инициатива всячески стимулируется, рук. до­пускает элементы коллективного самоуправления. Чаще применяет косвенные методы побуждения: предложение, пожелание и т.п. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и в доверит. личные отношения, принимает критику со стороны подчиненных, стараясь учитывать ее в дальнейшей рабо­те. Использует все виды власти, но особенно власть, ос­нованную на поощрении, и власть примера.

• Либерал. стиль — характеризуется мин. вмешательством руководителя в де-ть коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятель­ность, возможность для творчества. Властные полномо­чия используются слабо. Воздействие на работников осу­щ. просьбами, иногда уговорами.

Руководство и управление гр. не одно и то же. Рук. выполняет лишь осн. Управленч. Фу-ции. Поэтому в психологии в последнее время все больше внимания уделяется так называемому партисипативному (соучаствующему) стилю рук-ва, когда к упр. широко привлекаются исполнители.

21. Понятие и структура общения

Общ. — это одна из основополаг. форм со­ц. взаимод. людей. В структуре любого об­щения (офиц. или неофиц.) выделяют 3 стороны: • Коммуникативная сторона состоит в обмене инфы м/д людьми. При этом инфа не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Осн. цель информац. обмена в общ. — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу разл. ситуаций и проблем.

• Интерактивная сторона представл. собой обмен не инфой, а действиями в процессе орг. и осущ. Взаимод. м/д людьми. Эта сто­рона общ. может проявл. в согласовании дейст­вий, распределении фу-ций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутр. мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с соц.-психологич. наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существ. особенности и прогнозировать поведение.Осн. механизмы соц. перцепции:• Идентификация (уподобление) заключ. в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации явл. механизм эмпатии. Однако, при эмпатии происх. не рациональное понимание проблем др. чела, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.В процессе соц. перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к след. Психологич. эффектам:

• Эффект ореола — когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные кач-ва.• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия зна­комого чела новая инфа о нем оказывается более значимой.• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый чел. соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс соц. перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.Виды общения:

Верб. — неверб.; контактное — дистантное;

Непосредств. — опосредованное; устное — письменное; межличн. — массовое; частное — офиц.(деловое); искреннее — манипулятивное.Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит 7 прин­ципов:

принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора); принцип достаточности инфы (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);принцип кач-ва инфы (не ври);принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);выражай мысль ясно и убедительно; умей слушать и понять нужную мысль;умей учитывать индивид. особенности собе­седника.

Этапы общения:

появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт; ориентировка в целях, в ситуации общ.;ориентировка в личности партнера;планирование содержания общ. (обычно бес­сознат.);бессознат. или сознат. выбор сре-в, фраз, манер поведения;

восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;корректировка направления и стиля общения.Ср-ва общения:

— язык — обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают разл. субъективный смысл употребляемым словам';— интонация;— мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутр. душевное состояние;— позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;— взгляды, контакты глаз;— жесты.Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, инто­наций - 38%, неверб. Взаимод. - 53%.

22. В структуре упр. как системе обычно выделяют след. компоненты: субъект управления, объект управл., цели управл., управленч. взаимо­д., фу-ции управл., мех-мы управл. и др. Сам же процесс управл. Включ. в себя прин­ципы, методы и фу-ции управл.

Принципы — это правила, положения, требования, ко­т. руководствуются в управл. или менеджмен­те. Их можно разделить на 3 гр.: Общие принципы:

- п. планирования;- п. научной организации управленч. труда;

- п. компьютеризации;- п. инновации;- п. структ. перестроек. 2. П. управл. людьми:- партнерство в отношениях м/д руководителями и коллективом;- делегирование (передача) части полномочий под­чиненным;- улучшение условий труда персонала;- отказ от необоснованных привилегий;

- использование мер поощрения (экономич., мо­ральных, соц.);

- расширение сфер общ. с подчиненными;- поддержание хорошего психологич. климата в орг.3. П., связанные с формированием личности ме­неджера:— целенаправл. Воспит. и самовоспит. ме­неджеров;— спец. подготовка менеджерских кадров.

