Тема 2: Педагогика как наука
Цель занятия:сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача.
Вопросы к семинару
1. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.
2. Структура педагогической науки.
3. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
4. Понятие образование, обучение, воспитание и их характеристика.
5. Понятие развитие, формирование и их характеристика.
6. Методы педагогического исследования.
7. Педагогические составляющие деятельности врача.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Методы педагогического исследования.
2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.
Темы рефератов
1. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.
2. Медицинская педагогика как наука.
Тема 3: Процесс развития личности
Цель занятия:понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.
Вопросы к семинару
1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.
2. Процесс развития личности.
3. Влияние среды на развитие личности.
4. Наследственность и развитие.
5. Влияние воспитания на развитие личности.
6. Самовоспитание и саморазвитие в становлении личности и врача.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.
2. Структурная организация личности человека.
Темы рефератов
1. Движущие силы индивидуального развитиячеловека.
2. Развитие системы непрерывного медицинского образование в России.
3. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности как цель воспитания.
Тема 4: Процесс обучения.
Цель занятия:понимание студентами основных составляющих педагогического процесса, как единой системы обучения.
Вопросы к семинару
1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.
2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.
3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.
4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.
5. Характеристика процесса усвоения знаний.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.
2. Понятие о принципах обучения. Система дидактических принципов.
3. Основные закономерностипроцесса обучения.
Темы рефератов
1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.
2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.
Тема 5: Методы, формы обучения
Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов, форм и средств обучения.
Вопросы к семинару
1. Классификации методов обучения в педагогике.
2. Лекция как метод устного изложения знаний.
3. Беседа как метод обучения.
4. Особенности проведения лабораторного занятия.
5. Формы организации учебной деятельности. Соотношение между формой и методами обучения.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Общие формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, их характеристика и особенности.
2. Средства обучения в работе преподавателя.
3. Урок – понятие, структура, характеристика урока.
Темы рефератов
1. Урок – как основная форма организации обучения.
2. Формы организации обучения.
3. Средства обучения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
4. Технических средств обучения: их характеристика и классификация. Психолого-педагогические и дидактические возможности ТСО.
Тема 6: Педагогический контроль.
Цель занятия: понимание студентами роли контроля в процессе обучения, усвоение методов, принципов и функций контроля в процессе обучения.
Вопросы к семинару
1. Контроль – понятие, функции, принципы.
2. Виды контроля: предварительный, текущий – их характеристика, преимущества и недостатки.
3. Рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.
4. Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.
5. Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Методы письменного контроля, практическая проверка знаний и умений – их характеристика и особенности.
2. Педагогическое тестирование – понятие, преимущества и недостатки, требования к составлению тестов.
Темы рефератов
1. Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).
2. Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.
3. Методы практического контроля в вузе.