Тема 2: Педагогика как наука

Цель занятия:сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача.

Вопросы к семинару

1. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.

2. Структура педагогической науки.

3. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

4. Понятие образование, обучение, воспитание и их характеристика.

5. Понятие развитие, формирование и их характеристика.

6. Методы педагогического исследования.

7. Педагогические составляющие деятельности врача.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Методы педагогического исследования.

2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.

Темы рефератов

1. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.

2. Медицинская педагогика как наука.

Тема 3: Процесс развития личности

Цель занятия:понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.

Вопросы к семинару

1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.

2. Процесс развития личности.

3. Влияние среды на развитие личности.

4. Наследственность и развитие.

5. Влияние воспитания на развитие личности.

6. Самовоспитание и саморазвитие в становлении личности и врача.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.

2. Структурная организация личности человека.

Темы рефератов

1. Движущие силы индивидуального развитиячеловека.

2. Развитие системы непрерывного медицинского образование в России.

3. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности как цель воспитания.

Тема 4: Процесс обучения.

Цель занятия:понимание студентами основных составляющих педагогического процесса, как единой системы обучения.

Вопросы к семинару

1. Понятие о дидактике как теории обучения – ее предмет, функции.

2. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи.

3. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения.

4. Характеристика компонентов процесса обучения (целевой, содержательный, деятельностный, результативный) и их значение для педагога и обучаемого.

5. Характеристика процесса усвоения знаний.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Этапы педагогического процесса и их значение для преподавателя.

2. Понятие о принципах обучения. Система дидактических принципов.

3. Основные закономерностипроцесса обучения.

Темы рефератов

1. Система дидактических принципов используемых в работе преподавателя высшей школы.

2. Особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.

3. Закономерности протекания процесса обучения и их значение в работе преподавателя высшей школы.

Тема 5: Методы, формы обучения

Цель занятия: понимание студентами сущности различных методов, форм и средств обучения.

Вопросы к семинару

1. Классификации методов обучения в педагогике.

2. Лекция как метод устного изложения знаний.

3. Беседа как метод обучения.

4. Особенности проведения лабораторного занятия.

5. Формы организации учебной деятельности. Соотношение между формой и методами обучения.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Общие формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, их характеристика и особенности.

2. Средства обучения в работе преподавателя.

3. Урок – понятие, структура, характеристика урока.

Темы рефератов

1. Урок – как основная форма организации обучения.

2. Формы организации обучения.

3. Средства обучения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

4. Технических средств обучения: их характеристика и классификация. Психолого-педагогические и дидактические возможности ТСО.

Тема 6: Педагогический контроль.

Цель занятия: понимание студентами роли контроля в процессе обучения, усвоение методов, принципов и функций контроля в процессе обучения.

Вопросы к семинару

1. Контроль – понятие, функции, принципы.

2. Виды контроля: предварительный, текущий – их характеристика, преимущества и недостатки.

3. Рубежный и итоговый контроль – их характеристика, преимущества и недостатки.

4. Методы оценки знаний обучающихся на занятии: повседневное наблюдение за работой, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный – их характеристика и особенности.

5. Критерии оценки успеваемости обучающихся. Отличие учебной оценки и отметки.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Методы письменного контроля, практическая проверка знаний и умений – их характеристика и особенности.

2. Педагогическое тестирование – понятие, преимущества и недостатки, требования к составлению тестов.

Темы рефератов

1. Современные виды и формы контроля и их значение для системы образования (педагогическое тестирование, рейтинговая система).

2. Методы письменного контроля знаний студентов в вузе.

3. Методы практического контроля в вузе.

Наши рекомендации