Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования.

Конечная цель специальной педагогики – достижение развивающейся личностью максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Цели более общего уровня – коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная.

Специфические конкретные цели - воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и др.

Задачи:

1. Разработка теоретических и методологических основ изучения воспитания, обучения, развития детей с отклонениями.

2. Определение стратегии развития национальной системы специального образования

3. Разработка теоретических подходов к дифференцированной диагностики и образованию лиц с ОВЗ

4. Разработка педагогических технологий образования лиц с ОВЗ

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ

6. Поиск вариативных форм организации специального образования

7. Создание учебно – методической базы подготовки учителя дефектолога.

Принципы специальной педагогики:
1. Принцип педагогического оптимизма — этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс;
2. Принцип ранней педагогической помощи — современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей;
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития;
4. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
5. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании — предметно - практическая деятельность позволяет, опираясь на здоровые силы и сохранные возможности ребенка, развивать сенсомоторную основу высших психических функций, в первую очередь языка и мышления, компенсировать недостаточность жизненного, практического опыта, создавать условия для развития навыков ситуативно - деятельностного и других видов общения, обеспечивать устойчивую мотивацию общения и деятельности в процессе обучения, овладевать навыками социального взаимодействия;
6. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
7. Принцип необходимости специального педагогического руководства (специалисту необходимо знать специфику каждого клиента и в соответствии с этим иметь профессиональную подготовку).

Методы:

Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент

Наблюдение

Изучение продуктов деятельности

Анкетирование

Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

· Методики структурирования - формирование стимулов, предание им некоторого смысла.

· Методики конструирования - создание из деталей осмысленного целого.

· Методики интерпретации - это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

· Методики дополнения - например: незаконченное предложение.

· Методики экспрессии - рисование.

· Методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях.

· Методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.

Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
16. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей от­клонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором на­ходится растущий человек с ограниченными возможностями.
Специальное образование человека с ограниченными возмож­ностями - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объ­ем, качество и конечные результаты которого определяются ха­рактером отклонения (или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма; временем возникно­вения и тяжестью нарушения.

Принципы специального образования

1. Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особен­ностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходи­мые условия.

2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключе­вых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных по­требностей. Современное специальное образование предусмат­ривает максимальное сокращение разрыва между моментом выяв­ления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целена­правленной коррекционно-педагогической помощи.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучаю­щегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем ор­ганизма в соответствии со спецификой природы недостатка раз­вития.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Социально-адаптирующая направленность специального обра­зования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «соци­альное выпадение», сформировать различные структуры социаль­ной компетентности и психологическую подготовленность к жиз­ни.

5. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Деятельностный принцип в специальной педагогике опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим сред­ством обеспечения компенсаторного развития аномального ребенка. То, чему обыч­ного ребенка можно научить на словах, для аномального ребенка становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организован­ной педагогом.

6. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход является конкретизацией дифферен­цированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенно­сти каждого ребенка, так и его спе­цифические особенности, свойственные детям с данной категори­ей нарушения развития.
Дифференцированный подход к аномальным детям и подросткам в условиях коллективного учеб­ного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Педагог организует коррекционно-образовательный процесс диф­ференцирование, исходя из наличия однородных по сво­им характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и спо­собы контроля и мотивации учения.


Методы обучения.

Общепедагогические методы и приемы обучения предусматривают специальный отбор и композицию методов и приемов, отвечающих особым образовательным потребностям аномального ребенка и специфике коррекционно-педагогической работы с ним;

В специальном образовании практически все­гда используется сложное сочетание нескольких методов и прие­мов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.

Методы воспитания.

Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка.

Методы:

1. информационные методы (беседа, консультирование, использо­вание средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример пе­дагога, экскурсии, встречи и пр.);
2. практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы - арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.;

3.побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Нельзя наказывать ребенка трудом, дея­тельностью в целом, так как и то и другое - привлекательные для ребенка вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве на­казания. Более действенным является лишение участия в деятель­ности, игре, общении.

Формы организации специального обучения

1. Индивидуально-групповая форма организации обучения используется в качестве продолжения ин­дивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.).

2. Классно-урочная система, урок (занятие) является одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразо­вательной массовой школе, позволяет организовать не только учеб­но-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронталь­ной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы детей.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обуче­ния, уроки в специальной школе строятся по смешанному или ком­бинированному типу. Это объясняется тем, что аномальные дети не могут усваивать новый материал большими порциями; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необхо­димы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения ма­териала, выявление возникающих образовательных затруднений.

3. Групповые формы работы. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их позна­вательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, ко­гда дети объединяются во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания.

4. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познава­тельной деятельности от остальных детей.

5. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскур­сии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение), самоподготовка (приготов­ление уроков в специальной школе-интернате).

6. К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические меро­приятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).

Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах-интер­натах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организаци­онных формах учебной и воспитательной работы.

Наши рекомендации