Методы управл. также можно разделить на 3 гр.:— экономич. методы, реализуемые путем мат. стимулирования труда работников (дифференцируе­мая зарплата, премии, персональные надбавки и т.п.);— педагогич. методы, включ. в себя инди­вид. и коллективную работу по инструктирова­нию, обучению и воспит. персонала (собрания, со­вещания, беседы и т.п.);— администрат. методы, основанные на норма­тивах и правах рук. как единоначальника, пред­полаг. воздействие на коллектив и отд. его членов путем издания приказов, распоряжений, реше­ний и т.п.Процесс управл. состоит из последоват. ряда управленч. действий, кот. Назыв. управлен­ч. Фу-циями. Осн. из них: планирование — организация — координация — контроль. Кроме осн., можно назвать и др. фу-ции управл.: целеполагания, прогнозирования, операт. регулирования, учета и анализа, результатов де-ти. Особое место среди них занимает фу-ция мотивации или стимулиро­вания, кот. как бы пронизывает все остальные фу-­ции и представл. особый интерес с точки зрения пси­хологии управл.. При этом управленч. Де-ть всегда циклична. Ч/з опред. промежутки времени (финансовый год, учебн. год, квартал, семестр и т.п.) она повторяется, начиная с нового планирова­ния и заканчивая итог. контролем.

23. Психологизация управленч. Де-тиВ посл. десятилетия, как в науке, так и на практике, наблюдается так называемый процесс психологиза­ции управленч. Де-ти. Совр. менеджмент основывается на признании приоритета личности через пр-во и сферу услуг. Во главу ставится не управление рабочей силой или кадрами, а управл. Человеч. ресурсами. На совр. предприятиях организуются службы управл. персоналом, имеющие в своем составе профес. психологов. И настоя­щий менеджер как профессионал в сфере управл. обязан сегодня знать психологич. основы управл. Поэтому сегодня активно разрабатываются научные основы психологии управл., в вузах вводятся дисциплины по психологии управл., деловой психологии, психологии менеджмента; в курсах менеджмента - разделы, отражающие соц.-психо­логич. проблемы и методы управл..

Осн. направлением психологизации практики управл. Явл. воздействие на эк. пси­хологию работников. Субъект при этом взывает к совес­ти работников как осн. источнику мотивов каче­ственного и эффективного труда. Психологизация управ­л. Проявл. также в способах психологич. воздействия на личность с пом. личного примера, авторитета с сознат. применением приемов убеж­дения, заражения, внушения. Такие походы в своей со­вокупности позволяют воздействовать на всю психику чела, а не только на ее сознат. часть.Психологич. приемы и методы в практике менедж­мента, как отмечает В.Г. Янчевский, используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и ус­тановления наиболее благоприятного психологич. климата. К ним относятся:— гуманизация труда, т.е. ликвидация монотонно­сти, цветовая раскраска помещений и оборудования, ис­пользование спец. подобранной музыки;— психологич. побуждение через поощрение твор­чества, инициативы и самостоятельности;

— профес. отбор и обучение персонала фирм для эффективного применения индивид. способ­ностей личности в труд. Де-ти;— отбор людей по психологич. Хар-кам и развитие необход. Психологич. Кач-в;— комплектование малых гр., исходя из критерия психологич. совместимости работников;

— установление норм. Взаимоотнош. м/д ру­к. и подчиненными.Психологизация управленч. Де-ти так или иначе затрагивает все фу-ции управл.

Так, например, психологич. факторы планиро­вания зависят от индивид. особенностей лично­сти руководителя, его способности составлять планы, разделять гл. и второстепенное, своеврем. их кор­ректировать. Т.е проявлять гибкость в процессе пла­нирования.

Психологич. проблемы, связ. с фу-цией орг., могут быть вызваны несвоеврем. ре­структуризацией фирмы или предприятия, мелочным рег­ламентированием, чрезм. централизацией власти, нечетко и т.д. И знания психологии управл. призваны помочь в их недопущении.Что касается фу-ции контроля, то психологич. Неподготовл. Рук. может, например, не объяснять цели и задачи контроля работникам, исполь­зовать контроль как ср-во психологич. давления. В итоге труд.коллектив может оказаться в сост. Психологич. неопределенности, подавленности.

Именно психологизация управл. помогает предот­вратить подобные отрицат. Психологич. по­следствия, а также помогает в деле их преодоления.

24. Субъекты управл. - это отд. люди или гр. людей, наделенные управленч. полномочиями и осущ. или приним. участие в управ­ленч. Де-ти. Это могут быть лица, прини­мающие управленч. решения, менеджеры, руково­дители, работники аппаратов управл., а также члены коллегиальных органов управления — советов, президиу­мов, комитетов, комиссий.

В широком смысле слова, к числу субъ<

Наши рекомендации